Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие внимания у детей дошкольного возраста средствами подвижных игр с элементами футбол

Работа №149885

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Внимание в современной психологии и педагогике 9
1.1 Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста....9
1.2 Роль подвижной игры детей дошкольного возраста 15
1.3. Роль подвижных игр с элементами футбола в развитии внимания у детей
дошкольного возраста 19
1.4. Роль подвижных игр с элементами футбола в развитии внимания у детей
дошкольного возраста 24
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация и проведение исследования 40
Глава 3. Экспериментальная методика, включающая серию подвижных игр с элементами футбола, направленная на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста 42
3.1. Теоретическое обоснование экспериментальной методики 43
3.2. Эффективность реализации экспериментальной методики 46
Выводы 57
Список используемых источников 58


Актуальность. Внимание в жизни ребенка дошкольного возраста выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями малыша, обеспечивает избирательную длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
В дошкольном возрасте наблюдается развитие всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целенаправленной развивающей работы, стихийно складывающиеся процессы внимания не достигают уровня, обеспечивающего своевременное психическое развитием детей дошкольного возраста. Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с ребенком, а также от того, как он организует его деятельность.
В отечественной детской психологии и педагогике отмечается значение игр и упражнений, включающих умственную и двигательную активность в развитии внимания, то есть игр, требующих от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Наличие сюжета в игре вызывает у детей интерес к предлагаемым двигательным заданиям и способствует старательному и точному их выполнению. В играх и игровых упражнениях с двигательным компонентом более определено выступают задачи прямого обучения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями.
Между тем, несмотря на большое число психолого - педагогических исследований, посвященных изучению познавательной деятельности, проблему развития внимания ребенка дошкольного возраста средствами подвижных игр нельзя назвать до конца изученной. На практике, в связи с методической непроработанностью вопросов подбора подвижных игр и создания педагогических ситуаций, способствующих развитию свойств внимания детей в подвижных играх, многие педагоги сталкиваются с серьезными трудностями.
Таким образом, актуальность темы определяется, во-первых, качественными изменениями в развитии внимания детей дошкольного возраста. Во-вторых, значением внимания в жизнедеятельности ребенка. В- третьих, необходимостью целенаправленной развивающей работы по развитию внимания. В-четвертых, недостаточным использований знаний, накопленных в отечественной детской психологии и дошкольной педагогике о подвижной игре как средстве развития свойств внимания. В частности, в современных методических разработках, посвященных познавательному развитию детей дошкольного возраста в подвижных играх, не учитывается тот факт, что внимание представляет собой сложный психический процесс, своеобразие которого проявляется в развитии его свойств. Следствием этого является недостаточно полное использование развивающего потенциала подвижных игр в воспитании и развитии дошкольников. Между тем, целенаправленный подбор подвижных игр позволяет адресно воздействовать на развитие свойств внимания дошкольников. Направленность воздействий зависит от позиции взрослого в общении с детьми, а также от того, как он организует их игровое поведение. Регулируя двигательное поведение ребенка с помощью слова или указательного жеста, взрослый способен направлять сознание ребенка на объектах действительности, стимулировать процессы, обеспечивающие развитие объема, переключения, распределения, концентрации внимания.
Анализ исследования настоящей проблемы позволил выявить противоречие: между потребностью формирования внимания дошкольника и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса средствами подвижных игр с элементами футбола в дошкольном образовательном учреждении.
Выявленные противоречия определили научную проблему, которая формулируется следующим образом: при каких условиях проектирование и апробация серии подвижных игр с элементами футбола, способствующих развитию внимания у детей дошкольного возраста окажется результативным.
Объектом исследования является процесс развития внимания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие внимания у детей дошкольного возраста средствами подвижных игр с элементами футбола.
Цель исследования -теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности проектирования серии подвижных игр с элементами футбола, способствующих развитию внимания у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста можно развить более эффективно, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- разработать экспериментальную методику, направленную на развитие внимания дошкольников средствами подвижных игр с элементами футбола;
-определить педагогические условия организации учебного занятия, направленного на игровую деятельность в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей данного возраста и учетом специфики образовательного дошкольного учреждения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы и конкретизировать методологические подходы к развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
2. Разработать и внедрить в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения экспериментальную методику, включающую серию подвижных игр с элементами футбола, направленную на развитие внимания у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать результативность экспериментальной методики развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью педагогических условий, позволяющих спроектировать серию подвижных игр с элементами футбола по контрольно-переводным нормативам.
Методы исследования. Теоретический анализ учебной, методической психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
Специализированные методы исследования на развитие внимания. Методика и тест Пьерона - Рузера, методика «найди и вычеркни» Марцинковской Т. Д., методика «Шифровка» Векслера.
Методы оценки технической подготовки. Контрольно-переводные нормативы (максимальное касание мяча за 30 секунд, обводка конусов, комплексное упражнение: обводка конусов с ударом по воротам, удар по «цветным» воротам). Методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе академии футбола «Я Чемпион». Тренировочной базой для внедрения программы, являлось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8. Участниками исследования являлись девочки и мальчики старшего дошкольного возраста. Исследование осуществлялось в три этапа с октября 2016 года по май 2018 года.
Первый этап (с октября 2016 по май 2017 года) - поисковый: осуществлялся анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; анализ и выбор существующих средств, а именно подвижных игр, игр с элементами футбола и упражнений для развития внимания; определение тестов, и методик, позволяющих оценить уровень развития внимания у ребенка.
Второй этап (с сентября 2017 по февраль 2018 года) - организационно-методический: проведен педагогический эксперимент для определения эффективности разработанной методики. В сентябре 2017 года у детей старшего дошкольного возраста были приняты нормативы, включающие в себя: методы оценки технической подготовки (максимальное касание мяча за 30 секунд, обводка конусов, комплексное упражнение: обводка конусов с ударом по воротам, удар по «цветным» воротам), так же специализированные методы исследования на развитие внимания.
С сентября 2017 года по май 2018 года проводились тренировки, включающие в себя подвижные игры, и игры с элементами футбола. технический комплекс, направленный на развитие техники 2 раза в неделю по 35 минут.
Третий этап (с марта 2018 по май 2018 года) - заключительно- обобщающий: завершен набор экспериментального материала, проведен анализ полученных результатов. Написание диссертации.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что предложена экспериментальная методика, включающая серию подвижных игр с элементами футбола и определены педагогические условия, позволяющие развивать внимание у дошкольников элементами футбола, что вносит вклад в теорию дошкольного физического воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют рекомендовать в практику дошкольного учреждения разработанную экспериментальную методику, направленную на развитие внимания дошкольников средствами подвижных игр с элементами футбола. Методика внедрена в учреждение Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 8.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана экспериментальная методика развития внимания у детей старшего дошкольного возраста на основе применения подвижных игр с элементами футбола;
- определены педагогические условия реализации экспериментальной методики, направленной на развитие внимания средствами игровой деятельности с элементами футбола, что позволяет формировать с раннего возраста спортивную культуру личности, через новые движения, ощущения и эмоции, повышать физическую подготовленность.
Положения, выносимые на защиту
1. Возрастная динамика уровня развития внимания имеет возрастающий характер, что необходимо учитывать при подборе методик, оценивающих объем и интенсивность игровой деятельности в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
2. Результативность реализации экспериментальной методики обеспечивается педагогическими условиями организации занятий на основе игрового метода, включающего элементы футбола, что подтверждается повышением объема, концентрации и устойчивости внимания к специфической деятельности участников эксперимента, повышением уровня физической подготовленности.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации опубликованы в статьи: Природная одаренность девочек 8-9 лет, занимающихся футболом, как критерий спортивного отбора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, практических рекомендаций, списка литературы, иллюстраций и таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ литературных источников и научных работ показал, что проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, средствами футбола разработана недостаточно.
2. Игра в футбол относится к игровым видам физической активности, пользуется большой популярностью у детей. Использование подвижных игр и элементов футбола, позволяет повысить моторную плотность и эмоциональный фон занятий, способствует развитию видов внимания и способствует повышению уровня физической подготовленности.
3. Разработана и обоснована экспериментальная методика, которая представляет собой процесс обучения, построенный на закономерности развития типов внимания, что обеспечивает рациональную двигательную деятельность и позволяет достичь, запланированные результаты обучения.
4. Предложенные педагогические условия определяют задачи, методы, содержание занятия, продолжительность, методические указания. Каждое занятие направлено на решение следующих задач: Развитие специальных видов внимания. Развитие координационных способностей. Обучение техническим действиям игры в футбол.



1. Агеева Г. Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Агеева Гульназ Фаритовна.- Набережные, 2013
2. Акимова, Л.Н. Психология спорта. Курс лекций/ Л.Н. Акимова Одесса.: Студия «Негоциант», 2004. 127 с.
3. Амплеева, В. В. Психология общения в спорте: учебно-методическое пособие / В. В. Амплеева, Д. И. Сурнин. — 2-е изд., испр. и доп. — Тольятти: ПВГУС, 2012. 132 с.
4. Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра: Кн.для учащихся сред. и ст. классов. / С.Н. Андреев. - Москва: Академия, 2009. 144 с.
5. Ахмеров, Э.К. Футбол для начинающих: учебное пособие / Э.К.Ахмеров. - Минск: Полымя, 2010. 78 с.
6. Ашибоков, М.Д. Футбол: учебное пособие /М.Д Ашибоков. - Майкоп: изд-во АГУ, 2012. - 28с.
7. Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры и спорта Учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. - Омск :СибГУФК, 2007. 270 с.
8. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от
темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012.
9. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности . изд.: Психология в спорте. // Н.А. Батурин: - Омск. 2008. 195с.
10. Бойко, В. В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Бойко. - Орел, 2007. - 174 с.
11. Бойко, Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / Е.А. Бойко. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 256 с.
12. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. 624 с.
13. Веракса, Н. Е. Детская психология. Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 с.
14. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко.
- М.: Айрис-пресс, 2011. - 160 с.
15. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Говорящая книга, 2012. - 636 с.
16. Волошина, Л. Н. Формирование готовности и способности ребёнка- дошкольника к деятельности по охране и укреплению здоровья [Текст] / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова, В. Т. Ушакова // Культура физическая и здоровье / Воронеж гос. пед. ун-т. - 2010. - № 1. - С. 8¬13.
17. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. 724 с.
18. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 202 с.
19. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания / П.Я.Гальперин.-Москва.,2013. -167с.
20. Герасина, Е. В. Детская психология / Е.В. Герасина. - М.: Владос- Пресс, 2010. - 288 с.
21. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 288с.
22. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов/ В.П. Губа. - Смоленск.: «ТО-информ коммерческого агентства», 2009. 219 с.
23. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. - М.: Диалог культур, 2013. - 240 с.
24. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2011. - 576 с.
25. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 с.
26. Казина О. Б. Физическая культура в детском саду. Конспекты занятий, праздников и развлечений; Академия Развития - , 2011. - 320 с.
27. Ключева, М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник / М.А. Ключева. - М.: Форум, Неолит, 2014. - 400 с.
28. Корепанова М.В. Педагогика дошкольного детства. Учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации . —Волгоград, 2006. - 93
29. Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста; Просвещение - Москва, 2008. - 112 с.
30. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебное пособие для вузов, для студентов спец. «Психология». СПб: Питер, 2011 .
31. Малашкина М.М. Популярная история психологии. - Москва: Вече, 2012.
32. Мартьянов Б.Н., Гогунов Е.Н. Социально-психологические
особенности спортивной группы /Психология ФВ и С, М. - 200. - с. 288.
33. Матюхина, Ю. А. 365 лучших подвижных игр для детей 6-9 лет на каждый день / Ю.А. Матюхина. - М.: Академия развития, 2008. - 320 с.
34. Московченко О.Н. Рабочая тетрадь для магистров по дисциплине «Мониторинг физического и психо-физиологиечского состояния в процессе занятий физической культурой и спортом» Красноярск. Гос.пед.ун-т. Им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. -106.
35. Немов Р.С. Общая психология. - Москва: Владос, 2008. 400 с.
36. Осипова А.А.Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 - 9 лет / А.А.Осипова, Л.И.Малашинская.- Москва,2011. - 246 с.
37. Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев.
- М.: Феникс, 2014. - 224 с.
38. Петросян, Г. Г. Физическое развитие и мониторинг состояния здоровья сельских дошкольников Ставропольского края: дис. канд. мед. наук : 14.00.09 / Г. Г. Петросян ; Ставроп. гос. мед. акад. - Ставрополь, 2009.- 23 с.
39. Русанова // Сохранение и укрепление здоровья детей как показатель качества дошкольного образования: Материалы научно-методической конференции. - Самара: Изд-во МГПУ, 2007. С 18-24.
40. Ситник, Б. А. Летние забавы. Энциклопедия подвижных игр / Б.А. Ситник. - М.: Суфлер, Феникс, 2013. - 567 с.
41. Степаненкова, Э. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх / Э.А. Степаненкова, Т.А. Семенова. - М.: Компания Спутник +, 2013. - 200 с.
42. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 859 с.
43. Токаева, Т. Э. Ребенок дошкольного возраста как субъект
физкультурно-оздоровительной деятельности/ Т. Э. Токаева // Инструктор по физкультуре. - 2010. - № 4. - С. 4-14.
44. Физическая культура дошкольников : проблемы перспективы
Петрушина Г.А.В сборнике: Здоровье в XXI веке - 2010 Материалы Международной научно-практической конференции. Под реакцией: А.А. Желтиков , Ю.И. Григорьев. 2010. С. 270-271.
45. Формирование физической культуры личности старших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания: теория и практика [Электронный ресурс]: теория и практика: монография / З.С. Варфоломеева, Е.В. Максимихина, С.Е. Шивринская; [науч. ред. С.И. Изаак]. - 2-е изд. - Москва: Флинта: Наука: 2012. - 191 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ