ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Теоретическое представление о воображении, как о психическом
процессе 7
1.2. Особенности развития воображения в старшем дошкольном
возрасте 14
1.3. Развитие воображение детей старшего дошкольного возраста
посредством музыкальных занятий 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения детей
старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий 28
2.1. Методы и организация исследования 28
2.2. Результаты исследования 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
В современном обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности, которая обладает способностью нестандартно решать возникающие жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. В качестве одного из важнейших психических процессов, обуславливающих творчество, традиционно рассматривается воображение. Воображение включено в любую творческую деятельность человека на всех этапах его жизни. Однако особенно значимым является изучение и развитие воображения в дошкольном возрасте, когда закладываются основы развития этого психического процесса.
Большое значение воображения в развивающейся психике ребенка требует особого внимания к его изучению со стороны психологов. Несмотря на значительную изученность проблемы, развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в практической работе дошкольных образовательных учреждений чаще сводится к отдельным мероприятиям, проходящим стихийно, однако развитие воображения должно быть организованным и требует определенных критериев и показателей, позволяющих определить развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, существует противоречие между назревшей потребностью развития воображения детей старшего дошкольного возраста и отсутствием эффективных средств в условиях практики дошкольных образовательных учреждений. Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как способствовать развитию воображения детей старшего дошкольного возраста. В своем исследовании мы предпримем попытку разработать программу музыкальных занятий, эффективно влияющую на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить влияние программы музыкальных занятий на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством программы музыкальных занятий.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- изучить особенности воображения детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и апробировать программу музыкальных занятий, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста;
- изучить влияние программы музыкальных занятий на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста повысит программа музыкальных занятий, разработанная на основании принципов интегральности и синестезии, а также на создании благоприятных психологических и интеллектуальных условий.
Благоприятные психологические условия подразумевают: 1. стремление педагога к эмоциональному включению в жизнь детского коллектива каждого ребенка; 2. поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; 3. создание условий для комфортного самочувствия детей; 4. развитие эмпатийных способностей членов детского коллектива. Принцип интегральности заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства. На занятиях имеются различные материалы для творчества, и дети имеют возможность в любую минуту действовать с ними. Принцип синестезии предполагает явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и добавочное ощущение или представление, характерные для другого органа чувств. На занятиях дети интересно и своеобразно интерпретируют звук, тактильные ощущения и образы. Звуки музыки вызывают зрительные ощущения в виде различных образов.
В качестве основных методов исследования были определены:
- теоретический анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы;
- формирующий эксперимент, направленный на выявление влияния музыкальных занятий в детском дошкольном учреждении на развития воображения детей старшего дошкольного возраста и фиксацию результатов, достигнутых после проведенной работы.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие диагностические методики:
- «Солнце в комнате» (В.Т. Кудрявцев, В.В. Синельников) - диагностика способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации;
- «Как спасти зайчика?» (В.Т. Кудрявцев) - диагностика способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию;
- методика «Изучение уровня развития воображения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) - определение уровня развития воображения.
База исследования.
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 54» ЗАТО Северск. В нем приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в течение февраля - марта 2016 года.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в обобщении теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нашем экспериментальном исследовании был накоплен теоретический и практический материал по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста. Разработанный комплекс музыкальных упражнений, направленный на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста может использоваться воспитателями, психологами и музыкальными руководителями детских дошкольных учреждений в качестве методического материала для работы с детьми.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 35 источников и 8 приложений. Общий объем работы составляет 60 страниц.
Проведенная теоретическая и опытно-экспериментальная работы в целом подтвердили актуальность и значимость проблемы и темы работы, целесообразность выдвинутой гипотезы о необходимости использования музыкальных занятий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста. В результате реализованы и поставленные задачи.
Проанализировав научно-педагогическую, методическую и музыкально-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что в современной педагогической и психологической науке идет интенсивный поиск решения данной проблемы.
Проблема развития такого психического процесса, как воображение в дошкольном возрасте исследовалась такими учеными, как Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, В.С. Мухина, Н.Н. Палагина, Е.Е. Кравцова, И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев и многие другие. Все они отмечали, что слабо развитое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, невозможность богатой и разносторонней в эмоциональном плане жизни. Поэтому их исследования и работы были направлены на развитие воображения детей с самого раннего детства.
На основе анализа научной литературы раскрыта, уточнена и конкретизирована сущность понятия "воображение". Далее показаны особенности воображения детей старшего дошкольного возраста. Говоря об особенностях развития воображения детей старшего дошкольного возраста, можно отметить следующее. Такой психический процесс, как воображение близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени является непредсказуемым. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обязательно необходимо сочетать с развитием образного мышления.
Воображение детей старшего дошкольного возраста эффективнее всего развивается в разнообразных видах деятельности, поэтому важно включить воспитанников дошкольных образовательных учреждений в разноплановую предметно-практическую деятельность, которая соответствует возрасту детей. При этом педагог должен стараться быть доброжелателен к детям, непрерывно заинтересовывать их, увлекать новыми разнообразными идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и сами дошкольники. Чаще требуется давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.
Во время выполнения опытно-экспериментальной работы, была проведена диагностика актуального уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста. А также была разработана авторская программа музыкальных занятий, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показали, что программа музыкальных занятий оказалась эффективной, поскольку результаты показателей по проведенным методикам улучшились. А значит, можно сказать, что использование предложенных методик важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Осведомленность родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений в данном вопросе очень важна. Зная насколько важно развивать воображение, и какими методами, можно помочь ребенку развивать его умственные способности.
Также не следует забывать, что ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста является игровая деятельность. Игра - лучший способ увлечь ребенка.
Исследование показало, что формирование такого психического процесса, как воображение через музыкальные игры, импровизации, танцы и дыхательную гимнастику происходит под влиянием уточнения и расширения жизненных впечатлений детей старшего дошкольного возраста.
Поверхностные представления не могли увлечь детей надолго: воображение было слабым, и игры распадались. Ступенчатый переход от бесконтрольной работы фантазии к воображению связан с уточнением, систематизацией и последующим расширением представлений детей. На этой основе развивались их память и способность к обобщению.
Анализируя результаты проделанной работы, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтверждает, что музыкальная деятельность способствует развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, после выполнения дипломной работы, поставленная цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Разработанная программа музыкальных упражнений, направленная на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста может использоваться воспитателями, психологами и музыкальными руководителями детских дошкольных учреждений в качестве методического материала для работы с детьми.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003
2. Барташникова И.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7лет / И.А. Барташникова, А.А. Барташников.- Х.: Фалео, 1997. - 412с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.:
Просвещение; 1981. - 240с.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение; 1967. - 415с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте //Выготский, Л.С. Соч.: В 6т.-М.:Наука, 1982.-Т.2.-С.436-455.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский.-М.: Просвещение,1991.-93с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-287с.
8. Дьяченко, О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей / О. Дьяченко //Дошкольное воспитание.-1993.-№8.-С.46-51.
9. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
10. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004
11. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев. - М.: Просвещении,1956.-107с.
12. Квитиницкая Е.Н. Развитие музыкального слуха - условие формирования песенного творчества// Художественное творчество в детском саду. М.: 1974. с. 20-28.
13. Кирилова, Г. Реалистические тенденции в воображении детей/Г. Кирилова //Дошкольное воспитание.-1981.-№12.-С.45-47.
14. Кирилова, Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей / Г. Кирилова // Дошкольное воспитание.-№12.-С.63-69.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
16. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения/ Л.С.Коршунова, Б.И. Пружинин.- М.:Просвещение, 1989.-187с.
17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 511с.
18. Лукьянова М.Б. Творчество детей в танцах // Художественное творчество в детском саду. М., 1974. с. 29-32.
19. Медведева Е.В. Профессиональная направленность обучения в цикле музыкальных дисциплин при подготовке воспитателя // Дошкольное воспитание. 1991, № 3. с. 95-97.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 2005
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М., 2003
23. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176с.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии //Рубинштейн, С. А.В 2 т. - Т. 1 - М., 1989. /Воображение 344 - 360/.
25. Силивон В.М. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. - 1983. №4, с. 52-54.
26. Стрелкова, Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок / Л. Стрелкова // Обруч.-1996.-№4.-С.24-27.
27. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л. Ю.Субботина. - Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240с.
28. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. 2001. №1, с. 3-4.
29. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками // Музыкальный руководитель. - 2007 №2, с. 2-4.
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений /Г. А. Урунтаева.-М.: Издательский центр "Академия",1996.-336с.
31. Урунтаева Г.А. Развитие воображения в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Урунтаева Г.А. URL:http://psyera.ru/2334/razvitie-voobrazheniya-v-doshkolnom-vozraste. html
32. Чумичёва Р.М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. // Дошкольное воспитание. - 1995, №4, с. 15-18.
33. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС. 1995. - 160с.
34. Школяр Л.В. Ребёнок в музыке и музыка в ребёнке. // Дошкольное воспитание. 1992 - №9, с. 10-11.
35. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / ред. -сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 384 с.