Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование развития выносливости
обучающихся 11-12 лет на уроке физической культуре в школах 5
1.1 Основные аспекты формирования физических качеств, обучающихся
11-12 лет 5
1.2 Выносливость как основной вид физического развития 6
1.3 Биологические и возрастные особенности развития общей и специальной
выносливости у обучающихся 11-12 лет 8
1.4 Комбинированные методы воспитания выносливости 13
1.5 Заключение по первой главе 20
Глава II. Методы и организация исследований 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 24
Глава III. Результаты исследования 26
3.1 Методические приемы кругового и игрового методов, используемые для
развития выносливости обучающихся 11-12 лет 26
3.2 Результаты экспериментальной проверки, внедренных комплексов
физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся 11-12 лет 33
Выводы 40
Практические рекомендации 41
Список литературы 42
Приложение
Актуальность. В настоящих реалиях качество учебного процесса остается одной из актуальных проблем системы образования в школах. Подготовка учителя по физической культуре должна включать умения практического использования теоретических, научно-методических знаний, полученных в процессе обучения, выступает основой для многокомпонентной и важной системы школьного образования. Полное освоение методики физической подготовки вряд ли может быть достигнуто без знания и понимания, использования средств и методов физической культуры для формирования здорового образа жизни, здоровья школьников, что является важным в современных условиях. Проблема использования средств и методов воспитания выносливости как никакая другая в научной и методической литературе не имеет общепринятой и устоявшейся точки зрения. Разные подходы к определению методов воспитания выносливости обусловливают их количественное и качественное разнообразие. Отсутствие их классификации не удовлетворяет специалистов по физической культуре, так как выносливость - это физическое качество, которое определяет способность школьников длительно выполнять работу умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата. В зависимости от задач, поставленных преподавателем на уроке по физической культуре и возможностей (уровня подготовленности) обучающихся средства и методы при развитии выносливости на уроках физкультуры могут быть использованы по-разному, в результате этого меняется и их воздействие на организм. Актуальность проблемы и необходимость ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Развитие выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре».
Объект исследования: учебный процесс по физической культуре обучающихся 11-12 лет.
Предмет исследования: развитие выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре.
Цель исследования: внедрить в уроки физической культуры обучающихся 11-12 лет комплексы физических упражнений для развития выносливости, выявить эффективность исследования в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: развитие выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре будет результативным, если будут:
- выявлены теоретические аспекты развития выносливости;
- обоснованы и разработаны комплексы физических упражнений, способствующих развитию выносливости;
- определены опытно-экспериментальным путем эффективность комплексов физических упражнений, способствующих развитию выносливости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники, связанные с учебным процессом по физической культуре школьников, воспитания выносливости на уроках;
2. Обосновать и разработать комплексы физических упражнений, способствующие развитию выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре;
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, способствующих развитию выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре.
Работа состоит из ведения, 3 глав, заключения и списка литературы, состоящего из 40 источников.
1. На основании анализа литературных источников выявлены эффективные методические приемы использования кругового и игрового методов в развитии выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре.
2. Подобраны и разработаны эффективные методические приемы в использовании кругового и игрового методов, направленных на развитие у обучающихся 11-12-летнего возраста общей и специальной выносливости.
3. Экспериментальным путем проверена эффективность разработанных методических приемов использования системы тренировочных средств с игровой и круговой направленностью на уроках по физической культуре, повышающих общую и специальную выносливость у обучающихся 11-12 лет.
Использование предложенных методических приемов игрового и кругового методов в подготовке мальчиков возраста 11-12 лет дало следующие результаты: показатели физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, несущественные и недостоверные (р>0,05) в начале эксперимента, выросли к концу испытаний в обеих группах, однако прирост в экспериментальной группе (хоть и не такой значительный) по трём тестовым показателям из четырёх (кроме бега на 100 м) достоверно (р<0,05) больше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Полученные результаты позволяют говорит об эффективности использования методических приёмов игрового и кругового методов на уроках по физической культуре с мальчиками 11-12 лет (V-VI класс).
1. Бегидова Т.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019.- 192 с.
2. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта/ В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Культура физическая и здоровье. - 2016.- № 2 (18). - С.89-91
3. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.- 312 с.
4. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.- 328 с.
5. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015.- С 14 - 19.
6. Бурухин С.Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019.-174 с.
7. Виленский М.Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.-216 с.
8. Варламова Л.Р. Формирование представлений младших школьников об игре баскетбол с применением альтернативной педагогической технологии «шесть шляп» / Л.Р. Варламова,В.И. Яковлева // Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли Казань,
2018. - С. 57-61.
9. Германов Г.Н., Корольков А.Н., Сабирова И.А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019.-794 с.
10. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова - М.: Спорт, 2016. - 240 с.
11. Зайцев А.А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020.- 227 с.
12. Качанов Л.Н., Шапекова Н., Марчибаева У. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. М.: Фолиант, 2018.-272 с.
13. Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020.- 448 с.
14. Кузнецов В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста / В.С. Кузнецов: Метод. пособие. - М.: ЦН ЭНАС, 2016. - 200 с
15. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.
16. Кудрявцев, М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям в баскетболе и формирование у них двигательных навыков в учебном процессе / М. Д. Кудрявцев, Н.В. Пашкова // Начальная школа. - 2017 - № 4 - С. 8-12.
17. Копылов, Ю.А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2018. - 393 с.
18. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Юрайт, 2020.-170 с.
19. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра - Спорт, 2016 - 238 с.
20. Махник Д.И. Правовые основы общественно-государственного взаимодействия в области физической культуры и спорта // Законодательство и экономика. 2016.- N 11. С. 54 - 60.
21. Мелёхин А.В. Менеджмент физической культуры и спорта. М.: Юрайт, 2019.- 480 с.
22. Мельник Т.Е. Государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта // Журнал российского права. 2016.- N 12. С. 133 - 141.
23. Мурзин Д.В., Ольховский Р.М. Вопросы правового регулирования общественно полезных услуг в области физической культуры и массового спорта // Российский юридический журнал. 2017.- N 6. С. 172 -183.
24. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2019. -184 с.
25. Патрушева, И.В. Педагогика игры в физической культуре [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / И.В. Патрушева. - М.: Юрайт, 2020 — ISBN 978-5-534- 09867-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http:ZZwww.biblioonline.ru/bcode/453512
26. Ростомашвили Л.Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития. М.: Спорт, 2020.- 164 с.
27. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019.- 254 с.
28. Рубанович В.Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. М.: Юрайт, 2019.- 254 с.
29. Собянин Ф.И. Физическая культура. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Феникс, 2020.- 221 с.
30. Скобликова, Т.В. Актуальные направления научных исследований в области физической культуры и спорта: от теории к практике [Текст] / Т.В. Скобликова, В.Ю. Андреева, А.В. Скриплев // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 441-443.
31. Теория и методика обучения предмету «физическая культура» Водные виды спорта. Учебное пособие / под ред. Булгакова Н. Ж. М.: Юрайт,
2019. -304 с.
32. Физическая культура [Текст]: Учебник и практикум для СПО / Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. - М.: Юрайт, 2017. - 424 с.
33. Физическая культура [Текст]: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. - М.: Юрайт, 2015. - 424 с
34. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2017. - 480 с.
35. Храмцов, Л.Д. Роль физической культуры в системе современного образования /Л.Д. Храмцов, В.В. Савчук // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2017 - № 3 -С. 134-138. - ISSN 9999-7444. - Текст: электронный // Лань электронно-библиотечная система. -https://e.lanbook.com/reader/joumalArticle/
36. Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжёлой атлетики). М.: Лань, 2019. -104 с.
37. Швыдкая, Н.С. Формирование ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой средствами / Н.С. Швыдкая, Т.В. Скобликова // Культура физическая и здоровье. - 2019. - №6 (42). - С. 32-34
38. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / под ред. Зайцев А.А. М.: Юрайт, 2020.- 228 с.
39. Юрлов С.А. Спортивные санкции, применяемые к субъектам физической культуры и спорта в России // Современное право. 2015. - N 2.- С. 60 -63.
40. Ягодин В.В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019.- 114 с.