Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование развития выносливости
обучающихся 11-12 лет на уроке физической культуре в школах 5
1.1. Основные аспекты формирования физических качеств, обучающихся
11-12 лет 5
1.2. Выносливость как основной вид физического развития 7
1.3. Биологические и возрастные особенности развития общей и
специальной выносливости у учащихся 11-12 лет 9
1.4. Комбинированные методы воспитания выносливости 15
1.5. Заключение по первой главе 23
Глава II. Методы и организация исследований 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
Глава III. Экспериментальная проверка разработанных и внедренных комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся 11-12 лет 28
3.1. Методические приёмы кругового и игрового методов, используемые
для развития выносливости школьников возраста 11-12 лет 28
3.2. Результаты экспериментальной проверки, внедренных комплексов
физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся 11-12 лет 37
Выводы 44
Практические рекомендации 45
Список литературы 47
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
Приложение Г 58
Приложение Д
Актуальность. В настоящих реалиях качество учебного процесса остается одной из актуальных проблем системы образования в школах. Подготовка учителя по физической культуре должна включать умения практического использования теоретических, научно-методических знаний, полученных в процессе обучения, выступает основой для многокомпонентной и важной системы школьного образования. Полное освоение методики физической подготовки вряд ли может быть достигнуто без знания и понимания, использования средств и методов физической культуры для формирования здорового образа жизни, здоровья школьников, что является важным в современных условиях. Проблема использования средств и методов воспитания выносливости как никакая другая в научной и методической литературе не имеет общепринятой и устоявшейся точки зрения. Разные подходы к определению методов воспитания выносливости обусловливают их количественное и качественное разнообразие. Отсутствие их классификации не удовлетворяет специалистов по физической культуре, так как выносливость - это физическое качество, которое определяет способность школьников длительно выполнять работу умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата. В зависимости от задач, поставленных преподавателем на уроке по физической культуре и возможностей (уровня подготовленности) обучающихся средства и методы при развитии выносливости на уроках физкультуры могут быть использованы по-разному, в результате этого меняется и их воздействие на организм. Актуальность проблемы и необходимость ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Развитие выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре в школах».
Объект исследования: учебный процесс по физической культуре обучающихся 11-12 лет.
Предмет исследования: развитие выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре в школах.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, внедрить в уроки физической культуры обучающихся 11-12 лет комплексы физических упражнений для развития выносливости, выявить эффективность исследования в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: развитие выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре в школах будет результативным, если будут:
- выявлены теоретические аспекты развития выносливости;
- обоснованы и разработаны комплексы физических упражнений, способствующих развитию выносливости;
- определены опытно-экспериментальным путем эффективность комплексов физических упражнений, способствующих развитию выносливости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники, связанные с учебным процессом по физической культуре школьников, воспитания выносливости на уроках;
2. Обосновать и разработать комплексы физических упражнений, способствующие развитию выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре в школах;
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, способствующих развитию выносливости обучающихся 11-12 лет на уроках по физической культуре в школах.
Работа состоит из ведения, 3 глав, заключения и списка литературы, состоящего из 83 источников.
1. На основании анализа литературных источников выявлены эффективные методические приёмы использования кругового и игрового методов в развитии выносливости школьников 11-12 лет на уроках по физической культуре.
2. Подобраны и разработаны эффективные методические приёмы в использовании кругового и игрового методов, направленных на развитие у школьников 11-12-летнего школьного возраста общей и специальной выносливости.
3. Экспериментальным путём проверена эффективность разработанных методических приёмов использования системы тренировочных средств с игровой и круговой направленностью на уроках по физической культуре, повышающих общую и специальную выносливость у школьников возраста 11-12 лет. Использование предложенных методических приёмов игрового и кругового методов в подготовке мальчиков возраста 11-12 лет дало следующие результаты: показатели физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, несущественные и недостоверные (р>0,05) в начале эксперимента, выросли к концу испытаний в обеих группах, однако прирост в экспериментальной группе (хоть и не такой значительный) по трём тестовым показателям из четырёх (кроме бега на 100 м) достоверно (р<0,05) больше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Полученные результаты позволяют говорит об эффективности использования методических приёмов игрового и кругового методов на уроках по физической культуре с мальчиками возраста 11-12 лет (V-VI класс).
1. Абросимова Л.И. Определение физической работоспособности подростков. Новые исследования по возрастной физиологии [Текст]: сб. статей / Л.И Абросимова, В.Е. Карасик. - М.: Педагогика, 1977. - № 2 (9).
2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. //Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. Акад. пед. наук СССР [Текст] /под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с., ил.
3. Артюшенко, А.Ф. К вопросу о возрастной дифференцировке тренировочных средств в процессе многолетней тренировки юных спортсменов //Управление и контроль в спортивной тренировке [Текст] /А.Ф. Артюшенко, В.Н. Лузгин, Г.И. Ковальчук, Л.К. Солоха, В.Л. Мохнов, В.А. Коновалов. - Омск, 1978. - С. 3-5.
4. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст] /И.В Аулик.- M.: Медицина, 1979. - 192 с.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] /Б.А. Ашмарин.- М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
6. Ашмарин, Б.А. О тестах и тестировании [Текст] /Б.А. Ашмарин //Физкультура в школе. - 1985. № 3. - С. 60-62.
7. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека [Текст] / В.К Бальсевич, В.А. Запорожанов. - Киев, 1987 г. -226 с.
8. Бернард, А. Легкая атлетика (оценка аэробной готовности в тренерской практике) [Текст]: А. Бернард //Система подготовки зарубежных спортсменов Экспресс-информация. Выпуск l - M.: ЦООНТИ-ФИС, 1984.- С. 3-8.
9. Биохимия: Учеб. для ин-тов физ. культуры [Текст] /Н.Н. Яковлева. Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Физкультура и спорт, 1974. - 344 с.
10. Благуш, П.К. Теории тестирования двигательных способностей [Текст] /П.К. Благуш. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с.
11. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст] /В.В. Бойко - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с., ил.
12. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов. Программы и тесты: от 6 до 18: Пер. с англ [Текст] /Т. Бомпа - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003.- 259 с.: ил.
13. Бондаревский, Е.Я. О надёжности контрольных упражнений [Текст] /Е.Я. Бондаревский, С.Г. Лобанов, В.А. Уваров //Физическая культура в школе, 1970. - № 12. - С. 4-6.
14. Бондаревский, Е.Я. Информативность тестов, используемых для характеристики физической подготовленности человека [Текст] /Е.Я. Бондаревский //Теория и практика физической культуры 1983. - № 1. - С. 23¬26.
15. Борилкевич, В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности (метаболические и кардиореспираторные характеристики бега на различные дистанции) [Текст] /В.Е Борилкевич. - Л.: ЛГУ, 1982.- 97 с.
16. Брофман, Л.А. Динамика морфофункциональных особенностей сердца мальчиков 10-13 лет в процессе тренировки [Текст] /Л.А Брофман //Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 4.- С. 34-37.
17. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике [Текст] /Х. Бубэ, Г. Фэк, Х. Штюблер, Ф. Трогш. Пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 239 с.
18. Букреева, Д.П. Изменение функционального состояния двигательного аппарата мальчиков 11-14 лет при выполнении циклических движений с разной интенсивностью [Текст] /Д.П. Букреева //Новые исследования по возрастной физиологии: Сб. науч. трудов НИИ общей педагогики и физиологии. - М.: Педагогика, 1984. - С. 9-13.
19. Вайнбаум, Я.С. Содержание и методика определения специальной выносливости в циклических видах спорта. Развитие выносливости в циклических видах спорта [Текст] /Я.С. Вайнбаум: тез. докл. Всесоюзн. науч.-практич. конф. ВНИИФК (Москва, 26-28 окт., 1987). - М., 1987. - С. 38¬43.
20. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст] /Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1991. - С. 12-16
21. Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] /Б.В. Валик. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 168 с., ил.
22. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
23. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с., ил.
24. Волков, В.М. Тренеру о подростке [Текст] /В.М. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 75 с.
25. Волков, В.М. Спортивный отбор [Текст] /В.М. Волков, В.П. Филин - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
26. Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков [Текст] /Л.В. Волков. - Киев.: Здоровье, 1981. - 117 с.
27. Волков, Н. Выносливость спринтера [Текст] /Н. Волков //Лёгкая атлетика. - 1964. - № 3. - С. 28-32.
28. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст] /А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов.- M.: Физкультура и спорт, 1966. - 286 с.
29. Гандельсман, А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки [Текст] /А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 232 с.
30. Геллер, Е.М. Подвижные игры пионеров и школьников [Текст] /Е.М. Геллер. - Минск, Народная асвета, 1966.
31. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст] /М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
32. Годик, М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ [Текст] /М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
33. Голенко, А.С. Соотношение компонентов физической нагрузки на уроках физической культуры [Текст] /А.С. Голенко //Физическая культура в школе. - 1986. - № 6. - С. 20-21.
34. Гольдрин, А.Р. Об использовании подвижных игр для развития выносливости у школьников V-X классов [Текст] /А.Р. Гольдрин //Физическая культура в школе. - 1969. - № 3. - С. 18-20.
35. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] /А.А. Гужаловский. - Мн., Народная асвета, 1978. - С. 20-82.
36. Гужаловский, А.А. Проблема “критических” периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания [Текст] /А.А. Гужаловский //Очерки по теории физической культуры. - М., 1984. - С. 211¬223.
37. Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки [Текст] /И.А. Гуревич. - Мн., Высшая школа, 1980. - 256 с., ил.
38. Долгов, В.А. К статистической обработке результатов спортивных измерений: Методическое пособие по спортивной метрологии [Текст] /В.А. Долгов, В.В. Лысенко. - Краснодар, 1990.
39. Донской, Д. Д. Методика исследования в физической культуре [Текст] /Д. Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 1961. - 250 с.
40. Донской, Д.Д. Биомеханика физических упражнений [Текст] /Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 461 с.
41. Донской, Д.Д. Биомеханика [Текст] /Д.Д. Донской - учеб. пособие для студ. фак-та физ. воспит. пед. ин-тов. - М., Просвещение, 1975. - 239 с., ил.
42. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена [Текст] /В.М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 40 с.
43. Дубровский, В.И. Спортивная медицина [Текст] /В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 200 с
44. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.
45. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] /М.Н. Жуков - учеб. для студ. пед. вузов. - М., Издательский центр «Академия», 2002.- 160 с.
46. Захаров, Ю.В. Работоспособность взрослых, подростков и детей при мышечной работе различной мощности [Текст] /Ю.В. Захаров //Теория и практика физической культуры. - 1967. - № 7. - С. 36.
47. Захаров, Е.И. Развитие двигательных качеств школьников [Текст] /Е.И. Захаров.- М.: Лептос, 1994.- 20 с.
48. Зациорский, В.М. Интервальные методы тренировки выносливости: Методическое письмо [Текст] /В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 12 с.
49. Зациорский, В.М. Кибернетика, математика, спорт (применение математических и кибернетических методов в науке о спорте и в спортивной практике) [Текст] /В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 199 с.
50. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии [Текст] /В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с., ил.
51. Зациорский, В.М. Спортивная метрология [Текст] /В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 256 с.
52. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] /В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
53. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: Очерки по физиологии движений [Текст] /Н.В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 1956. - 206 с.
54. Зимкин, Н.В. Качественные стороны двигательной деятельности [Текст] /Н.В. Зимкин //Физиология мышечной деятельности труда и спорта. - Л., Наука, 1969. - С. 337-341.
55. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости [Текст] /Н.В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 1956. - С. 5-6.
56. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учеб. для ин-тов физ. культуры.- Изд. 5-е. [Текст] /М.Ф. Иваницкий, Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского.- М.: Физкультура и спорт, 1985. - 544 с.
57. Иванов, Ю.И. Статистическая обработка результатов медико-биологических исследований на микрокалькуляторах по программам [Текст] /Ю.И. Иванов, О.Н. Погорелюк. - М.: Медицина, 1990. - 224 с.
58. Ивойлов, А.В. Соревнования и тренировка спортсмена [Текст] /А.В. Ивойлов. - Мн., Высшая школа, 1982. - 144 с., ил.
59. Каледин, С.В. Рациональное чередование упражнений при развитии быстроты, силы и выносливости в занятиях с подростками [Текст] /С.В. Каледин, Г.С. Ласин, Н.А. Щербакова, В.П. Филина //Проблемы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1962.- С. 32-46.
60. Каменцер, М.Г. Спортшкола в школе [Текст] /М.Г. Каменцер. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 80 с., ил.
61. Каюров, В.С. Книга учителя физической культуры [Текст] /В.С. Каюров. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 336 с.
62. Коробков, А.В. Выносливость и её физиологические основы [Текст] /А.В. Коробков //Теория и практика физической культуры. - 1968. - № 8. - С. 55-59.
63. Коробков, А.В. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в системе спортивной тренировки (физиологические основы) [Текст] /А.В. Коробков //Теория и практика физической культуры. - 1962. - № 4. - С. 21-28.
64. Коротков, И.М. Подвижные игры в пионерском лагере [Текст] /И.М. Коротков. - М.: Уч. пед. дис, 1958.
65. Кряж, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов [Текст] /В. Н. Кряж. - Мн., Высшая школа, 1982. - 120 с.
66. Кузнецова, З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двигательных качеств школьников [Текст] /З.И. Кузнецова //Физическая культура в школе. - 1975. - № 1. - С. 7-9.
67. Курамшин, Ю.Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств: Методические рекомендации [Текст] /Ю.Ф. Курамшин.- Л., 1980.- 31 с.
68. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма: основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно¬двигательный аппарат: Учеб. для студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб [Текст] /Н.Н Леонтьева, К.В. Маринова. - M.: Просвещение, 1986. - 287 с.
69. Летунов, С.П. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной тренировки и соревнований // Тез. докл. Всесоюзной конф. По вопросам спортивной тренировки [Текст] /С.П. Летунов. - М., 1961. - С. 7.
70. Лихницкая, И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма [Текст] /И.И. Лихницкая. - Л., Знание, 1987. - 32 с.
71. Локтев, С. Нагрузка: учет и планирование [Текст] /С. Локтев //Легкая атлетика. - 1976. - № 10. - С. 14.
72. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки [Текст] /В.Н. Платонов. - Киев, 1986 г., - С. 27-28.
73. Полунин, А. Воспитание выносливости у школьников V-X классов на уроках физической культуры в I четверти [Текст] /А. Полунин, Ю. Травин //Физическая культура в школе. - 1969. - № 8. - С. 18-20.
74. Полунин, А. Воспитание выносливости у школьников V-X классов на уроках физической культуры во II четверти [Текст] /А. Полунин, Ю. Травин //Физическая культура в школе. - 1969. - № 10. - С. 20-22.
75. Полунин, А. Воспитание выносливости у школьников V-X классов на уроках физической культуры в III четверти [Текст] /А. Полунин, Ю. Травин //Физическая культура в школе. - 1969. - № 12. - С. 20-22.
76. Программы общеобразовательных учреждений. Физическое
воспитание учащихся 1-11 классов [Текст] /под ред. В.И. Лях. - М.:
Министерство образования Российской Федерации, 1996. - 256 с.
77. Соловьёва, И.А. Теория и практика на уроках физической культуры [Текст] /И.А. Соловьёва //Физическая культура в школе.- 2003.- № 8.- С. 25.
78. Спортивные и подвижные игры [Текст] /под общ. ред. П.А. Чумаковой. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 390 с.
79. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. ин-тов [Текст] /под ред. В.Д. Ковалёва, В.А. Голомазова, С.А. Кераминаса и др.- М.: Просвещение, 1988.- 304 с.: ил.
80. Теория и методика физической культуры: Учебник [Текст] /под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- 2-е изд., испр.- М.: Советский спорт, 2004.- 464 с.
81. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта
[Текст] /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003. - 105 с.
82. Шолих, М. Круговая тренировка [Текст] /М. Шолих, Л. Мирский. - М.: Физкультура и спорт, 1966.
83. Яковлев, В.Г. Подвижные игры: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов [Текст] /В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. - М.: Просвещение, 1977. - 143 с. с ил.