Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №149834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
РЕФЛЕКСИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие рефлексии в психолого-педагогической науке 6
1.2. Гендерные особенности развития рефлексии 11
1.3. Особенности развития рефлексивных умений в младшем школьном
возрасте 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВЧОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Результаты исследования рефлексивных способностей 35
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для развития рефлексивных
способностей 41
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Проблема развития рефлексии является одной из важнейших в психологии и педагогике. Изучение рефлексии деятельности, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, так как дает возможность приблизиться к пониманию механизмов развития ребенка как личности и субъекта деятельности.
В трудах многих отечественных авторов (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. По мнению Л.С. Выготского младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития рефлексивных умений.
В связи с этим одной из главных задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к последующим ступеням обучения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.
У детей младшего школьного возраста нередко возникают трудности рефлексивного характера во время процесса учебной деятельности. Отсутствие самопознания, умений анализировать свои мысли и объективно оценивать свои возможности влияют на процесс обучения негативно.
С развитием гуманизации образовательного процесса понятие «рефлексия» начало рассматриваться отечественными психологами и педагогами (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Загвязинский). Для выяснения сущности рефлексивных способностей считаем необходимым проанализировать понятие «рефлексия», а так же рассмотреть некоторые подходы к исследованию рефлексии.
К настоящему времени имеются отдельные теоретико-практические исследования, раскрывающие различные аспекты рефлексии: рефлексия как осознание (Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, Е.И. Рогов, И.Н. Семенов, Е.В. Смирнова, Б.С. Волков, С.Ю. Степанов и др.); рефлексия как когнитивный акт (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.).
Стоит отметить, что полученные теоретико-практические данные показывают рефлексию как феномен динамический, который начинает складываться в детском возрасте при условии воспитания и обучения. В образовательном процессе можно выделить три сферы существования рефлексии: мышление, коммуникация и самосознание.
Объект исследования: рефлексивные способности младших
школьников.
Предмет исследования: особенности рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить особенности рефлексивных
способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в проявлении рефлексивных способностей у мальчиков и девочек .
• у мальчиков выше уровень развития кооперативных и интеллектуальных рефлексивных способностей;
• у девочек выше уровень коммуникативных и личностных рефлексивных способностей.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
2. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование,
экспериментальное задание, опросник. Методика Ушевой Т. Ф. «Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психологии рефлексия понимается как особое качество человека, заключающееся в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли.
У детей младшего школьного возраста рефлексия находится еще в процессе становления. Основой успешной реализации образовательного процесса является осознание методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная и учебно-творческая деятельность, формируется рефлексия ученика. В свою очередь залогом успешного обучения является умение ребенка правильно оценивать свои достижения, и делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования.
Рефлексия - это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей. Так же нельзя уменьшать роль рефлексии в обучении и в воспитании. Она является важнейшим компонентом этих видов деятельности, направленных на формирование всесторонне развитой и гармоничной личности. Рефлексия оказывает помощь ребенку в переопределении целей своих действий, планированию результатов и, при необходимости, их корректировке. Цель рефлексии очень проста, и понятна: помочь ребенку существовать в гармонии самим собой и окружающим миром.
Признаками развитой рефлексии являются следующие:
• осознание особенностей своей личности;
• осознание смыслов, ценностей, установок, определяющих процесс и результат собственной деятельности;
• позитивное принятие прошлого и ориентация в настоящем и будущем;
• способность самостоятельно изменять неблагоприятный ход событий;
• умение находить оптимальные выходы из затруднительных ситуаций;
• умение активно и позитивно воздействовать на окружающих.
У детей младшего школьного возраста рефлексия находится еще в процессе становления. Основой успешной реализации образовательного 54
процесса является осознание методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная и учебно-творческая деятельность, формируется рефлексия ученика. В свою очередь залогом успешного обучения является умение ребенка правильно оценивать свои достижения, и делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования.
С помощью методики Ушевой Т.Ф «Мониторинг развития уровня рефлексивных умений школьников». Мы провели исследование для выявления уровней развития рефлексивные умений детей младшего школьного возраста.
Полученные результаты по первому критерию - уровню развития кооперативных умений указывают на то, что у большинства девочек средний (37%) и низкий уровень (44%), так как чаще всего у них возникали трудности с умением осуществлять пошаговую организацию деятельности. Мальчики показали результаты ниже девочек, так как они чаще всего находятся в пассивной позиции, не проявляют активности и инициативы и часто отвлекаются.
Результаты по второму критерию показали, что уровень развития интеллектуальных рефлексивных умений у девочек находится на низком уровне (44%) или среднем (37%). Девочки показали, что способны четко сформулировать действия группы, и способы выполнения заданий. У большинства мальчиков (60%) низкий уровень развития интеллектуальных умений. Мальчики безразлично описывают действия или не описывают их вообще. Некоторые могут четко определить цель, но не могут сформулировать действия группы.
По результатам исследования уровня развития коммуникативных рефлексивных умений мы выясняли, что большинство девочек были способны верно описать суть ситуации, дать пояснения по поводу героев, умеют ставить себя на место другого и сопереживать. Большинство мальчиков (60%), показали низкий уровень, так как не всегда могли определить позицию героя, могут частично изложить суть ситуации, не видят себя на месте другого, остальная часть мальчиков способны объяснить позицию героя, могу проанализировать позицию каждого героя и сопоставить со своей и обосновать свое мнение.
Результаты показали, что в целом уровень развития рефлексивных умений у девочек ближе к высокому, девочки более склонны к личностной и коммуникативной рефлексии. Они чаще стараются разбираться в себе, определять и анализировать причины своего поведения и поведения других субъектов, стремятся к проявлению эмпатии и сопереживания. Мальчики показали выше уровень развития кооперативной и интеллектуальной рефлексии. Они чаще стараются удержать коллективную задачу и принимают ответственность на себя, стараются сформировать план действий и оценить его правильность.


1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005. 232 с.
2. Буваза Ш.Р. Формирование интеллектуальной рефлексии у младших школьников в учебной деятельности // Научный поиск: первые шаги,
2018. С. 12-16.
3. Бурлачук А.Ф. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев, 2012. 528 с.
4. Венгер А.Л., Поливанов К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми семи лет // Вопросы психологии, 1988. № 4. С. 56-63.
5. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М1995. 111 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики. М, 2012. 564 с.
7. Горлова Е.Л., Лукина А.В. Вопросы подростков к взрослому: путь со- развития рефлексии // Вестник практической психологии образования . 2018. №. 1. С. 53-59.
8. Декарт. Избранные произведения. М.; 1950. 342 с.
9. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. Пособие. Барнаул, 2000. 123 с.
10. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. М, 1972. 327 с.
11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности, 1997. 9 с.
12. Даулетова Г. М., Семкин А. В. Развитие рефлексии у младших школьников // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2018. С. 220-222.
13. Долинская Т. И. Развитие рефлексии мышления младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. Т. 5. №. 6.
14. Илимдарова А.Б. Формирование и развитие рефлексии у младших
школьников в учебной деятельности // Проблемы современного
педагогического образования. 2017. №. 54-2. С. 157-163.
15. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М, 2004. 424 с.
... всего 45 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ