Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мифотворчество в исторических романах Алексея Иванова («Сердце Пармы», «Золото бунта»)

Работа №149831

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы71
Год сдачи2015
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Мифотворчество как способ переосмысления современной действительности 9
Глава 2. Миф о рождении русского человека в романе «Сердце Пармы»13
2.1 Специфика мифа в романе «Сердце Пармы» 13
2.2 Структурные уровни мифологической модели мира в романе «Сердце
Пармы» 15
2.3 Оппозиция Москвы и Пармы18
2.4 Система персонажей романа24
2.5 Рецепция мифа об идеальном правителе в романе «Сердце Пармы» 33
Глава 3. Миф о спасении души в романе «Золото бунта» 41
3.1 Река Чусовая как центр модели мира в романе «Золото бунта» 42
3.2 Оппозиция лжи и правды 47
3.3 Рецепция мифа о культурном герое 48
3.4 Путь спасения души среди «теснин» 51
Глава 4. Способы создания мифопоэтической модели мира в романах
«Сердце Пармы» и «Золото бунта» А. Иванова 59
4.1. Национальный миф Алексея Иванова64
Заключение 69
Список литературы 72

Алексей Викторович Иванов - современный российский писатель. Много лет прожил в Перми, на данный момент проживает в Екатеринбурге.
Является автором таких знаменитых романов как «Общага - на - крови» (1992), «Географ глобус пропил» (1995, опубликован в 2003), «Сердце Пармы» (2003), «Золото бунта» (2005), «Блуда и МУДО» (2007), «Летоисчисление от Иоанна» (2009), «Псоглавцы» (2011), «Комьюнити» (2012), и «Ненастье» (2015).
Кроме того, Иванов творит еще и в столь непривычном для русского читателя жанре «non-fiction». К этому жанру принадлежат очерки «Message: Чусовая» (2007), «Хребет России» (2009), «Увидеть русский бунт» (2012).
Помимо прозы и документалистики Алексей Иванов проявляет себя как сценарист, причем, достаточно успешно. По его сценарию, который лег в основу романа «Летоисчисление от Иоанна», в 2008 году Павлом Лунгиным снята историческая драма «Царь», а в 2010 году снят многосерийный документальный фильм в соавторстве с Леонидом Парфеновым «Хребет России». По роману «Географ глобус пропил» Александр Велединский снял драму, вышедшую в прокат в 2013 году. А осенью этого года стало известно, что компания «Star Media» выкупила у Иванова права на экранизацию романа «Сердце Пармы», предполагается, что снимет фильм Сергей Бодров - старший.
Особая популярность застала Иванова в зрелом писательском возрасте - в 2003 году после публикации романов «Сердца Пармы» и «Географ глобус пропил», но зато после успех писателя практически не затихал. Он является лауреатом литературной премии имени Д.Н. Мамина-Сибиряка (2003), премий «Эврика!» (2004), «Старт» (2004), премии имени П.П. Бажова (2004), «Книга года» (2006), «Портал» (2006) и «Мраморный фавн» (2006).
Таким образом, нельзя не признать, что фигура Иванова во многом является достаточно значимой не только в современной русской литературе, но и культуре. Д. Володихин приравнивает его к классикам золотого века литературы: «в сущности, после романов «Сердце Пармы» и «Золото бунта» он стал своего рода неоклассиком, человеком-глыбищей, какие были в XIX веке, меньше - в XX -м, а в XXI не было еще ни одного, Иванов - первый».
На произведения Иванова написано очень много рецензий и достаточное количество научных статей. Все они разнообразны. До сих пор у исследователей и критиков нет единого мнения, по поводу художественного метода, к которому можно было бы отнести творчество Иванова; литературного направления, к которому можно было бы причислить самого писателя. Мы считаем, что для подобной идентификации автора, необходим глубокий анализ его творчества, определение специфики его произведений, в контексте современной ему литературы.
Особый интерес для нас представляют два романа А. Иванова, стоящие особняком в ряду его произведений. Это, как успела окрестить их критика, «исторические» романы «Сердце Пармы» и «Золото бунта». В творчестве писателя они занимают особое место: «Сердце Пармы» - второй роман писателя, а «Золото бунта» - третий. Их разделяет десять лет, но необходимо учесть, что перед изданием в 2003 году «Сердце Пармы» было переработано автором, таким образом, получается, что на момент обдумывания идеи «Золота бунта», Иванов обращался к тексту своего предыдущего романа. Это, как мы считаем, могло значительно повлиять на создание романа «Золото бунта».
Нельзя не отметить, что в своих многочисленных интервью Иванов не говорит о прямой связи романов, но в интервью «Школе злословия» все же признается, что «Золото бунта» отчасти было написано как своеобразная работа над ошибками предыдущего романа.
В этих романах Иванов обращается не просто к региональной теме, как в раннем романе «Географ глобус пропил», но к теме исторической. Он показывает регион Урала в процессе его освоения, покорения и эксплуатации, но фоном для изображения истории Урала у А. Иванова служит история всей России.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обращение к мифу и мифотворчеству очень популярно среди современных писателей. Обусловлено это обращение попыткой современной литературы осмыслить быстропроходящие процессы жизни общества. Большинство критиков и исследователей трактуют обращение современной отечественной литературы к мифу как попытку переосмыслить социально­политические события начала XXI века. В мифе современные авторы ищут гармонию мира, его нерушимые устои. Эти категории «гармонизации», «первоосновности» и «нерушимости» применяются при объяснении современной действительности.
Специфика мифотворчества А. Иванова заключается в ориентации на национальные мифы. Мы считаем, что в обоих произведениях Иванов создает национальный миф, конструируя при этом свою мифопоэтическую картину мира. В основу этого мира автор закладывает бинарную оппозицию, определяющую как фактический, внешний, так и символические конфликты. Подобным образом устроена и система персонажей романов: существуют несколько основных идейных «лагерей», к которым и примыкают персонажи. И лишь один главный герой не имеет четкой принадлежности к тому или иному «лагерю», идее. Главный герой романов - герой - медиатор. Он не просто находится между оппозиционными идеями, он вмещает в себя их синтез, пытаясь таким образом решить для себя проблему столкновения различных мировоззрений. Центральное место в структуре романной модели мира занимает определенный географический объект, лес - Парма в «Сердце Пармы» и река Чусовая в «Золоте бунта». Эти образы автором «космизированы». Именно они будут являться главной силой в романах. Сам же мир у Иванова разделяется на четыре взаимопроникаемых структурных уровня: хтонический, земной, божественный, сакральный.
В своих произведениях он пытается раскрыть сущность «русской души», понять и объяснить ход русской истории, осознать судьбу русского народа. Таковыми являются романы «Сердце Пармы» и «Золото бунта». Эти романы очень сложны и символичны. В романах много сходств:
• место действия
• обращение к историческому прошлому
• создание особой модели мира
• попытка объяснить своеобразие русского характера
Это дает нам основания рассматривать романы «Сердце Пармы» и «Золото бунта» как дилогию.
Исследуя роман «Сердце Пармы» мы пришли к выводу, что здесь А. Иванов создает миф о рождении первого русского человека. Идея создания единой нации красной нитью проходит через весь роман, но ни один из героев не осознает себя именно «русским». Таким героем способен стать лишь герой-медиатор. На стыке культур и религий лишь князь Михаил смог объединить в себе лучшие черты народов. Он становится носителем своеобразного синтеза народных мировоззрений. Таким образом, А. Иванов в «Сердце Пармы» создает национальный вариант антропогонического мифа, повествующего о рождении первого человека.
В романе «Золото бунта» А. Иванов создал национальный вариант мифа о спасении души. Под мифом о спасении души мы понимаем миф, который повествует о сложном нравственном выборе в пользу правды. А поскольку оппозиция лжи и правды является основой мира романа «Золото бунта», то именно обретение молодым сплавщиком Осташей правды, спасение им своей души от мирской грязи и скверны, сохранение в себе человеческих ценностей и является главной идеей романа.
Таким образом, мы считаем возможным интерпретировать романы «Сердце Пармы» и «Золото бунта» как мифопоэтическую дилогию, создающую русский национальный миф. Причем, если «Сердце Пармы» является началом дилогии, антропологическим мифом, повествующим о рождении первого русского человека, то «Золото бунта» можно считать продолжением о спасении той самой «русской души» от скверны. Иными словами, если в «Сердце Пары» показано, как родился русский человек, то в «Золоте бунта» Иванов подсказывает, как этому человеку жить.


1. Абашев В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. Пермь: Издательство Пермского университета, 2000. (Электронная версия на сайте: http://libed.ru/knigi-nauka/378052-1-vvabashev-perm-kak-tekst-perm-
russkoy-kulture-literature-veka-izdatelstvo-permskogo-universiteta-perm-2.php)
2. Абашева М.П. Литература в поисках лица (русская проза в конце XX века: становление авторской идентификации). Пермь, 2001. - 320
3. Адамович М. Соблазненные смертью Мифотворчество в прозе 90-х: Юрий
Мамлеев,Милорад Павич, Виктор Пелевин, Андрей Дмитриев//Континент» 2002, №114 (Электронная версия на сайте:
http://magazines.russ.ru/continent/2002/114/adam.html)
4. Александрова А. Исторический роман А.Иванова «Золото бунта»: новаторство или эпигонство?» -Электронный ресурс. 2006.ivanov.ru/ru/metli_leam/ISTORICHESKUJROMANA.
5. Алексеев В.В. Регионализм в России / РАН, Урал, отд.; Урал, гуманит. ин-т. Екатеринбург, 1999. 193 с.
6. Анисимова О.- Обращение к мифу в современной литературе// Высшее образование в России № 2, 2003 с 127-131
7. Барт Р Мифологии. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996.
8. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975
9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. Изд 2-е. -М. : Худ. лит., 1972.
10. Беляков С. Географ и его боги // Вопросы литературы. 2010. № 2. С. 8-22. (Электронная версия на сайте: http:// magazines.russ.ru/voplit/ 2010/ 2/be2.html)
11. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX-XX вв. Судьба России. - М., 1997.
12. Быков Д. Сплавщик душу вынул, или В лесах других возможностей// Новый мир. 2006. №1. С.175.
13. Володихин Д. «Кто без греха...»Рецензия на книгу: Алексей Иванов Золото бунта или вниз по реке теснин. - Электронный ресурс. http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/fantkritik rec/#14
14. Володихин Д. «Минуя теснины», журнал «Знамя» №4, 2006.
15. Галиев С.С. Функция мифологического в произведениях Дж.Р.Р. Толкина и А.В. Иванова. дис. канд. филол. наук. Москва 2012 (Электронная версия на caHTe:http://cheloveknauka.com/funktsiya-mifologicheskogo-v-proizvedeniyah- dzh-r-r-tolkina-i-a-v-ivanova)
... всего 67 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ