Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИФОПОЭТИКА И КАТЕГОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНА КОКТО «УЖАСНЫЕ ДЕТИ» И «УЖАСНЫЕ РОДИТЕЛИ» (литературоведческий и методический аспекты)

Работа №149830

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы50
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОСТИ И МИФОПОЭТИКА КАК
СРЕДСТВА ПОСТРОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ 10
1.1. Театральность как художественное средство выразительности и
поэтическое средство 10
1.2. Истоки мифопоэтики. Проблема определения понятия «миф» в трудах
русских и зарубежных авторов 15
1.3. Влияние сюрреализма и мифопоэтика Жана Кокто как способ создания
собственной вселенной поэта 20
ГЛАВА II. ТЕАТРАЛЬНОСТЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ДОМИНАНТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНА КОКТО «УЖАСНЫЕ
ДЕТИ» И УЖАСНЫЕ РОДИТЕЛИ» 25
2.1. Пространственная организация как способ театрализации текста и
построения системы образов 25
2.2. Особенности языковых характеристик в романе 29
ГЛАВА III. МИФОПОЭТИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНА КОКТО «УЖАСНЫЕ ДЕТИ» И УЖАСНЫЕ РОДИТЕЛИ» 31
3.1. Мифологизация художественных образов и пространства в драме
«Ужасные родители» 31
3.2. Мифопоэтический мотив сна в пространстве произведения «Ужасные
дети» 35
3.3. Архетипический образ ребенка в произведениях Жана Кокто 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 51

Жан Кокто - одна из ключевых фигур французского искусства XX века. Человек, повлиявший на художников, поэтов и драматургов этого столетия. Современники давали множество определений Жану Кокто - этому общественному деятелю в сфере искусства: «избалованное дитя века», «легкомысленный принц», в прессе чаще всего его называли «принцем поэтов» и «принцем удачи». Себя же Кокто считал прежде всего поэтом, а свои произведения классифицировал как «критическую поэзию», «поэзию романа», «поэзию театра» и «поэзию кино» . С середины 1910-х годов он вошел в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Коко Шанель и другими, оказал влияние на сюрреалистов.
Творчество Жана Кокто в нашей стране долго оставалось на периферии читательского интереса и научного внимания. Это связано с тем, что он не вписывался в каноны литературы социалистического реализма, его творческий метод поэтизации современной действительности был не близок сознанию человека в советском и постсоветском пространстве. По наблюдениям О.И. Зелениной такое «пристрастие» к современности становится приметой модернизма, поэтому поэзия романа, поэзия кино, поэзия театра также были не приняты отечественными литературоведами.
Раннее творчество писателя определяет глубокая неудовлетворенность действительностью и неприятие традиционных форм искусства. Отсюда стремление пересмотреть все привычные представления, ниспровергнуть все предрассудки. В различных областях литературы и искусства он выступает как убежденный экспериментатор. «Он был живым воплощением того протеста против всей эстетики предвоенного времени, который каждый из нас выражал на свой лад», - писал А. Онеггер. Исследователь Нил Оксенхандлер (Oxenhandler N. Scandal and Parade: the theater of Jean Cocteau, 1957) замечал, что вообще все творчество поэта строится по аналогии с его балетом: произведение должно вызывать у читателя очень сильные эмоции - либо положительные, либо отрицательные.
В 1920-е годы Кокто выступает как поэт, пишет романы «Тома- самозванец» (Thomas 1’imposteur, 1922), «Ужасные дети» (Les enfants terribles, 1929), критические статьи. Также он работает для драматического театра и создает первые киносценарии. Главную задачу искусства Кокто видит в раскрытии внутреннего мира человека: «Каждый человек - это ночь работа художника состоит в том, чтобы озарить эту ночь дневным светом» .
Жан Кокто как исследователь жизни в своем творчестве обращается за помощью к мифу и мифологическим архетипическим образам. На основе античных мифов он создает особое мифопоэтическое пространство. С точки зрения Е. В. Гнездиловой, он один из первых во французской литературе XX века, кто модернизирует античный миф. К античному периоду относятся произведения «Орфей» (Orphee, 1926), и «Адская машина» (La Machine
Infernale, 1934) . С помощью мифов Кокто не только исследовал свою личность, но и преображал пространство вокруг себя. Так, например, французский литературовед Жак Бросс в монографии «Кокто» (Cocteau, 1970) в творчестве писателя выделяет своеобразную трилогию, части которой объединены орфической тематикой - это пьеса «Орфей» и два фильма - «Орфей» и «Завещание Орфея», являющиеся «тремя составляющими одного и того же портрета», - портрета самого Жана Кокто. Французский филолог Клеман Боргаль (Borgal C. Cocteau: Dieu, la mort, la poesie, 1968) справедливо отмечал: «Оригинальность Кокто заключена непосредственно в создаваемых им на интуитивном уровне образах, становящихся самим изяществом благодаря его магии подлинного видения мира».
В ХХ веке мифологизирование стало ключевым приемом художественной организации текста модернистских писателей. Н.О. Осипова, с одной стороны, рассматривает мифопоэтику как метод: «Мифопоэтика - это метод исследования таких явлений литературы, которые ориентированы на мифопоэтические модели, с целью проследить их генезис, развитие и функции в создании целостной картины мира, трансформацию традиционных образов, что позволяет исследовать широкие интертекстуальные связи», а, с другой стороны, акцентирует внимание на личности автора, возможности создания индивидуального мифа: «Мифопоэтика - творческая, личностная и жизнетворческая система художника, основанная на художественно мотивированном обращении к традиционным мифологическим схемам» .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования были выявлены способы реализации категории театральности и мифопоэтики в романе «Ужасные дети» и драме «Ужасные родители» Жана Кокто.
Изучив теоретические работы, посвященные категории театральности, было выявлено, что данная категория имеет не до конца устойчивый понятийный аппарат и терминологическую базу, так как отношения между основными понятиями «театральность», «театрализация»,
«драматургичность», «сценичность» очень приближенные и едва различимые в некоторых научных концепциях. В литературе категория театральности проявляется в особой поэтике, свойственной данной категории. В первую очередь, это сценический способ развертывания сюжета и изображение характеров персонажей. Основными характеристиками театральности как качества прозаического текста становятся визуальность, зрелищность, экспрессивность, маскарадность и декоративность.
В обоих произведениях Жана Кокто театрализация обусловлена «театральным хронотопом». Это делит пространство произведения на внутреннее (хронотоп дома) и внешнее. Антитеза ребенок - взрослый обусловлена данным соотношением пространства и не связана с формальным возрастом главных героев или социальным статусом. Элизабет и Ивонна в драме «Ужасные родители», находящиеся в роли «ребенка», наиболее приближены к театральному поведению. Им присуща неестественность, экспрессивность, что подчеркивает и язык персонажей.
Категория театральности выделяется на лексическом уровне. Фраза «я ухожу» и лексема «не-ве-ро-ятно» являются связующим звеном между антитезой ребенок - взрослый в системе персонажей, либо между «театральным хронотопом» и внешним миром, выходящим за его рамки. Категории театральности соответствует не только лексика внутри произведения, но и терминология: «сцена», «фарс», «абсурд», «драма», «интрига», «зритель».
Таким образом, в произведениях Жана Кокто «Ужасные дети» и «Ужасные родители» реализуется категория театральности с помощью поэтических средств (сравнение), художественных образов (пространство, герои), также театрализация заметна и на лексическом уровне (соответствующая театру терминология). Жан Кокто, несмотря на жанрово­родовую специфику, создает в романе и драме единое мифопоэтическое пространство.
Мифопоэтика в драме Жана Кокто «Ужасные родители» проявляется на разных художественных уровнях. Так, ведущим мотивом становится один из основополагающих мотивов в античной трагедии - противопоставление гармонии и хаоса. Данные категории организуют и пространство произведения. Образы героев содержат в себе мифологические аллюзии (Ивонна - Иокаста, Жорж - Эдип). Жан Кокто в «бульварной» пьесе «Ужасные родители» остается верен своим мифопоэтическим принципам. Воспроизведя обычных, «будничных», «бульварных» персонажей, автор дополнил их образы, наделив архетипическими чертами мифологических героев, и поместил в мифологизированное пространство. Так, писатель представляет сцену из жизни людей как сцену из абсолютного мифа, тем самым расширяя границы драмы и представляя ее события на архетипическом уровне.
В романе «Ужасные родители» доминирующим становится мифопоэтический мотив сна, который стирает границы между прошлым и будущим, то есть создает пространство без времени. В пространстве произведение сон нивелируется, стираются все границы. Действия героев обретают ритуализированный и бессознательных характер, граничащий с детской непосредственностью. Все облекается в пространство хаоса, далекого от внешнего, реального мира.
...


1. Агостинью Н.М. Миф в творчестве Жана Кокто: индивидуальный характер отражения констант универсальной культуры // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: Материалы пятой международной научно-практической конференции, Самара, 20-21 сентября 2010 года; Отв. ред. Л.В. Вершинина. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2010. С. 3-5.
2. Адашевская З.А. У истоков сюрреализма. Абсолютизация бессознательного // Вестник ВГИК. 2012. № 12-13. С. 296-305.
3. Антология французского сюрреализма, 20-е гг. / Сост., вступ. ст., пер. с фр. и коммент. Исаева С. А., Гальцовой Е. Д. М.: ГИТИС, 1994. 390 с.
4. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. С.-Петерб. гос. консерватория, Ин-т народов Севера Рос. гос. пед. ун-та. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. С. 121-290.
7. Бретон А. Манифест сюрреализма / Пер. Л. Андреева и Г. Косикова // Называть. вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX в. / Сост. Л. Г. Андреева. М.: Прогресс, 1986. С. 40-59.
8. Бриссон Л. Платоновская концепция мифа и ее развитие в античной
философии // Вестник РХГА. 2012. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/platonovskaya-kontseptsiya-mifa-i-ee- razvitie-v-antichnoy-filosofii (дата обращения: 31.03.2023).
9. Бунтман Н.В. Вместо предисловия // Кокто Ж. [Сочинения]: в 3-х томах с рисунками автора. Т. 1: Проза. Поэзия. Сценарии. Пер.с фр.; Сост., предисл.и коммент. Н. Бунтман. М: Аграф, 2001. С. 7-32.
10. Гальцова Е.Д. Мифы и их театрализация во французской сюрреалистической драматургии // Вопросы театра. 2008. № 3-4. С. 296­316.
11. Гальцова Е.Д. Сюрреализм: от эстетики разрыва к «суммированию» культуры // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика / [под ред. Ю. Н. Гирина]. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 471-529.
12. Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр: к вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма / Российский гос. гуманитарный ун-т, Российская акад. наук, Комис. по лит. и интеллектуальной культуре Франции Науч. совета «История мировой культуры», Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: РГГУ, 2012. 546 с.
13. Гнездилова Е.В. Античный миф как основа эстетической концепции Жана Кокто // Вестник Тверского государственного университета. Серия Филология. 2019. 1(60). С. 171-178.
14. Гнездилова Е.В. Жан Кокто и художественная революция первой четверти XX века // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). C. 13.
15. Давыдов В.Г. Элементы театральной выразительности: опыт системного анализа: диссертация ... канд. искусствоведения: 17.00.01. Москва, 1986. 175 с.
... всего 55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ