ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 7
1.1. Взаимосвязь мнемических способностей обучающихся в развитии
памяти и усвоении предметных результатов обучения 7
1.2. Приемы мнемотехники: значение, структура, механизм формирования ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 20
2.1. Анализ состояния исследуемой проблемы в практике работы школы
на современном этапе 20
2.2. Применение мнемотехнической технологии усвоения знаний в
процессе обучения биологии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современная педагогика находится на сложном этапе своего развития. Сейчас есть много разнообразных педагогических технологий, которые предлагают учителю приемы и способы формирования и развития результатов обучения учащихся.
Но проблема в том, что эти технологии часто либо недостаточно разработаны и не могут применятся многими учителями, либо требуют большой подготовки, либо затрат. Зачастую предлагаемые новые технологии просто не находят одобрение учителей (что тоже препятствует их внедрению в практику школы). Также очень часто в школах используются сразу несколько технологий, которые со временем усложняют образовательный процесс, перегружая обучающихся большими объёмами информации.
Уже на протяжении 10 лет в педагогике используется мнемотехника -, ранее активно применяемая технология развития памяти в психологии и излагаемая как технология, применяющая приёмы и способы, упрощающие запоминание и увеличивающие объём памяти путём использования искусственных соотношений.
Коменский Я.А. выступал за такое обучение и метод, при котором любой образовательный процесс будет иметь успех. По отзывам педагогов, которые использовали на своих уроках приемы мнемотехники, учащиеся хорошо усваивают любой объем информации практически из всех областей знаний, не утомляясь и с заинтересованностью познавая свои возросшие способности. Восприятие материала на уроках протекает достаточно легко, что позволяет практически полностью отказаться от домашних заданий.
Такая технология, позволяет справится с постоянно увеличивающимся потоком информации без особых затруднений, и начинает все более активно использоваться учителями и внедряться в образовательный процесс.
Мнемоприёмы теснейшим образом связаны с познавательным интересом на уроке, так как внутренние резервы мнемотехники обладают уникальностью, богатством и разнообразием. Зерно успеха скрывается в том, что мнемонический прием не оставляет учащихся безучастными, равнодушными, заинтересовывает их.
Тем не менее, анализ существующей до настоящего времени научной и программно-методической литературы, а также практики деятельности педагогов выявил ряд противоречий:
• между целевыми ориентирами ФГОС ООО, предполагающими наличие у обучающихся определенного уровня сформированности предметных результатов и недостаточным его практическим уровнем;
• между необходимостью наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, методическими идеями, в частности мнемотехническими приемами обучения, ориентированными на развитие памяти, познавательной активности, креативности у обучающегося, что, в конечном итоге, является благодатной почвой для развития предметных результатов в процессе изучения предметной области «Биология» и недостаточностью у педагогов теоретических знаний по этому вопросу.
На основе данных противоречий возникла необходимость в разработке проблемы нашего исследования: каковы возможности мнемотехники в процессе формирования и развития предметных результатов при обучении биологии в условиях конкретного образовательного учреждения?
Объект исследования - процесс формирования и развития предметных результатов при обучении биологии, осуществляемый с использованием мнемотехнических приемов.
Предмет исследования - приемы мнемотехники и условия их применения при формировании и развитии предметных результатов при обучении биологии.
Цель исследования - выявление, изучение и применение эффективных мнемотехнических приемов в процессе формирования и развития предметных результатов по биологии.
...
В ходе исследования были успешно решены задачи, поставленные в начале работы:
• выделены теоретические основы применения и основные особенности мнемотехники как педагогической технологии;
• изучено состояние исследуемой проблемы в практике работы школы на современном этапе;
• обобщен передовой педагогический опыт по использованию мнемотехники на уроках биологии.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.
На данном этапе развития современной парадигмы образования предметные результаты изучения предметной области «Биология» в рамках реализации требований ФГОС в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и
природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой.
В ходе исследования был сделан вывод о том, эффективным приемом для запоминания большого объема научной информации на уроках биологии является мнемотехника, представляющая собой искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Посредством педагогической мнемотехники делается упор на естественном запоминании при активной проработке изучаемого материала. Это многократное чтение текста, проговаривание вслух, переписывание изучаемого материала, составление опорных конспектов, перерисовка изображений из учебной литературы, организация учебно-воспитательного процесса в виде игры и разработки большого количества вспомогательного дидактического материала. Мнемотехника способствует развитию памяти обучающихся.
Под памятью целесообразно понимать психический познавательный процесс, направленный на то, чтобы запечатлеть, сохранить, воспроизвести и забыть ту или иную информацию. Посредством использования различных мнемотехник активно развивается память обучающихся. Инструментом запоминания в мнемотехнике являются образы. Любые запоминаемые сведения кодируются на язык мозга. Язык мозга - это зрительные образы. Чтобы связи между образами хорошо запоминались, образы должны быть удобными для запоминания.
В ходе обобщения и систематизации передового педагогического опыта по использованию мнемотехники на уроках биологии были сделаны выводы о том, что на данном этапе развития образования, педагогами используются различные мнемотехнические методы обучения, доказавшие свою эффективность путем многолетней апробации.
Тем не менее, было принято решение предложить педагогам ряд дополнительных рекомендаций по организации процесса формирования и развития предметных результатов при обучении биологии посредством мнемотехники.
Полагаем, что предложенные в данной работе дополнительные рекомендации по использованию приемов мнемотехники будут способствовать более эффективному развитию и формированию предметных результатов при обучении биологии. Кроме достижения целей обучения, такие приемы способствуют развитию коммуникативных умений и навыков.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: ЭКСМО,
Педагогика, 2013. С. 180.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Новое Просвещение, 2015. - 278 с.
3. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системнодеятельностный подход к изучению познавательных процессов. - М.:
ЭКСМО, 2015. С. 22.
4. Блонский П.П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2014. С. 94.
5. Битюкова О.А. Еще раз о мнемоническом запоминании // Биология. Первое сентября. - 2018. - № 16. С. 5-6.
6. Воронина Г.А. Зарубежный опыт применения интерактивных технологий на уроках биологии // Биология в школе. - 2016. - № 5. С. 37-39.
7. Гаранькина В.В. Из опыта использования мнемотехники при изучении темы «Жизненный цикл клетки» учащимися 10 класса «МБОУ Березовская школа» Арзамасского района // Европейский форум молодых исследователей. Сборник статей. Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. С. 50-54.
8. Грюнинг Х. Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания. Как усвоить большой объем знаний. Учимся без стресса и лишних усилий / пер. с нем. Л. И. Кайсаровой. - М.: АСТ, Астрель, 2012. С. 697-698.
9. Голикова Т.В. Формирование и развитие приемов логического мышления учащихся на уроках биологии. // Психология обучения. - 2016. - № 4. С. 2038.
10. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЭКСМО, 2015. С. 85-92.
11. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Наука, 2015. С. 207-216.
12. Зиганов М.А. Мнемотехника: запоминание на основе визуального мышления. - М.: ЭКСМО, 2016. С. 34-35.
13. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано.
- М.: ЭКСМО, 2015. С. 11.
14. Киршина О.С., Круглик Е.К. Использование приемов мнемотехники в обучение биологии // Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы. Материалы XVII Всероссийской научнопрактической конференции студентов и аспирантов. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; ответственный редактор Т.В. Голикова. - 2018. С. 92-95.
15. Латюшин В.В. Биология: Животные. 7 кл. - М.: Дрофа, 2018. - 198 с.
... всего 30 источников