Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 9
1.1 Оценка навыка чтения предложений у обучающихся с умственной
отсталостью 9
1.2 Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга навыка чтения предложений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 16
Глава 2. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержания и процедуры мониторинга навыка чтения предложений у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной
отсталостью 32
2.1.Организация и проведение констатирующего эксперимента....32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга
навыка чтения предложений у обучающихся вторых-третьих классов с
умеренной умственной отсталостью 51
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 68
Актуальность. В нормативно-правовых документах,
регламентирующих содержание обучения детей с умеренной умственной отсталостью, предусмотрено овладение чтением детьми на доступном уровне. Но отсутствует однозначность определения в отношении выбора методов и средств оценки учебных достижений обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости.
Значительный процент детей с умеренной умственной отсталостью имеют потенциальную способность овладеть навыком чтения, но при создании специальных образовательных условий. В настоящий момент существует большое количество методик для обучения чтению данной категории детей (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.). Во 2-ом варианте адаптированной основной образовательной программе, разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта, отражены возможные (ожидаемые)
результаты обучения для отслеживания динамики достижений умений и навыков чтения на разных этапах их развития. В частности, актуальна проблема оценивания навыка чтения предложений и понимания прочитанного.
Процесс формирования навыка чтения у детей с умеренной умственной отсталостью своеобразен, что объясняется психологопедагогическими особенностями детей данной категории. На разных этапах овладения этим навыком у каждого ребенка он протекает по- разному. Поэтому важен дифференцированный подход в обучении, неоднократное повторение, закрепление пройденного материала, а также регулярное отслеживание результативности обучения.
Если при обучении типичных детей для отслеживания динамики, можно проводить контрольные срезы традиционным методом чтения вслух, то в данном случае необходима методика, которая позволит отслеживать минимальные продвижения вперед, что можно сделать с помощью технологии мониторинга.
Мониторинг позволяет оценивать динамику, определять прогресс за короткий период времени и замечать небольшие продвижения вперед в развитии навыка чтения, что позволяет педагогам оперативно реагировать и гибко корректировать программы для улучшения результатов в обучении.
В нормативно-правовых документах для определения результативности обучения детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется использовать метод наблюдения и метод экспертной группы. Несмотря на такие достоинства, как минимизация затрат, комплексность, возможность качественного анализа и др., методы наблюдения и экспертной группы имеют такой недостаток, как субъективность.
В связи с этим, нам показалась интересной технология GOMS (новый генеральный формат оценки), разработанная сотрудниками Университета Миннесоты для оценивания образовательных достижений обучающихся с когнитивными расстройствами. Но технологию GOMS необходимо адаптировать с учетом обучения грамоте в России, а также сделать ее приемлемой для детей с более выраженными когнитивными расстройствами.
Таким образом, проблема разработки содержания и требований к процедуре мониторинга навыка чтения предложений через показ у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью приобретает особую актуальность.
Объект исследования: оценка навыка чтения предложений через показ у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и требования к процедуре мониторинга навыка чтения предложений у обучающихся вторых - третьих классов с умеренной умственной отсталостью.
...
На основе анализа литературы по проблеме оценивания навыка чтения предложений через показ картинки из трех предложенных у обучающихся с умственной отсталостью мы руководствуемся следующими положениями:
1. Под мониторингом учебных достижений (навыка чтения предложений через показ картинки из трех предложенных) у обучающихся с умственной отсталостью мы будем понимать специально разработанную подсистему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и корректировки, педагогического процесса, с целью улучшения качества обучения, позволяющую выявлять минимальные продвижения обучающихся за короткий период времени, основанную на методах статистики (объективная, надежная, валидная).
2. На основании ряда преимуществ, мы считаем целесообразным с учетом отечественной методики обучения грамоте, взять за основу технологию «формирующего оценивая» - GOMs (новый генеральный формат оценки), применяемой в США. Для адаптации и разработки отечественного мониторинга учебных достижений, а именно принципы, подходы и основные организационные аспекты .
3. При разработке мониторинга навыка чтения предложений через
показ картинки из трех предложенных у обучающихся вторых - третьих классов с умеренной умственной отсталостью мы учитывали особенности звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте обучающихся и психолого-педагогические особенности обучающихся (своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности; присутствие сопутствующих нарушений,
осложняющих умственную отсталость; специфические черты
внимания: малоустойчивое, быстрая отвлекаемость, трудности
сосредоточения, нарушение распределения, переключаемости, произвольности; специфические недоразвитие восприятия: поверхностное восприятие, замедленность, заторможенность, ограниченность объема, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности; специфическое недоразвития памяти: замедленность и непрочность способности к запоминанию, неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость; особенности импрессивной речи; существенное недоразвитие речи и недоразвитие коммуникативной деятельности. В результате проведенного нами эксперимента можно сделать выводы о целесообразности применения адаптированного варианта технологии GOMs для оценивания навыка чтения предложений через показ сюжетной картинки у обучающихся вторых - третьих классов с умеренной умственной отсталостью.
Определено содержание и требования к процедуре мониторинга понимания прочитанных предложений через показ картинки из трех предложенных в виде наборов заданий, структурированных по уровням сложности, в зависимости от выделенных факторов:
• синтаксическая структура предложений;
• смысловая близость ситуаций, изображенных на сюжетных картинках.
Содержание мониторинга разделено на два блока (обучающий и контрольный). В обучающий блок вошли три основных задания, для принятия инструкции. В контрольный блок вошли 3 серии по 10 заданий.
Доказана валидность метода оценивания навыка чтения предложений через показ картинки из трех предложенных. Задания структурированы по уровням сложности, учитывая синтаксическую структуру предложений и смысловую близость ситуаций, изображенных на картинках.
Эксперимент подтвердил, что в процессе мониторинга целесообразно применять организующую помощь (в целях реализации воспитательной функции, а также формирования базового учебного действия одним из которых является, действие по инструкции взрослого), а при обработке полученных данных результаты не учитываются.
В процедуру мониторинга включена система различных видов помощи. В обучающем блоке применяется: повторение инструкции; повторение инструкции и демонстрация взрослым правильного ответа; повторение инструкции и совместное выполнение задания (взрослый показывает правильный ответ рукой ребенка). В контрольном блоке допустимо: повторение инструкции.
При выполнении мониторинга предлагалась инструкция: Прочитай, что здесь написано. Покажи, где это нарисовано.
При подсчете полученных данных использовалась двухбалльная шкала выставление:
• 1 балл за правильный показ;
• 0 баллов за ошибку либо отказ от задания.
...
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/5133
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: учеб. пособие / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.
3. Аксёнова М.В. Мониторинг образовательных достижений обучающихся как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. URL: http://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_i d=5829
4. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
5. Аксёнова А. К. Обучение грамоте //http://old.prosv.ru/ebooks/
Aksenova_Obuchenie_gramote/2. html
6. Андреева К. А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 175-183.
7. Артемьева Н.В., Мамаева А.В., Постникова Н.Н. Оценивание знания букв у младших школьников с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / 2016. - № 4 (38). С. 123-128
8. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах: учеб. пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
9. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
10. Баряева Л.Б. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / под ред. Л. Б. Баряевой, 1996.
11. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Л Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. СПб. : Издательство «Союз». 2001. -320 с. - (Коррекционная педагогика).
12. Баскаков, А. Я. Методология научного исследования: учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУП, 2004. — 216 с.
13. Вершинина Н. А., Сомкова О. Н. Идеи гуманитарного подхода в
исследованиях научной школы И. Логиновой // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: сборник научных статей по материалам
международной научно-практической конференции (Санкт- Петербург, 4-6 апреля 2007 г.). СПб., 2007. 599 с.
14. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
15. Воронковой В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа - Пресс, 1994. 470 с., с. 253
... всего 76 источников