Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ

Работа №149826

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы86
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы мониторинга сформированности навыков слогового анализа у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Предпроектное исследование существующих подходов к проблеме
мониторинга образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8
1.2. Сформированность навыков языкового анализа как основа овладения
грамотой 19
1.3. Проблема диагностики развития и отслеживания результативности
сформированности навыков слогового анализа у детей с задержкой психического развития и лёгкой умственной
отсталостью 27
Выводы по I главе 35
Глава II. Описание проекта «Мониторинг сформированности навыков
слогового анализа у обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в интерактивной среде» 37
2.1. Паспорт и план реализации проекта 37
2.2. Подготовительный этап проекта 41
2.3. Описание продукта проекта (разработческий этап и этап апробации).. ..46
2.4. Результативно-оценочный этап 63
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложение А 75
Приложение Б 76
Приложение В 77
Приложение Г 78
Приложение Д 79
Приложение Е 80
Приложение Ж 81
Приложение З 82
Приложение И 83
Приложение К 84
Приложение Л 85
Приложение М 86

Актуальность. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности при овладении грамотой. Умение анализировать слово на составляющие его слоги для обучающихся с ограниченными возможностями различных нозологических групп является одной из сложных задач. Наиболее сложны действия связанные с языковым анализом для детей с задержкой психического развития и лёгкой умственной отсталостью. Слоговой анализ относится к когнитивно -речевым умениям и эти сложности обусловлены нарушением познавательной деятельности у данных категорий детей. При развитии навыков слогового анализа требуются специально подобранные методы и приёмы обучения, с учетом психических и физических возможностей каждого обучающегося.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) и Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599) очень важна оценка освоения обучающимися адаптированных основных образовательных и общеобразовательных программ. У педагогов возникают трудности в оценке, так как динамика развития данной категории детей незначительная.
Педагоги используют в своей работе для диагностики обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью такие методы, как наблюдение, беседа, психолого — педагогический эксперимент, сбор, анализ данных о ребенке, изучение продуктов деятельности и т. д. К плюсам этих методов относится их комплексность и возможность качественного анализа, но эти методы не лишены субъективности и не всегда являются достаточно эффективными и требуют значительных временных затрат у педагога. Кроме того, общепринятые методы и приемы диагностики нормативно развивающихся детей требуют адаптации в применении к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
В обучении детей с интеллектуальными нарушениями необходимо отследить даже минимальную динамику за короткие промежутки времени, чтобы своевременно среагировать и скорректировать программу обучения по результатам диагностики, но современные методы не всегда способны отследить эту динамику.
Исходя из этого, особый интерес представляет одна из зарубежных технологий формирующего оценивания general outcome measurement (далее - GOMs), предложенная сотрудниками Университета Миннесоты для оценивания учебных достижений детей с когнитивными расстройствами. Данная технология чувствительна к минимальным продвижениям, объективна, надежна и валидна. Для использования технологии GOMs в России выполнен целый ряд исследований на базе Краевого государственного педагогического университета (далее - КГПУ) им. В.П. Астафьева (К.И. Денисова, Е.А. Зайцева, А.В. Мамаева и др.), в результате которых было рекомендовано проводить процедуру мониторинга в интерактивной среде, что позволило бы оптимизировать временные затраты, выявить минимальные продвижения обучающихся в овладении грамотой и обеспечить объективность, а также возможность проведения в дистанционном режиме.
Сотрудниками КГПУ им. В.П. Астафьева разработана компьютерная программа, которая представлена на сайте «Говорящие уроки». В ней уже имеются задания на определение сформированности зрительного восприятия, узнавание пиктограмм, звукового анализа. Но задания на сформированность навыков слогового анализа - отсутствуют. Таким образом, возникает необходимость в разработке и апробации наборов заданий для мониторинга навыков слогового анализа в интерактивной среде.
Проектная идея: выявлено недостаточность дидактического
обеспечения для мониторинга навыков слогового анализа у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, поэтому возникла необходимость в разработке наборов заданий, чувствительных к минимальным продвижениям обучающихся, для мониторинга данных навыков в интерактивной среде.
Объект исследования: мониторинг образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На этапах предпроектного исследования и внедрения проекта нами был решён ряд теоретических и практико-ориентированных задач.
В первой главе нашей работы мы подробно рассмотрели теоретические аспекты проблемы мониторинга сформированности навыков слогового анализа у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и сделали следующие выводы:
• На основании ряда преимуществ технологии GOMs, мы считаем целесообразным взять её за основу для разработки отечественного мониторинга учебных достижений обучающихся с лёгкой умственной отсталостью и задержкой психического развития, а именно принципы, подходы и основные организационные аспекты. Возможность проведения процедуры мониторинга в интерактивной среде позволяет оптимизировать временные затраты, обеспечить объективность, выявить минимальные продвижения обучающихся, а также проводить диагностику в дистанционном режиме, что особенно актуально в условиях локдауна на фоне эпидемии, связанной с COVID 19;
• Обучение грамоте в России осуществляется по аналитико­синтетическому методу. Опираясь на его принципы можно сказать, что процесс обучения грамоте долгий, целенаправленный, основанный на умении детей анализировать и синтезировать поток речи на его составляющие (предложение, слово, слог, звук). Навыки языкового анализа являются базой для формирования навыков чтения и письма;
• При проведении мониторинга сформированности навыков слогового анализа у дошкольников с задержкой психического развития и младших школьников с лёгкой умственной отсталостью необходимо учитывать следующее:
• психолого-педагогические особенности данных нозологических
групп, в числе которых:
• слабость аналитико-синтетической деятельности мышления;
• неустойчивость внимания, недостаточная концентрация;
• особенности зрительного и слухового восприятия;
• повышенная утомляемость, сниженная работоспособность;
• низкая мотивация к обучению;
• недостаточная сформированность регулятивного компонента
позновательной деятельности;
• неустойчивость эмоциональной сферы;
• замедленные процессы усвоения изученного материала и перенос знаний и умений в новую ситуацию.
• особенности звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте обучающихся с когнитивными нарушениями, а именно: порядок изучения звуков и букв, удлинение сроков добукварного периода и прохождение букваря, использование элементов слогового метода, разнообразных игровых приёмов и наглядных опор.
Изучив теоретические аспекты, мы перешли к проекту «Мониторинг сформированности навыков слогового анализа у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интерактивной среде». Перед собой поставили цель - разработать и апробировать наборы заданий с учетом основных требований модифицированного варианта технологии GOMs для мониторинга сформированности навыков слогового анализа у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интерактивной среде. Реализация проекта прошла в четыре этапа: подготовительный,
разработческий, апробация и результативно-оценочный этап.
...


1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — Спб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой­- СПб.: Питер, 2005. - 303с.
3. Аксенова А.К. Методика обучению русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксенова - М.: Владос, 1999, с.320.
4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
6. Афоночкин А.И. Управленческие решения в экономических системах: учеб. пособие / А.И. Афоночкин, Д.Г. Михаленко. -СПб.: Питер, 2009. - 408с.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001- 224 с.
8. Дошкольная логопедическая служба / Под ред. О.А. Степановой. - М.: ТЦСфера, 2006. - 128 с
9. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
10. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. М: В. Секачев, ТЦ «Сфера», 2009.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э.
Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.
12. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.- 98 с.
13. Ковалевский В.П. Маркетинговые исследования: учеб. пособие/ В.П. Ковалевский, О. М. Калиева, О.П. Михайлов. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 188 с.
14. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей /А.Н. Корнев.- СПб.: Речь, 2003.- 336с.
15. Крылова Ольга Николаевна, Бойцова Елена Геннадьевна. Технология формирующего оценивания в современной школе. Учебно-методическое пособие ФГОС. М.: Каро, 2015. - 128с.
... всего 34 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ