Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
2. СОСТОЯНИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ 18
3. РАЗРАБОТКА ДЕЛОВОГО ТУРА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Актуальность темы исследования обусловлена низкой степенью разработанности теории делового туризма как специфической отрасли мирового туризма. Эта отрасль интенсивно развивается в мировом туристическом пространстве в последние три десятилетия. Доходы от данной отрасли имеют высокий удельный вес в структуре доходов от международного туризма. В зарубежной экономико-географической науке в последние десятилетия проводятся исследования, посвященные зарождению и развитию делового туризма. Появилась статистика Всемирной туристической организации по основным его показателям. Однако представления о феномене делового туризма весьма противоречивы. Это связано с тем, что до сих пор не выработано единого целостного его определения, а также не выработаны модели функционирования отрасли, не выявлены основные закономерности ее развития, нет обобщающей характеристики территориальной структуры и современного состояния мирового делового туризма.
В последние годы учёные и практические работники, предметом изучения и деятельности которых является сфера услуг, отмечают повышенный и постоянно растущий интерес к деловому туризму. Вместе с тем анализ понятийного аппарата, который используется специалистами, занятыми данным бизнесом, позволяет сделать вывод о наличии различных, зачастую противоречивых толкований категории «деловой туризм». Перспективы, открывающиеся перед деловым туризмом в нашей стране, требуют предельной ясности в трактовках понятий и устранения имеющихся разночтений.
Деловой туризм - понятие относительно новое и не всегда правильно раскрываемое. По сути, этот вид путешествий приобрел высокую доходность и огромное значение в конце 1980-х годов. Сегодня туризм с деловыми целями - ключевое понятие для руководителей, один из самых эффективных способов
поощрения персонала, выгодное вложение средств времяпрепровождение.
В Российской Федерации деловой туризм - совсем новое явление, как и туризм вообще. В российской экономико-географической науке явление делового туризма практически не изучено.
В настоящее время объемы турпотоков в РФ во многом увеличиваются за счет иностранных и российских бизнес-туристов. Судя по экспертным оценкам, в ближайшие десять лет мир ожидает буквально взрыв бизнес-туризма. В этом процессе надлежащее место должна занимать и наша страна, которая все больше включается в мировые экономические процессы, следуя общей тенденции глобализации.
Сегодняшний рынок стал несоразмерно более общим, чем несколько десятилетий назад. С одной стороны, финансовая деятельность и бизнес приобретают более интернациональный характер, и с развитием деловых контактов расширяются туристские потоки, укрепляются межнациональные и культурные связи, наблюдается всплеск деловой активности и притока инвестиций. В данном контексте бизнес-туризм - это фактор, способствующий развитию экономического потенциала России и ее интеграции в мировое сообщество, и, что немаловажно, обладающий высокой рентабельностью. С другой стороны, прогресс и интеграция национальной экономики тоже немыслимы без сферы делового туризма. Это один из актуальных ресурсов развития предприятий и компаний, укрепления позиций на российском и международном рынке через участие в выставках и конгрессах, через бизнес- образование.
С учетом интенсивной положительной динамики делового туризма в России (и в мире), высокой доходности для государственного бюджета от этой отрасли, а также стихийного пока характера ее развития в РФ, существует острая необходимость научного исследования делового туризма вообще и отечественного в частности.
Объектом дипломной работы является деловой туризм как вид туризма.
Предметом дипломной работы выступают проблемы и перспективы развития делового туризма.
Цель работы - выявить и проанализировать проблемы и перспективы развития делового туризма в России.
Реализация цели требует решения ряда взаимосвязанных задач:
1) Определить понятия делового туризма как направления в туристской деятельности.
2) Проанализировать состояние делового туризма в России.
3) Разработать деловой тур в г. Екатеринбурге.
Эмпирической базой исследования послужили материалы и данные, сбор которых осуществлялся в гостиничной организации Хаятт Ридженси Екатеринбург. В работе были использованы статистические данные развития делового туризма в России.
Практическая значимость работы. Результаты и материалы исследования могут быть использованы начинающими предпринимателями и менеджерами в сфере туризма и гостиничного хозяйства, а также в практике преподавания таких дисциплин, как «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», «Маркетинг в туризме и гостиничном хозяйстве».
В ходе исследования были последовательно решены обозначенные во введении задачи исследования.
В первом пункте работы были определены понятие и отличительные свойства делового туризма.
Во втором пункте работы было рассмотрено состояние рынка делового туризма в России. Были также исследованы состояния регионов России, участвующих в формировании делового туризма.
В третьем пункте исследования определены проблемы и перспективы развития делового туризма в России.
Сфера туризма является наиболее активно развивающимся направлением сферы услуг. На основании проведенного во второй главе теоретического анализа, а также анализа статистических материалов выявлено, что MICE- туризм, являясь относительно новой отраслью для российского рынка, уже завоевывает ведущие позиции по темпам роста. При этом в перспективе объемы рынка делового туризма составят не менее 15-30% всего объема оказываемых услуг.
Требования к MICE на сегодняшний день возрастают пропорционально росту объемов. Если на первых этапах развития данного сектора от агентств требовалось лишь продумывание логистики маршрута, оформление соответствующих документов, заказ билетов и бронирование гостиниц, то сегодня требования рынка и потребителей значительно растут, и возникает необходимость обеспечения глубокой культурной и развлекательной программы. Спектр возможных программ действительно очень широк. Именно в этом ключевое преимущество России, так как в пределах одного региона возможно сразу несколько вариантов мероприятий. Это объясняется природными, климатическими и географическими особенностями, а также многонациональностью Российской Федерации.
В ходе анализа выявлены проблемы развития MICE. В первую очередь необходимость повышения профессионализма персонала. На сегодняшний день практически нет образовательных программ, дающих базовое образование для специалистов в этой отрасли. В основном все ограничивается некоторыми курсами повышения профессионального мастерства или переподготовки.
Вторая серьезная проблема - отсутствие необходимой инфраструктуры, в этом отношении необходимо обратить внимание на различные аспекты, связанные с размещением и организацией досуга, проведением крупных мероприятий. Размещение большого числа участников, возможно лишь в крупнейших центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Там же есть возможность проведения конгрессов и семинаров. Однако, регионы сегодня активно развивают соответствующую инфраструктуру - Казань, Калуга, Екатеринбург, Ярославль и прочие.
С точки зрения выставочной деятельности в России можно выделить более 40 площадок, которые соответствуют международным требованиям MICE.
Серьезной проблемой в России были и остаются дороги. Обеспечение трансферов - серьезнейшая задача именно в российских условиях.
Несмотря на все эти недостатки, наше государство имеет огромный потенциал в отношении развития делового туризма, в первую очередь связанный с разнообразием сфер деятельности, активным развитием промышленности, повышением инвестиционной привлекательности регионов. Поэтому необходимо создание новых туристских продуктов в региональном масштабе, активное их продвижение не только на внутреннем рынке, но и активная реклама на внешнем.
1. Лайко М.Ю., Кобяк М.В. Современные тенденции и перспективы развития Московского рынка гостинично-туристских услуг / М.Ю. Лайко // Российский внешнеэкономический вестник. 2010г. № 11. С. 5-6.
2. Маклашина Л. Р. Деловой туризм - инструмент продвижения индустрии туризма / Л. Р. Маклашина // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 122-125.
3. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. М.: КНОРУС, 2010. С. 245.
4. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ ст. 166
5. Бабкин А.В. Специальные виды туризма [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/babkin06.htm
2. Бизнес-туризм - что это? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http ://www.tyr7 4 .ru/articles/article 134.html
3. В Мурманске готовятся к III международной деловой неделе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://severpost.ru/read/9051/
4. В Мурманске на подъеме деловой туризм [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.b-port.com/guest/item/13869.html
5. Деловое лицо туризма на Кубани [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.yughotel.ru/News/NewsYug/1889/
6. Деловой туризм в Екатеринбурге [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://levoyageur.ru/index.php/home/establishment2/50-kuluars/595-
dj elovoj -turizm-v-j ekatj erinburgj e .html
7. Деловой туризм в Петербурге [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// spbcenter.org/delovoi-turizm/delovoi-turizm-v-peterburge
8. Деловой туризм в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.it-tours.com/articles/article.html?id=2228
9. Деловой туризм в Сочи [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://prosochi. su/delovoy-turism.html
10. Деловой туризм [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://a4.topclient.ru/blog/business-tourism/
11. Деловой туризм [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.sochi-riviera.ru
12. Деловой туризм: мир и Россия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://solbylab.ru/rynok-mice/delovoj-turizm-mir-i-rossiya/
13. Десять московских отелей аттестованы как отели, удобные для
деловых туристов [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://center.ria.ru/economy/20120411/82643788.html
14. Деятельность российских отраслевых объединений и компаний в индустрии MICE [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://all- hotels.ru/publications.ru.html?aid=21820
15. Деятельность российских отраслевых объединений и компаний в индустрии [Электронный ресурс]: Режим доступа: MICE http://all- hotels.ru/publications.ru.html?aid=21820...35