Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОРТИВНО
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 7
1.1. Спортивно-познавательный туризм как вид туризма . . 19
1.2. Проблемы и перспективы развития спортивно-познавательного
туризма на Урале ......... 32
2. СОСТОЯНИЕ СПОРТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА
СЕВЕРНОМ УРАЛЕ 33
2.1. Анализ рынка спортивно-познавательного туризма на
Северном Урале .......... 45
2.2. Разработка спортивно-познавательного маршрута в районе хребта
Маньпупунёр .......... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Легенды происхождения столбов
выветривания . . . . . . . . . . 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Список снаряжения . . . . 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Смета расходов тура . . . . 70
В настоящее время спортивно-познавательный туризм занимает одно из ведущих мест на рынке туристских услуг. Его главное отличие от других видов туризма - это возможность тесного общения с природой на особом уровне. Ежегодно наблюдается увеличение количеств туристских дестинаций, а в следствие возрастает поток туристов, воспользовавшихся именно таким видов активного отдыха. Этот факт подталкивает туристские компании к расширению предлагаемого ассортимента спортивно-познавательных туров. При этом стоит отметить, что таких туров становится не только больше, но в то же время их программа становится наиболее разнообразной и интересной. Основой спортивно-познавательного туризма является историко-культурный потенциал страны или региона, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Поездка может включать в себя спортивные, познавательные и рекреационные цели одновременно.
Объект дипломной работы - спортивно-познавательный туризм как вид туризма.
Предмет дипломной работы - проблемы и перспективы развития спортивно-познавательного туризма.
Цель работы - рассмотреть и проанализировать проблемы и перспективы развития спортивно-познавательного туризма на Урале.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть различные подходы к определению понятия спортивно-познавательного туризма;
2. выявить проблемы и перспективы развития спортивно
познавательного туризма на Урале;
3. провести анализ рынка предоставляемых услуг спортивнопознавательного туризма на Северном Урале;
4. на основе анализа разработать новый спортивно-познавательный маршрут в районе хребта Маньпупунёр для туристов, с учетом имеющихся туристских ресурсов в регионе.
Степень разработанности проблемы: в настоящее время туризм является предметом многих научных исследований и привлекает внимание специалистов, работающих в разных областях - менеджменте, маркетинге, экономике, культуре. Идет формирование комплексной науки, объединяющей разносторонние исследования сферы туризма. Рынок спортивно-познавательного туризма достаточно широк. Основа спортивнопознавательного туризма - богатая экскурсионная программа, включающая в себя как развитие своей физической культуры, так и духовное развитие: осмотр достопримечательностей, памятников, музеев, уникальных природных объектов и явлений.
Важную роль в теоретико-методологическом обосновании сферы туризма сыграли труды таких ученых как: М. Б. Биржаков, Н. И. Кабушкин, В. А. Квартальнов и других.
Изучению состояния и перспектив развития туристской индустрии России уделяют А. Ю. Александрова, З. М. Горбылева и другие.
Особое внимание проблемам развития туризма уделяют такие авторы как: В. Г. Гуляев, М. А. Жукова. В работе А. Д. Чудновского дается обоснование туризма как одного из факторов социально-экономического развития региона.
Изучением экономической сущности туризма занимались известные отечественные ученые, такие как: Ю. В. Воскресенский, М. А. Жукова, А. Д. Здоров и другие.
Теоретической и методологической базой исследования выступают научные труды, результаты и выводы, полученные учеными, менеджерами и маркетологами, специалистами по проблемам развития туризма, посвященные туристской теории и практике.
В основу исследования положены объекты управления спортивным туризмом А. М. Житлова, нормативные акты по спортивнооздоровительному туризму в России (И. Е. Востоков, С. Н. Панов).
Исследование опирается на основные положения Федерального закона Российской Федерации № 132 - ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ».
Методы исследования: В процессе выполнения работы были использованы такие методы исследования, как метод анализа и синтеза.
Практическая значимость: результаты данной работы могут использоваться туристическими фирмами для разработки и реализации, новых спортивно-познавательных маршрутов. Данные дипломной работы могут использоваться вузами для обучения студентов по направлению «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», а также при повышении квалификации персонала туриндустрии.
В дипломной работе было раскрыто понятие спортивно-познавательного туризма как ресурса экономического и социокультурного развития региона. С одной стороны, туризм является частью социокультурной деятельности, поскольку хранит достижения человеческой культуры, природные ценности, открывает вместе с окружающими рекреационными, социокультурными, историческими объектами возможность формирования нового пространства, обладающего воспитательным потенциалом особого свойства. С другой стороны, туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, и взамен регион должен получать доход от посещения туристских объектов.
В ходе дипломной работы была достигнута цель, которая заключалась в проведении анализа современного состояния регионального туризма на Северном Урале и разработке практических рекомендаций развития спортивно-познавательного туризма. Также были решены поставленные задачи, при реализации которых было определено значение туризма в экономическом и социокультурном развитии региона, проведен анализ рынка туристских услуг Северного Урала, на основе анализа определены направления и перспективы развития туризма, предложены практические рекомендации развития спортивно-познавательного туризма.
Проведенное исследование подтверждает то, что туризм будет способствовать экономическому и социокультурному развитию региона, если определить приоритетные направления развития туризма, создать условия для развития инфраструктуры туризма, проводить более эффективную рекламу туристского потенциала региона.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных отраслей, являясь одновременно видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга.
В настоящее время появляется все больше российских регионов, в которых туризм признан приоритетным направлением социально-экономического развития, руководство которых осознает то, что имеющийся потенциал необходимо использовать для развития туриндустрии.
Каждый регион России обладает своей культурой. Более того, региональная культура также отражает особенности экономических, социальных, образовательных и экологических связей. Поэтому культура региона рассматривается не только как отрасль, но и как принципиально важный аспект развития туризма.
На сегодняшний день развитие туризма на Урале сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся бедность ассортимента предлагаемых услуг, отсутствие комплексного взгляда на область как регион привлекательный для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, непроработанность нормативно-правовой базы, ограниченность рекламы туристских маршрутов области, нехватка квалифицированных кадров.
Для решения проблем развития спортивно-познавательного туризма на Урале мною была разработана концепция, призванная помочь выйти из создавшегося положения и сформировать в регионе высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс.
Концепция включает в себя несколько разделов: развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности; кадровая политика и научно-методическое обеспечение туристской отрасли; маркетинг и продвижение туров на российский и международный рынок туристских услуг; рекламно-информационное обеспечение сферы туризма и развитие материально-технической базы индустрии туризма.
Таким образом, выполнение намеченных концепцией мероприятий внесет значительный вклад в экономическое и социокультурное развитие Урала. Будет способствовать притоку в область иностранных туристов, приведет к укреплению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов, окажет стимулирующее воздействие на другие отрасли, внесет существенный вклад в структурную перестройку региональной экономики.
1. Александрова А. Н. География туризма: Учеб. пособие / Александрова А. Н. Москва: Кнорус, 2011. 592 с.
2. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: Учеб. пособие / А. В. Бабкин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 252 с.
3. Биржаков М. Б. Введение в туризм: учебник / М. Б. Биржаков. Санкт-Петербург: Герда, 2013. 512 с.
4. Боголюбов В. С. Экономика туризма: Учеб. пособие / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. Москва: Академия, 2015. 311 с.
5. Воскресенский В. Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для студентов / В. Ю. Воскресенский. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 255 с.
6. Горбылева З. М. Экономика туризма: Учеб. пособие / З. М. Горбылева. Минск: Белорусский экономический университет, 2014. 478 с.
7. Гуляев В. Г. Туризм экономика и социальное развитие: Учебник / В. Г. Гуляев. Москва: Финансы и Статистика, 2015. 304 с.
8. Даниленко Н. Н. Концепция развития туризма в регионе: основные положения / Н. Н. Даниленко // Регион: экономика, социология. 2013. №4. С. 37 - 46.
9. Долматов Г. М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы: Учеб. пособие / Г. М. Долматов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 340 с.
10. Житлов А. М. Объекты управления спортивно-событийным туризмом / А. М. Житлов // Молодой ученый. 2015. №7. С. 340 - 344.
11. Жукова М. А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учеб. пособие / М. А. Жукова. Москва: КНО-РУС, 2015. 192 с.
12. Здоров А. Б. Экономика туризма: Учебник / А. Б. Здоров. Москва: Финансы и Статистика, 2015. 272 с.
13. Зорин И. В. Туризм как вид деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. В. Зорин, Т. П. Каверина. Москва: Финансы и статистика, 2015. 288 с.
14. Индустрия сервиса в XXI веке: Тезисы докладов и выступлений Второй международной конференции. Москва: МГУ сервиса, 2013. 115 с.
15. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: / Н. И. Кабушкин. 6-е изд. Москва: Новое знание, 2015. 408 с...55