ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 9 КЛАССОВ 6
1.1 Возрастные особенности обучающихся 8 - 9классов 6
1.2. Влияние физических нагрузок на сердечно - сосудистую систему. .. 8
1.3. Характеристика выносливости 19
1.3. Средства развития выносливости 24
1.4. Специфика кругового метода и его применение для развития
выносливости 34
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 9 КЛАССОВ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 43
3.1. Практическая реализация разработанного комплекса средств
круговой тренировки для развития выносливости у обучающихся 8 - 9 классов 43
3.2. Проверка эффективности разработанного комплекса средств
круговой тренировки для развития выносливости у обучающихся 8 - 9 классов 45
Выводы 51
Список используемой литературы 53
Для прохождения дистанций лыжнику нужна выносливость, так как, в течение гонки он многократно выполняет непрерывные циклические двигательные действия. В связи с этим результат зависит не только от уровня специальной выносливости, но и - общей.
Повышение выносливости является одним из важнейших условий улучшения работоспособности лыжников и результативности выступлений на соревнованиях [21].
Актуальность исследования заключается в том, что выносливость как одно из основных двигательных способностей лыжников и проявляется в способности к длительному выполнению двигательной деятельности без снижения ее результативности. Выносливость является критерием мышечной работоспособности, чем выше она, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление.
Развитие выносливости обусловлено специфическими возрастными морфологическими и функциональными особенностями организма. В процессе взросления функции различных органов и систем совершенствуются, что проявляется на развитии двигательных способностей [24].
По физиологическим особенностям обучающихся 8 -9 классов по большинству показателей могут выполнять большие объемы работы. Поэтому этот возраст является сензитивным для развития выносливости [25].
Непрерывный рост спортивных результатов требует поиска и совершенствования средств подготовки лыжников.
Изученная научная литература и проведенные нами исследования, дают возможность утверждать, что наиболее успешно решать задачу развития выносливости может круговая тренировка.
Организационную основу круговой тренировки составляет комплекс циклических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке последовательной смены «станций».
Круговая тренировка рассчитана на групповые занятия.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс с обучающимися 8 - 9 классов.
Предмет исследования: комплекс средств круговой тренировки, применяемых в секции по лыжной подготовке у обучающихся 8 - 9 классов.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка в учебно-тренировочном процессе эффективности комплекса средств круговой тренировки для развития выносливости у обучающихся 8 - 9 классов.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ накопленного в теории и практике опыта по проблеме исследования;
2. Определить и проанализировать уровень развития выносливости у обучающихся 8 - 9 классов;
3. Разработать комплекс средств круговой тренировки для развития выносливости обучающихся 8 - 9 классов и экспериментальным путем проверить эффективность его применение в учебно-тренировочном процессе.
Гипотеза: предположили, что применение в секции по лыжной подготовке разработанного комплекса средств круговой тренировки, будет способствовать эффективному развитию выносливости обучающихся 8 - 9 классов.
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы.
1. В процессе изучения научно-методической литературы и практического опыта по проблеме развития выносливости, была определена важность развития выносливости, исследованы закономерности и особенности ее развития у обучающихся 8 - 9 классов.
2. Проведение тестирования выносливости в экспериментальной и контрольной группах обусловило необходимость разработки и апробирования комплекса средств круговой тренировки для развития выносливости, применяемых в секции по лыжной подготовке.
3. Математическая обработка данных эксперимента подтвердила эффективность применяемых средств круговой тренировки, которые позволили повысить уровень выносливости у обучающихся 8 - 9 классов в экспериментальной группе. В тесте «проба Штанге» в контрольной группе среднеарифметическое значение составило 56,6, в экспериментальной - 60,3. В «пробе Генче» в контрольной группе среднеарифметическое значение составило 45,9, в экспериментальной - 49,3, в пробе Руфье-Диксона в контрольной группе среднеарифметическое значение составило 3,1, в экспериментальной - 1,5. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и говорит об эффективности разработанных средств круговой тренировки, применяемых в секции по лыжной подготовке в экспериментальной группе для развития выносливости у обучающихся 8 - 9.