Развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 6
1.1. Физическое воспитание в школах 6
1.1.1. Предмет теории и методики физического воспитания 8
1.1.2. Анализ особенностей физического развития обучающихся среднего
школьного возраста 11
1.2. Основное физическое качество - выносливость и ее составляющие . 11
1.2.1. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста и их
учет в воспитании выносливости 20
1.2.2. Средства и методы воспитания выносливости у детей среднего
школьного возраста 26
Глава 2. Методы и организация исследования 33
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования
Глава 3. Результаты экспериментальной проверки внедренных комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 37
3.1. Комплексы физических упражнений, направленные на развитие
выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 37
3.2. Проверка эффективности комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 42
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Глава 1. Теоретические основы развития выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 6
1.1. Физическое воспитание в школах 6
1.1.1. Предмет теории и методики физического воспитания 8
1.1.2. Анализ особенностей физического развития обучающихся среднего
школьного возраста 11
1.2. Основное физическое качество - выносливость и ее составляющие . 11
1.2.1. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста и их
учет в воспитании выносливости 20
1.2.2. Средства и методы воспитания выносливости у детей среднего
школьного возраста 26
Глава 2. Методы и организация исследования 33
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования
Глава 3. Результаты экспериментальной проверки внедренных комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 37
3.1. Комплексы физических упражнений, направленные на развитие
выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 37
3.2. Проверка эффективности комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 42
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Научно-технический прогресс в современном мире характеризуют стремительным увеличением скорости жизни, быстрым развитием производства, науки и техники и иными направлениями деятельности человека, что, в свою очередь, предъявляет весьма высокие требования к его умственной и физической работоспособности. В современных условиях человеку необходимо ориентироваться в большом информационном потоке, избирать только необходимые данные, понимать технику, регулярно пополнять свои знания и навыки, а главное, он должен быть здоров, в хорошей физической форме, энергичен, бодр, чтобы высокая работоспособность помогала благополучно действовать в определенной сфере. В результате дети и подростки, постепенно взрослея, должны иметь определенный запас физических сил и обладать устойчивой нервной системой. Основой эффективности и успешного развития любого вида деятельности является выносливость, которая относится к основным физическим качеством человека. Выносливость служит базой для развития всех остальных физических качеств (ловкость, гибкость и координацию). Проблема воспитания и повышения выносливости на занятиях физкультурой отмечена как наиболее важная в физической культуре подрастающего поколения. Это подтверждается новыми Федеральными государственными образовательными стандартами, в которых одним из приоритетных направлений считается сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Между тем, результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его смещении в худшую сторону. Причина, по нашему мнению, скрывается в малоподвижном образе жизни у детей школьного возраста, которые большую часть свободного времени проводят за компьютером, в ущерб подвижным играм на свежем воздухе. У таких детей появляются серьезные проблемы и с освоением образовательных программ большинства дисциплин, и со сдачей экзаменов и контрольных нормативов.
Выходом из сложившегося положения может стать развитие способностей противостоять физической утомляемости обучающихся как одного из показателей их здоровья. Выносливость формирует уверенность и позволяет справляться с работой, которая требует значительных физических нагрузок, которые будут всегда в нашей жизни. В связи с этим, тема нашего исследования «Развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре» является актуальной.
Объект исследования: учебный процесс по физическому воспитанию обучающихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, внедрить в урок по физической культуре обучающихся среднего школьного возраста комплексы физических упражнений как средства развития выносливости, выявить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста будет результативным, если будут:
- выявлены теоретические аспекты физического воспитания,
особенности развития исследуемого основного физического качества;
- обоснованы и разработаны комплексы физических упражнений,
способствующие развитию выносливости;
- определена опытно-экспериментальным путем эффективность комплексов упражнений, способствующих развитию выносливости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники,
связанные с учебным процессом по физическому воспитанию обучающихся среднего школьного возраста, средствами и методами воспитания выносливости;
2. Обосновать и разработать комплексы физических упражнений, способствующих развитию выносливости обучающихся среднего школьного возраста;
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, способствующие развитию выносливости обучающихся среднего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Выходом из сложившегося положения может стать развитие способностей противостоять физической утомляемости обучающихся как одного из показателей их здоровья. Выносливость формирует уверенность и позволяет справляться с работой, которая требует значительных физических нагрузок, которые будут всегда в нашей жизни. В связи с этим, тема нашего исследования «Развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре» является актуальной.
Объект исследования: учебный процесс по физическому воспитанию обучающихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, внедрить в урок по физической культуре обучающихся среднего школьного возраста комплексы физических упражнений как средства развития выносливости, выявить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста будет результативным, если будут:
- выявлены теоретические аспекты физического воспитания,
особенности развития исследуемого основного физического качества;
- обоснованы и разработаны комплексы физических упражнений,
способствующие развитию выносливости;
- определена опытно-экспериментальным путем эффективность комплексов упражнений, способствующих развитию выносливости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники,
связанные с учебным процессом по физическому воспитанию обучающихся среднего школьного возраста, средствами и методами воспитания выносливости;
2. Обосновать и разработать комплексы физических упражнений, способствующих развитию выносливости обучающихся среднего школьного возраста;
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, способствующие развитию выносливости обучающихся среднего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В ходе исследования была изучена научно-методическая литература по теме «Развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре». По итогам исследования сделаны следующие выводы:
1. В настоящее время ученые рассматривают не «выносливость» в целом, а способности к выносливости или группу показателей, определяющих выносливость человека при различных условиях деятельности. Педагогические воздействия, направленные на развитие выносливости, дают самый большой эффект, если их систематически применять именно в сенситивный период развития. Выносливость обучающихся средней школы очень важна. Правильно развитая выносливость помогает предотвратить утомление ребенка при физических нагрузках. В возрасте 15-20 лет важно заложить определенный фундамент выносливости, для того чтобы в будущем достичь как высоких спортивных результатов, так и высокого уровня работоспособности.
2. Основным средством развития выносливости являются физические упражнения, вызывающие наивысшую производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для развития выносливости у обучающихся среднего школьного возраста применяются самые разные методы, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, метод «круговой тренировки», а также игровой и соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности и используется для улучшения определенных компонентов выносливости, в зависимости от параметров используемых упражнений. Когда мы изменяем тип упражнения, количество повторений упражнения, его продолжительность и интенсивность, а также продолжительность и тип отдыха, мы изменяем физиологическую нагрузку выполненной работы. Для того, чтобы достичь развития выносливости у обучающихся среднего возраста, важно придерживаться определенной логики построения урока физической культуры. Упражнения на выносливость лучше всего давать ближе к концу урока. Иррациональное сочетание нагрузки в классах различной функциональной ориентации может привести не к улучшению, а к снижению выносливости и, следовательно, к физической пригодности учащихся. Также, следует отметить и особенности воспитания выносливости у детей среднего школьного возраста:
- на начальном этапе нужно сосредотачивать внимание на развитии общей выносливости;
- на втором этапе необходимо повысить объем нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса;
- на третьем этапе необходимо увеличение нагрузок за счет применения более интенсивных упражнений, выполняемых интервальным и повторным методом. Нагрузку следует повышать постепенно.
3. Проверка экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, способствующие развитию выносливости обучающихся среднего школьного возраста показа, что у обучающихся 7 классов в результате внедрения в учебный процесс разработанных комплексов наметилась динамика роста показателей выносливости. Результаты средних показателей неравномерны. Необходимо обратить внимание на развитие выносливости школьников этого возраста. В общем, уроки на практике позволили разнообразить формы педагогической деятельности, чтобы реализовать индивидуальный подход к обучению.
Таким образом, цели выпускной квалификационной работы полностью реализованы. Теоретический и практический материал исследования может быть использован учителями физической культуры в целях повышения выносливости у детей среднего школьного возраста.
1. В настоящее время ученые рассматривают не «выносливость» в целом, а способности к выносливости или группу показателей, определяющих выносливость человека при различных условиях деятельности. Педагогические воздействия, направленные на развитие выносливости, дают самый большой эффект, если их систематически применять именно в сенситивный период развития. Выносливость обучающихся средней школы очень важна. Правильно развитая выносливость помогает предотвратить утомление ребенка при физических нагрузках. В возрасте 15-20 лет важно заложить определенный фундамент выносливости, для того чтобы в будущем достичь как высоких спортивных результатов, так и высокого уровня работоспособности.
2. Основным средством развития выносливости являются физические упражнения, вызывающие наивысшую производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для развития выносливости у обучающихся среднего школьного возраста применяются самые разные методы, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, метод «круговой тренировки», а также игровой и соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности и используется для улучшения определенных компонентов выносливости, в зависимости от параметров используемых упражнений. Когда мы изменяем тип упражнения, количество повторений упражнения, его продолжительность и интенсивность, а также продолжительность и тип отдыха, мы изменяем физиологическую нагрузку выполненной работы. Для того, чтобы достичь развития выносливости у обучающихся среднего возраста, важно придерживаться определенной логики построения урока физической культуры. Упражнения на выносливость лучше всего давать ближе к концу урока. Иррациональное сочетание нагрузки в классах различной функциональной ориентации может привести не к улучшению, а к снижению выносливости и, следовательно, к физической пригодности учащихся. Также, следует отметить и особенности воспитания выносливости у детей среднего школьного возраста:
- на начальном этапе нужно сосредотачивать внимание на развитии общей выносливости;
- на втором этапе необходимо повысить объем нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса;
- на третьем этапе необходимо увеличение нагрузок за счет применения более интенсивных упражнений, выполняемых интервальным и повторным методом. Нагрузку следует повышать постепенно.
3. Проверка экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, способствующие развитию выносливости обучающихся среднего школьного возраста показа, что у обучающихся 7 классов в результате внедрения в учебный процесс разработанных комплексов наметилась динамика роста показателей выносливости. Результаты средних показателей неравномерны. Необходимо обратить внимание на развитие выносливости школьников этого возраста. В общем, уроки на практике позволили разнообразить формы педагогической деятельности, чтобы реализовать индивидуальный подход к обучению.
Таким образом, цели выпускной квалификационной работы полностью реализованы. Теоретический и практический материал исследования может быть использован учителями физической культуры в целях повышения выносливости у детей среднего школьного возраста.



