Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 6
1.1. Физическое воспитание в школах 6
1.1.1. Предмет теории и методики физического воспитания 8
1.1.2. Анализ особенностей физического развития обучающихся среднего
школьного возраста 11
1.2. Основное физическое качество - выносливость и ее составляющие . 11
1.2.1. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста и их
учет в воспитании выносливости 20
1.2.2. Средства и методы воспитания выносливости у детей среднего
школьного возраста 26
Глава 2. Методы и организация исследования 33
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования
Глава 3. Результаты экспериментальной проверки внедренных комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 37
3.1. Комплексы физических упражнений, направленные на развитие
выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 37
3.2. Проверка эффективности комплексов физических упражнений, направленных на развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре 42
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Научно-технический прогресс в современном мире характеризуют стремительным увеличением скорости жизни, быстрым развитием производства, науки и техники и иными направлениями деятельности человека, что, в свою очередь, предъявляет весьма высокие требования к его умственной и физической работоспособности. В современных условиях человеку необходимо ориентироваться в большом информационном потоке, избирать только необходимые данные, понимать технику, регулярно пополнять свои знания и навыки, а главное, он должен быть здоров, в хорошей физической форме, энергичен, бодр, чтобы высокая работоспособность помогала благополучно действовать в определенной сфере. В результате дети и подростки, постепенно взрослея, должны иметь определенный запас физических сил и обладать устойчивой нервной системой. Основой эффективности и успешного развития любого вида деятельности является выносливость, которая относится к основным физическим качеством человека. Выносливость служит базой для развития всех остальных физических качеств (ловкость, гибкость и координацию). Проблема воспитания и повышения выносливости на занятиях физкультурой отмечена как наиболее важная в физической культуре подрастающего поколения. Это подтверждается новыми Федеральными государственными образовательными стандартами, в которых одним из приоритетных направлений считается сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Между тем, результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его смещении в худшую сторону. Причина, по нашему мнению, скрывается в малоподвижном образе жизни у детей школьного возраста, которые большую часть свободного времени проводят за компьютером, в ущерб подвижным играм на свежем воздухе. У таких детей появляются серьезные проблемы и с освоением образовательных программ большинства дисциплин, и со сдачей экзаменов и контрольных нормативов.
Выходом из сложившегося положения может стать развитие способностей противостоять физической утомляемости обучающихся как одного из показателей их здоровья. Выносливость формирует уверенность и позволяет справляться с работой, которая требует значительных физических нагрузок, которые будут всегда в нашей жизни. В связи с этим, тема нашего исследования «Развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре» является актуальной.
Объект исследования: учебный процесс по физическому воспитанию обучающихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, внедрить в урок по физической культуре обучающихся среднего школьного возраста комплексы физических упражнений как средства развития выносливости, выявить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста будет результативным, если будут:
- выявлены теоретические аспекты физического воспитания,
особенности развития исследуемого основного физического качества;
- обоснованы и разработаны комплексы физических упражнений,
способствующие развитию выносливости;
- определена опытно-экспериментальным путем эффективность комплексов упражнений, способствующих развитию выносливости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники,
связанные с учебным процессом по физическому воспитанию обучающихся среднего школьного возраста, средствами и методами воспитания выносливости;
2. Обосновать и разработать комплексы физических упражнений, способствующих развитию выносливости обучающихся среднего школьного возраста;
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, способствующие развитию выносливости обучающихся среднего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В ходе исследования была изучена научно-методическая литература по теме «Развитие выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках по физической культуре». По итогам исследования сделаны следующие выводы:
1. В настоящее время ученые рассматривают не «выносливость» в целом, а способности к выносливости или группу показателей, определяющих выносливость человека при различных условиях деятельности. Педагогические воздействия, направленные на развитие выносливости, дают самый большой эффект, если их систематически применять именно в сенситивный период развития. Выносливость обучающихся средней школы очень важна. Правильно развитая выносливость помогает предотвратить утомление ребенка при физических нагрузках. В возрасте 15-20 лет важно заложить определенный фундамент выносливости, для того чтобы в будущем достичь как высоких спортивных результатов, так и высокого уровня работоспособности.
2. Основным средством развития выносливости являются физические упражнения, вызывающие наивысшую производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для развития выносливости у обучающихся среднего школьного возраста применяются самые разные методы, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, метод «круговой тренировки», а также игровой и соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности и используется для улучшения определенных компонентов выносливости, в зависимости от параметров используемых упражнений. Когда мы изменяем тип упражнения, количество повторений упражнения, его продолжительность и интенсивность, а также продолжительность и тип отдыха, мы изменяем физиологическую нагрузку выполненной работы. Для того, чтобы достичь развития выносливости у обучающихся среднего возраста, важно придерживаться определенной логики построения урока физической культуры. Упражнения на выносливость лучше всего давать ближе к концу урока. Иррациональное сочетание нагрузки в классах различной функциональной ориентации может привести не к улучшению, а к снижению выносливости и, следовательно, к физической пригодности учащихся. Также, следует отметить и особенности воспитания выносливости у детей среднего школьного возраста:
- на начальном этапе нужно сосредотачивать внимание на развитии общей выносливости;
- на втором этапе необходимо повысить объем нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса;
- на третьем этапе необходимо увеличение нагрузок за счет применения более интенсивных упражнений, выполняемых интервальным и повторным методом. Нагрузку следует повышать постепенно.
3. Проверка экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, способствующие развитию выносливости обучающихся среднего школьного возраста показа, что у обучающихся 7 классов в результате внедрения в учебный процесс разработанных комплексов наметилась динамика роста показателей выносливости. Результаты средних показателей неравномерны. Необходимо обратить внимание на развитие выносливости школьников этого возраста. В общем, уроки на практике позволили разнообразить формы педагогической деятельности, чтобы реализовать индивидуальный подход к обучению.
Таким образом, цели выпускной квалификационной работы полностью реализованы. Теоретический и практический материал исследования может быть использован учителями физической культуры в целях повышения выносливости у детей среднего школьного возраста.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 2008. - 332 с.
2. Балыбердин, О.А. Развитие выносливости с помощью подвижных игр [Текст] / О.А. Балыбердин // Физическая культура в школе. - 2010. - № 7. - С. 42-45.
3. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 381 с.
4. Волков, Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена. // Теория и практика физической культуры. - 1967. - № 3. - С. 15-21.
5. Городниченко, Э.А. Особенности кровообращения при статической мышечной деятельности: Лекция для студентов институтов физической культуры. - Смоленск: СГИФК, 1994 - 28 с.
6. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсменов - 5-е изд. испр. и доп. - М.: ФиС, 1987. - 40 с.
7. Ефремова, Е.В. Выносливость и ее совершенствование на уроках физической культуры [Текст] / Е.В. Ефремова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 1. - С. 27-28.
8. Зациорский В. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
9. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. [Текст] / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. - 300 с
10. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. СПб.: Нева, 2000.-152 с.
11. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры [Электронный ресурс]:http://bmsi.ru/doc/8e425fe9-c7db4508-a49d-7f907bfb42f6
12. Листова, М.Л. Выносливость - важный показатель здоровья человека [Текст] / М.Л. Листова // Физическая культура в школе. - 2010. - № 5. - С. 39-40.
13. Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012. - 171 с.
14. Лях, В.И. Физическая культура. 5-9 класс. Рабочие программы ФГОС [Текст] / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2014. - 104 с.
15. Лях, В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 8-9 класс. Пособие для учителей [Текст] / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2015. - 190 с
16. Макаров А.Н. Легкая атлетика: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 ... - М.: Просвещение, 1985 г. - 208 с
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. - СПб.: издательство «Лань», 2003. - 160с
18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет [Текст]: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. - 5-е изд., стер. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 390 с.
19. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 160 с.
20. Обухова, Л.Ф. Возрастная (детская) психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГПУ, 2009. - 60 с.
21. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.: ООО "Издательство Астрель". 2002. - 864 с.
22. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. для техн. физ культ / под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 352 с.
23. Оценка специальной работоспособности в процессе управления подготовкой футболистов // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - N 11- 12.-С. 16-19.
24. Панова, Ю.А. Возрастные особенности развития двигательных способностей школьников / Ю.А. Панова, М.А. Родин [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (29067 bytes). - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1372/23042Дата 08.12.2017 19:23:56.
25. Погадаев. Г.И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г.И. Погадаев, В.В. Кузин, Н.Д. Никандрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 2006. - 496 с.
26. Прокудин, Б.Ф. Адаптационные особенности реакции организма юных спортсменов 10-14 лет на беговые нагрузки на выносливость [Текст] / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Грязнова, Л.Н. Бакланов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XX международной научно-практической конференции. - 2010. - С. 355-358.
27. Радионов Владимир: Все дело в организации // Футбол пять на пять. -1998. 15-16.-С. 16-17.
28. Ракова Н.А. Педагогика современной школы. Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. 215 с.
29. Росстат. Пресс-выпуск, физическая культура и спорт для детей и взрослых. Красноярск, 2017. 1 с.
30. Северухин, Г.Б. Технология разработки конспекта урока физической культуры [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.Б. Северухин, М.Ю. Зайцева, А.А. Райзих. - Ижевск: Удмуртский университет, 2011. - 64 с.
31. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.А. Солодков. - М: Советский спорт, 2012. - 624 с.
32. Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. изд. 2-е, испр. и доп/ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М. :Олимпия Пресс, 2015.- 528 с.
33. Сорванов В.А., Алексеева Ю.П. Поиск способов измерения специальной выносливости. // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №3. - 49-53.
34. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Сорокоумова. - СПб: Питер, 2009. - 208 с.
35. Спирин. А. «А Ваше решение? Пособие для футбольного арбитра». - М.: 1987, 154с.
36. Стенин Б.А. Исследование факторов, определяющих физическую подготовку конькобежцев высокой квалификации: Цис.. канд.пед.наук. Москва, 1973. - 218 с.
37. Тристан В.Г., Погадаева О.В. Физиология спорта: Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 92 с
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 62 с.
39. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 431 с.
40. Фомин, К.А. Возрастные аспекты физического воспитания [Текст] / К.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: ФиС, 2009. - 521 с.
41. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 480 с.
42. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 480 с.
43. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. - C. 103-117.
44. Чайковский А.М., С.Б. Шенкман. Искусство быть здоровым. — М.: 1990,256с
45. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Минск: Вышэйшая школа, 2015. 400 с.
46. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость [Текст] / П. Янсен. - Мурманск: Тулома, 2013. - 160 с.
47. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. — М.: Феникс, 2013. - 640 с.