Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы интегрированного подхода к обучению английскому языку на раннем этапе 6
1.1 Интегрированное обучение как педагогическая проблема 6
1.2 Принципы обучения иностранному языку в начальных классах на основе интегрированного подхода 11
1.3 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 19
1.4 Игровая деятельность на основе организации интегрированного обучения в начальной школе 22
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Организация процесса обучения английскому языку детей младшего школьного возраста на основе интегрированной деятельности .. 38
2.1 Принципы построения процесса обучения английскому языку на основе интегрированной деятельности 38
2.2 Анализ результатов эксперимента по применению интегрированного обучения английского языка в 1 классе 50
Выводы по главе 2 61
Заключение 4
Список литературы 6
Приложение 1 12
Приложение 2 16
В современной педагогике в связи с социально-политическими изменениями, как в нашей стране, так и во всем мире, возникло требующее незамедлительного разрешения противоречие между возросшей в настоящее время в нашем обществе потребностью в изучении иностранного языка и недостаточным уровнем языковой подготовки населения. Современные исследователи-педагоги видят выход из сложившейся ситуации в повсеместном смещении акцентов в обучении иностранному языку на начальный этап обучения в школе.
Вопросами обучение иностранному языку в начальных классах занимались и занимаются многие преподаватели, методисты и ученые. Так, например, данными вопросами занимались: Т.Л. Алексеева [1], Ш.А. Амонашвили [2, 3], М.З. Биболетова [7, 8], Т.В. Бузмакова [10], Н.В. Добрынина, Г.И. Воронина [11], Е.А. Глухарева, Е.А. Ленская, А.А. Леонтьев [35-37], Е.Ю. Протасова, О.В. Русакова, В.В. Шебедина и многие другие.
Нельзя забывать, что обучение на начальном этапе служит фундаментом всего дальнейшего образования человека, базой его духовного развития. А иностранный язык, в силу своей специфики, как никакой другой предмет, способен обогатить получение образования школьниками. В системе непрерывного образования обучение иностранным языкам в начальных классах помогает реализовать принцип гуманизации воспитания детей, что способствует усилению образовательной, развивающей, культурной и прагматической направленности педагогического процесса. С учетом сензитивности детей младшего школьного возраста, в том числе к восприятию и воспроизведению речи, необходимо развивать и поддерживать гибкость речевого аппарата на этом этапе для формирования и совершенствования речевой способности человека на следующих этапах обучения и в течение всей их жизни. Кроме того, раннее изучение иностранного языка лучше всего подходит для овладения аутентичным произношением.
Известно, что чем младше ребенок, тем труднее ему заниматься каким-нибудь одним видом деятельности, тогда как разнообразные виды деятельности позволяют ему работать долгое время. Вместе с тем, разнообразие видов деятельности не должно выливаться в форму отдельных учебных дисциплин, а должно сливаться в единое разумное воздействие взрослого [45]. В современной педагогике большое значение приобретает изучение межпредметных связей, которые рассматриваются как отражение материального единства объективного мира, как средство всеобщей взаимосвязанности явлений действительности. В этом и заключается интегрированный подход к обучению.
Интегрированное обучение английскому языку в начальной школе способствует позитивному осознанию ребенком себя как личности. У него появляется возможность почувствовать свою причастность к языковому и культурному сообществу людей. Организация интегрированного обучения иностранному языку на начальном этапе может стать одним из действенных средств существенного повышения качества обучения. Это и обусловило актуальность данного исследования.
Цель работы: разработать, обосновать и апробировать методику интегрированного обучения английскому языку в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения иностранного языка в начальной школе.
Предмет исследования: методика интегрированного обучения английскому языку в начальной школе.
Гипотеза исследования: интегрированное обучение английскому языку на начальном этапе служит значительному повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, при условии, что оно будет осуществляться при помощи интеграции доступных, знакомых и интересных для учащихся начальных классов форм и видов деятельности....
Интеграция в педагогике подразумевает взаимодействие разнообразных элементов какой-либо системы с целью получения чего-то целостного. Интеграция рассматривается в двух аспектах: как состояние и как процесс. Интеграция бывает внутри предметная и внутрисистемная. По форме различают внешнюю и внутреннюю интеграцию.
Обучение иностранному языку на основе интегрированного подхода строится на основе следующих пяти принципов: коммуникативной направленности обучения и конкретности, наглядности и ситуативности речи учащихся и учителя на иностранном языке; учета имеющегося у учащихся опыта; игрового характера обучения; комплексной реализации целей обучения посредством коллективно-индивидуализированного взаимодействия и познавательной активизации учащихся; использования преимущественно устных форм работы над изучаемым языком и взаимосвязанного обучения.
Начальный период школьного образования от 6-7 до 10-11 лет. В этот период происходят значительные перемены в психическом развитии, закрепляются и активно развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов, чему способствуют основные виды деятельности ребенка: учение, общение, игра и труд. Однако не смотря на активное развитие и взросление, данный этап отличается неустойчивостью и неорганизованностью детей.
Содержание занятия по иностранному языку отражается в его цели, задачах и функциях. Занятия не только способствуют умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка в целом.
При планировании интегрированного обучения английскому языку следует учитывать особенности работы учителя начальных классов и все возможности интеграции, как межпредметной так и внутренней. Основной
деятельностью учителя начальных классов является б показ, объяснение, тренировка и практика. При этом основными видами деятельности учащихся младших классов, особенно первоклашек, являются: восприятие, имитация, оперирование лексическими единицами, воспроизведение, умение выполнять задания по алгоритму. Главное отличие обучения английскому языку в 1 классе от последующих этапов обучения - это выведение на первый план говорения и произношения. Фонетика, лексика и грамматика подаются учащимся во взаимосвязи, а не по отдельности. Структура урока при интегрированном обучении ничем не отличается от традиционной структуры урока, однако каждый отдельный этап урока выстраивается с различными видами интеграций.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что при обучении младших школьников английскому языку игра является важным средством достижения цели. Участие в ролевой игре готовит ребенка к тому, что иностранный язык - это средство общения и используется в реальных жизненных ситуациях. Интегрированное обучение предоставляют каждому ребенку огромное число возможностей для самовыражения: в игре, труде, при исполнении песен и танцев, постановке пьес, выполнении разминки и т.д.
Интеграция различных видов и форм деятельности является эффективным средством достижения целей обучения английскому языку. В процессе интеграции появляются устойчивые. Интеграция учебных, игровых и других видов деятельности позволяет: вызвать устойчивые мотивы к изучению иностранного языка и поддерживать их; управлять вниманием обучаемых; обеспечивать моделирование ситуаций для использования иностранного языка и их варьирование; создавать благоприятные условия для запоминания иноязычных средств; решать важные сопутствующие задачи по воспитанию и развитию детей....
1. Алексеева Т.Л. Экспериментальное обучение английскому языку в детском саду // Иностранные языки в школе - 1989. - № 5. - С. 9-10.
2. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
4. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1969. - № 6. - С.54-61 .
5. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
6. Беляев В.Б. Очерки по психологии обучению иностранному языку. - М.: Просвещение, 1965. - 246 с.
7. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Английский язык для маленьких: Кн. для учителя. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Посвещение, 1994. - 127 с.
8. Бим И.Л., Биболетова MB. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2. - С. 3-9.
9. Бим И.Л., Корнаева З.В. Проблема минимизации и оптимизации школьного курса и обучение диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 1981. - №6. - С. 45-51.
10. Блудова Т.П. Использование символов и жестов в обучении детей иностранному языку (английскому): Пособие для преподавателей. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ. - 1993. - 184 с.
11. Бузмакова Т.В. О привитии и поддержании интереса детей к изучению английского языка в детском саду // Проблемы раннего и углубленного обучения иностр. языкам. - Барнаул: БГПИ. - 1990. вып.1 - С. 14-18.
12. Воронина Г.И. Информация о научно-практической конференции «Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и перспективы» // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 5. - С. 85-89.
13. Выготский Л.С. Развитие речи и мышления. - М.: Педагогика, 1983. - 254 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, 2006
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е издание. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с....(63)