Развитие выносливости обучающихся старшей школы на секционных занятиях по баскетболу
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ
1.1. Развитие выносливости на секционных занятиях баскетболом
1.2. Анатомо физиологические и психологические 14
особенности развития выносливости обучающихся15-17 лет
1.3 Средства и методы развития выносливости на 21
секционных занятиях по баскетболу
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 36
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА
3.1. Обоснование и разработка упражнений для
развития выносливости обучающихся 15-17 лет на секционных занятиях по баскетболу
3.2. Оценка результативности разработанных 39
упражнений для развития выносливости обучающихся 15-17
лет на секционных занятиях по баскетболу
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ
1.1. Развитие выносливости на секционных занятиях баскетболом
1.2. Анатомо физиологические и психологические 14
особенности развития выносливости обучающихся15-17 лет
1.3 Средства и методы развития выносливости на 21
секционных занятиях по баскетболу
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 36
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА
3.1. Обоснование и разработка упражнений для
развития выносливости обучающихся 15-17 лет на секционных занятиях по баскетболу
3.2. Оценка результативности разработанных 39
упражнений для развития выносливости обучающихся 15-17
лет на секционных занятиях по баскетболу
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 4
Актуальность исследования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. №1897 который предъявляет требования к предметным результатам освоения физической культуры:
- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья. [51]
«Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 предъявляет требования к индивидуализации обучения через систему дополнительного образования, к которым относятся секционные занятия по баскетболу [ 52 ].
Федеральный закон № 329 от 04.12.2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ.
Дополнительное образование обучающихся направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку школьников, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для обучающихся должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Проблема развития выносливости по общепринятым представлениям - одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Основополагающие работы А.Н. Крестовникова, B.C. Фарфеля, Н.И. Волкова явились началом исследований, дающих физиологическое обоснование сущности выносливости как качества двигательной деятельности и ее проявления. В педагогических исследованиях (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др.) строились основы методики развития выносливости в различных видах спорта. [53]
Выносливость - это способность организма выполнять работу заданной мощности и продолжительности, преодолевая затруднения, которые связаны со сдвигами во внутренней среде организма, в частности, обусловленные дефицитом кислорода, возникающих при напряженной работе [1, 6, 27, 29].
Уровень развития выносливости определяется функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем.. На выносливость оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена [27, 29, 45].
Основываясь на обширном фактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, была выдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях.
Большое значение для понимания сущности выносливости, как качества двигательной деятельности, имели многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов (А.Н. Крестовникова, B.C. Фapфеля, Н.И. Волкова, А.Ф. Бойко, В.М. Выдрина, В.С.Летуновл).
Таким образом, выносливость является базовым физическим качеством.
В последнее время проблема развития выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. В частности, рассматриваются вопросы, связанные с методами использования в общей системе физического воспитания образовательных учреждений, направленных на развитие выносливости, а также с определением оптимального возраста для культивирования видов спорта, преимущественно развивающих выносливость. [54]
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания обучающихся старшего школьного возраста. Систематические занятия в баскетбол способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие физических качеств.
Поэтому баскетбол предъявляет большие требования к общей и специальной выносливости игроков. Выносливость — одна из главных составляющих баскетбола. Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной системы, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем.
За время игры, баскетболист согласно исследованиям Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. пробегает около четырех километров, делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров, выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. Частота сердечно-сосудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а потеря веса 2-5 кг за игру. [55]
Главные задачи в физической подготовке состоят в развитии у обучающихся способности переносить значительный объем повторно - переменных скоростных нагрузок действий, связанных с быстротой и точностью пространственных и временных дифференцировок, а также в развитии способности эффективно участвовать в игре.
Целью данной работы явилось обоснование и разработка упражнений, направленных на развития выносливости обучающихся старшей школы на секционных занятиях по баскетболу.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 15-17 лет на секционных занятиях по баскетболу
Предмет исследования: выносливость обучающихся на секционных занятиях по баскетболу в старшей школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие выносливости обучающихся на секционных занятиях по баскетболу будет результативным при использовании метода круговой тренировки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме развития выносливости на занятиях по баскетболу.
2. Теоретически обосновать и разработать упражнения на развитие выносливости обучающихся в старшей школе на секционных занятиях баскетбола.
3. В педагогическом эксперименте проверить эффективность разработанного комплекса упражнений на развитие выносливости обучающихся в старшей школе на секционных занятиях по баскетболу.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ и обобщение литературных источников); эмпирические (педагогический эксперимент, педагогическое тестирование); статистической обработки данных (шкалирование, ранжирование, t-критерий Стьюдента).
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, содержит приложения.
- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья. [51]
«Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 предъявляет требования к индивидуализации обучения через систему дополнительного образования, к которым относятся секционные занятия по баскетболу [ 52 ].
Федеральный закон № 329 от 04.12.2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ.
Дополнительное образование обучающихся направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку школьников, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для обучающихся должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Проблема развития выносливости по общепринятым представлениям - одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Основополагающие работы А.Н. Крестовникова, B.C. Фарфеля, Н.И. Волкова явились началом исследований, дающих физиологическое обоснование сущности выносливости как качества двигательной деятельности и ее проявления. В педагогических исследованиях (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др.) строились основы методики развития выносливости в различных видах спорта. [53]
Выносливость - это способность организма выполнять работу заданной мощности и продолжительности, преодолевая затруднения, которые связаны со сдвигами во внутренней среде организма, в частности, обусловленные дефицитом кислорода, возникающих при напряженной работе [1, 6, 27, 29].
Уровень развития выносливости определяется функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем.. На выносливость оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена [27, 29, 45].
Основываясь на обширном фактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, была выдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях.
Большое значение для понимания сущности выносливости, как качества двигательной деятельности, имели многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов (А.Н. Крестовникова, B.C. Фapфеля, Н.И. Волкова, А.Ф. Бойко, В.М. Выдрина, В.С.Летуновл).
Таким образом, выносливость является базовым физическим качеством.
В последнее время проблема развития выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. В частности, рассматриваются вопросы, связанные с методами использования в общей системе физического воспитания образовательных учреждений, направленных на развитие выносливости, а также с определением оптимального возраста для культивирования видов спорта, преимущественно развивающих выносливость. [54]
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания обучающихся старшего школьного возраста. Систематические занятия в баскетбол способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие физических качеств.
Поэтому баскетбол предъявляет большие требования к общей и специальной выносливости игроков. Выносливость — одна из главных составляющих баскетбола. Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной системы, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем.
За время игры, баскетболист согласно исследованиям Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. пробегает около четырех километров, делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров, выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. Частота сердечно-сосудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а потеря веса 2-5 кг за игру. [55]
Главные задачи в физической подготовке состоят в развитии у обучающихся способности переносить значительный объем повторно - переменных скоростных нагрузок действий, связанных с быстротой и точностью пространственных и временных дифференцировок, а также в развитии способности эффективно участвовать в игре.
Целью данной работы явилось обоснование и разработка упражнений, направленных на развития выносливости обучающихся старшей школы на секционных занятиях по баскетболу.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 15-17 лет на секционных занятиях по баскетболу
Предмет исследования: выносливость обучающихся на секционных занятиях по баскетболу в старшей школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие выносливости обучающихся на секционных занятиях по баскетболу будет результативным при использовании метода круговой тренировки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме развития выносливости на занятиях по баскетболу.
2. Теоретически обосновать и разработать упражнения на развитие выносливости обучающихся в старшей школе на секционных занятиях баскетбола.
3. В педагогическом эксперименте проверить эффективность разработанного комплекса упражнений на развитие выносливости обучающихся в старшей школе на секционных занятиях по баскетболу.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ и обобщение литературных источников); эмпирические (педагогический эксперимент, педагогическое тестирование); статистической обработки данных (шкалирование, ранжирование, t-критерий Стьюдента).
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, содержит приложения.
Подводя итоги, цель нашей работы достигнута, обоснование, и разработка упражнений на развитие выносливости обучающихся в старшей школе на секционных занятиях по баскетболу завершена.
Учебно-тренировочный процесс обучающихся 15-17 лет на секционных занятиях по баскетболу в старшей школе построен.
Гипотеза о развитии выносливости обучающихся на секционных занятиях баскетболом по средствам круговой подтверждена.
При этом проведя анализ научно-методической литературы по проблеме развития выносливости на занятиях баскетболом мы выяснили, что проблема развития выносливости по общепринятым представлениям - одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Уровень развития выносливости определяется функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Основываясь на обширном фактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, была выдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях.
Именно поэтому мы решили взять за основу метод круговой тренировки, выбирая индивидуальный подход, предоставляя выбор обучающимся.
Учебно-тренировочный процесс обучающихся 15-17 лет на секционных занятиях по баскетболу в старшей школе построен.
Гипотеза о развитии выносливости обучающихся на секционных занятиях баскетболом по средствам круговой подтверждена.
При этом проведя анализ научно-методической литературы по проблеме развития выносливости на занятиях баскетболом мы выяснили, что проблема развития выносливости по общепринятым представлениям - одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Уровень развития выносливости определяется функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Основываясь на обширном фактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, была выдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях.
Именно поэтому мы решили взять за основу метод круговой тренировки, выбирая индивидуальный подход, предоставляя выбор обучающимся.
Подобные работы
- Методика развития скоростно-силовых способностей у детей средних
классов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



