Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ
1.1. Развитие выносливости на секционных занятиях баскетболом
1.2. Анатомо физиологические и психологические 14
особенности развития выносливости обучающихся15-17 лет
1.3 Средства и методы развития выносливости на 21
секционных занятиях по баскетболу
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 36
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА
3.1. Обоснование и разработка упражнений для
развития выносливости обучающихся 15-17 лет на секционных занятиях по баскетболу
3.2. Оценка результативности разработанных 39
упражнений для развития выносливости обучающихся 15-17
лет на секционных занятиях по баскетболу
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 4
Актуальность исследования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. №1897 который предъявляет требования к предметным результатам освоения физической культуры:
- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья. [51]
«Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 предъявляет требования к индивидуализации обучения через систему дополнительного образования, к которым относятся секционные занятия по баскетболу [ 52 ].
Федеральный закон № 329 от 04.12.2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ.
Дополнительное образование обучающихся направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку школьников, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для обучающихся должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Проблема развития выносливости по общепринятым представлениям - одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Основополагающие работы А.Н. Крестовникова, B.C. Фарфеля, Н.И. Волкова явились началом исследований, дающих физиологическое обоснование сущности выносливости как качества двигательной деятельности и ее проявления. В педагогических исследованиях (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др.) строились основы методики развития выносливости в различных видах спорта. [53]
Выносливость - это способность организма выполнять работу заданной мощности и продолжительности, преодолевая затруднения, которые связаны со сдвигами во внутренней среде организма, в частности, обусловленные дефицитом кислорода, возникающих при напряженной работе [1, 6, 27, 29].
Уровень развития выносливости определяется функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем.. На выносливость оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена [27, 29, 45].
Основываясь на обширном фактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, была выдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях.
Большое значение для понимания сущности выносливости, как качества двигательной деятельности, имели многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов (А.Н. Крестовникова, B.C. Фapфеля, Н.И. Волкова, А.Ф. Бойко, В.М. Выдрина, В.С.Летуновл).
Таким образом, выносливость является базовым физическим качеством.
В последнее время проблема развития выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. В частности, рассматриваются вопросы, связанные с методами использования в общей системе физического воспитания образовательных учреждений, направленных на развитие выносливости, а также с определением оптимального возраста для культивирования видов спорта, преимущественно развивающих выносливость. [54]
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания обучающихся старшего школьного возраста. Систематические занятия в баскетбол способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие физических качеств.
Поэтому баскетбол предъявляет большие требования к общей и специальной выносливости игроков. Выносливость — одна из главных составляющих баскетбола. Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной системы, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем.
За время игры, баскетболист согласно исследованиям Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. пробегает около четырех километров, делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров, выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. Частота сердечно-сосудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а потеря веса 2-5 кг за игру. [55]
Главные задачи в физической подготовке состоят в развитии у обучающихся способности переносить значительный объем повторно - переменных скоростных нагрузок действий, связанных с быстротой и точностью пространственных и временных дифференцировок, а также в развитии способности эффективно участвовать в игре.
Целью данной работы явилось обоснование и разработка упражнений, направленных на развития выносливости обучающихся старшей школы на секционных занятиях по баскетболу.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 15-17 лет на секционных занятиях по баскетболу
Предмет исследования: выносливость обучающихся на секционных занятиях по баскетболу в старшей школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие выносливости обучающихся на секционных занятиях по баскетболу будет результативным при использовании метода круговой тренировки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме развития выносливости на занятиях по баскетболу.
2. Теоретически обосновать и разработать упражнения на развитие выносливости обучающихся в старшей школе на секционных занятиях баскетбола.
3. В педагогическом эксперименте проверить эффективность разработанного комплекса упражнений на развитие выносливости обучающихся в старшей школе на секционных занятиях по баскетболу.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ и обобщение литературных источников); эмпирические (педагогический эксперимент, педагогическое тестирование); статистической обработки данных (шкалирование, ранжирование, t-критерий Стьюдента).
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, содержит приложения.
Подводя итоги, цель нашей работы достигнута, обоснование, и разработка упражнений на развитие выносливости обучающихся в старшей школе на секционных занятиях по баскетболу завершена.
Учебно-тренировочный процесс обучающихся 15-17 лет на секционных занятиях по баскетболу в старшей школе построен.
Гипотеза о развитии выносливости обучающихся на секционных занятиях баскетболом по средствам круговой подтверждена.
При этом проведя анализ научно-методической литературы по проблеме развития выносливости на занятиях баскетболом мы выяснили, что проблема развития выносливости по общепринятым представлениям - одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Уровень развития выносливости определяется функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Основываясь на обширном фактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, была выдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях.
Именно поэтому мы решили взять за основу метод круговой тренировки, выбирая индивидуальный подход, предоставляя выбор обучающимся.
1. Алиев В.А., Айдаров Р.А. Физическая работоспособность школьников разного возраста, пола и соматического развития //Гигиена и санитария.- 2013.-№ 2.-С. 34-36.
2. Баскетбол: Учеб. /Под общей ред. П.Н. Казакова. - М.:ФиС, 2019. - 146 с.79
3. Попереков В.С. Развитие координационных способностей баскетболистов Авторев. Дисс. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2015.¬23 с.
4. Болыненков, В.Г. Подвижные игры с мячом / В.Г. Болыненков, Р.Д. Нарбаев // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3.
5. Варюшин, В.В. Тренировка юных баскетболистов. - М.: Физическая культура, 2019. - 120 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 264 с.
7. Власов Н.Г. Определение выносливости у детей по средней скорости бега в заданных пульсовых режимах // Управление тренировочным процессом на основе учета индивидуальных особенностей юных спортсменов: Тез. Всесоюз. науч. - практ. конф., (Харьков, 28-31 мая 2011г.). -М., 2011, 4.1. С.19-20.
8. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. Киев; Здоровья, 1991.-116 с.
9. Гаимен Б. Все о тренировке юного баскетболиста / Пер. с англ. Бабровой Т. А. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - XVI, 303 с.
10. Гилязов Р.Г. Методика тренировки детей // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы 7- й науч. - практ. конф... - Коломна, 2007. С. 209-210.
11. Годик, М.А. Физическая подготовка баскетболистов/М.А. Годик. - М.:Терра - спорт; Олимпия - пресс, 2006. - 390 с.
12. Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физиологические
эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного
возраста. //Теор. и практ. физ. культ. 2008. - №7. - С. 13-15.
13. Горбуля В.Б., Бессарабов Н.С., Горбуля В.А. Спортивно-техническая подготовка по баскетболу студентов.// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2017. № 10. С. 23-26.
14. Городниченко Э.А. Физиологические закономерности развития
выносливости к статическим мышечным усилиям у лиц женского пола бери основных этапах онтогенеза: Автореф. докт. дис. М.,1994. - 34 с.
15. Губа, В.П., Лексаков А.В. Теория и методика баскетбола. - М.: Человек, 2015. - 568 с.
16. Гужаловский А.А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис.... докт. пед. наук. М., 1979. 26 с
17. Дворкин Л.С, Новаковский СВ., Степанов СВ. Возрастные особенности развития силовых особенностей школьников 7-17 лет Краснодар: КГАФК, 2007. - 236 с.
18. Детская спортивная медицина: Учебник./ Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 2001. - 150 с.
19. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсменов - 5-е изд. испр. и доп. - М.: ФиС, 1987. - 40 с.
20. Еремеев В. Н., Ваулина Е. И. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ в
баскетбол. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
http: //bbustu.narod.ru/obuchenie tehnike igri. html
21. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология./ Ю.А. Ермолаев. - М.:
СпортАкадемПресс, 2001. - 167 с.
22. Железняк Ю.Д. Портнов Ю.М., Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2004. - 520 с.
23.Зациорский В. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
24. Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ / Сокр. пер. с англ. Е.Р.Яхонтова. — М., 2005. - 341 с.
25. Красникова О.С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 91 с
26. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения. - М.: Физкультура и спорт, 2016.-133 с.
27. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии/ Учебное пособие - Краснодар: КГАФК, 1997.-179с.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин- тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991, 543 с.
29. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов, - М.: «ФиС», 1999. - 96 с.
30. Набатникова М.Я. Проблемы совершенствования специальной
выносливости спортсменов при циклической работе субмаксимальной и большой мощности. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук.-М., 1974.-33с.
31.Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.:
«ФиС», 2015. -479 с.
32. Пайе Б., Пайе П. Баскетбол для юниоров: 110 упражнений от простых до сложных. Пер с англ. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 352 с.
33. Портнов, Ю.М. Факторы, определяющие эффективность бросков с дистанции в баскетболе у школьников старшего возраста /Ю.М. Портнов/ ( и др.) //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2002.-№3.- с. 22-25.
34. Романенко А. Н., Джус О. Н., Догадин М. Е. Книга тренера по баскетболу. - Киев: Здоровье, 2012. - 4568 с.
35. Ромашов А.В. Спортивные особенности детей (биологические основы). Смоленск: СГИФК, 1981. 32-38.
36. Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика: Учебное пособие. М.: Терра-Спорт, 2010. 127 с.
37. Солодков, А.С. Возрастная физиология: учебное пособие для вузов физ.культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.- СПб.: гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб, 2001. - 187с.
38. Степанов, А. Я. Общая и специальная физическая подготовка студентов вузов, специализирующихся по модулю «Баскетбол» : учеб.- метод. пособие / А. Я. Степанов, А. В. Лебедев ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. - 67 с.
39. Фарбер Д.А., Корниенко И.А. Физиология школьника. - М.: АСТ. - 2010. - 164 с.
40. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта.- М.: Физкультура и спорт, 1987. 128 с.
41. Филин В.П., Семкин А.А., Киселев В.М. Особенности взаимосвязи развития мышечной силы, быстроты и выносливости у детей // Теория и практика физ. культуры. 1994, № 1. С.38-41.
42. Фомин В. С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. - М.: Физичесая культура и спорт., 2004. - 147 с.
43. Фрейзер У., Сэчер А. Баскетбол / Пер с англ. Р.А. Цфасмана. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - XVI, 383 с.
44. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2000, 480 с.
45. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие, - Омск, 1991.-60с.
46. Летунов, СП. Выносливость у Клинико-физиологические
исследования. №1 М. 1971.
47. Коц, Я.М. Спортивная М: Физкультура и спорт. -97 с.
48. В.В. Воспитание в - М.: «Физкультура и спорт», - 119 с.
49. В.С. Володина, А.Н. Савчук: Теория и методика физического воспитания школьников. - 172с.
50. Ситничук С.С.: Некоторые аспекты теории физкультурного
образования: учебное пособие/Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 184 с.
51. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс] // Гарант. РУ URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ ( дата
обращения: 15.04.2020)
52. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // consultant.ru: система
«КонсультантПлюс». URL:
http://www. consultant. ru/document/cons doc LAW 140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/(дата обращения 15.04.2020)
53. Результаты научно-исследовательской работы "Методика воспитания выносливости как элемента здоровье сберегающей технологии в работе преподавателя физической культуры" [Электронный ресурс] // infourok URL:https://infourok.ru/rezultati-nauchnoissledovatelskoy-raboti-metodika-vospitaniya-vinoslivosti-kak-elementa-zdorovesberegayuschey-tehnologii-v-rabot-1554538.html(дата обращения 2.03.2020)
54. Медицинские аспекты в проблеме развития выносливости юных
спортсменов [Электронный ресурс] // studbooks.net URL:
https://studbooks.net/659485/turizm/meditsinskie aspekty probleme razvitiya vynoslivosti yunyh sportsmenov(дата обращения 13.02.2020)
55. metodicheskaya_razrabotka_basketbol.pdf
56. Анатомо-физиологические особенности развития выносливости
[Электронный ресурс] // studbooks.net URL:
https://studbooks.net/745936/turizm/anatomo fiziologicheskie osobennosti
razvitiya vynoslivosti(дата обращения 15.04.2020)
57. Комплексная программа физического воспитания учащихся
[Электронный ресурс] // docviewer.yandex.ru URL:
https: //ksderbenceva. ucoz.ru/dokumenty/kompleksnaj a pro gramma fiz vospitanija.pdf(дата обращения 11.03.2020)