ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1 Психо-физиологическая характеристика аудирования как вида речевой деятельности 7
1.2 Цели и содержание обучения аудированию в средней школе 10
1.3 Контроль сформированности умений аудирования на примере ЕГЭ 12
1.4 Трудности и типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ раздела «Аудирование» 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «АУДИРОВАНИЕ» ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 19
2.1 Анализ действующих УМК с целью определения эффективности их использования 19
2.2 Методические рекомендации для учителей при подготовке учащихся к выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ 27
2.3 Комплекс упражнений для подготовки учащихся к выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ по английскому языку 31
Выводы по второй главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94
Иностранный язык - важное средство коммуникации людей разных национальностей, жителей различных стран, также это важный элемент международной культуры. Обучение общению на иностранном языке - важная и основная задача, которая стоит перед учителями средней школы.
Статус иностранного языка меняется и его значимость и необходимость возрастает с каждым годом. Сейчас он востребован для расширения международных связей, как государством, так обществом и личностью. Именно поэтому иностранный язык становится средством общения, понимания и взаимодействия людей.
Главной целью обучения иностранного языка в средней школе является овладение учениками способностью непосредственного общения с носителями языками в самых распространенных ситуациях общения. Однако, общение - это не только говорение на языке, но и восприятие речи на слух. Ранее обучению аудированию уделялось не так много внимания в школьном процессе, хотя важность данного аспекта вполне очевидна.
Актуальность проблемы обучения аудированию обуславливает роль, которую играют слушание и понимание услышанного в процессе общения и изучения иностранного языка.
И.И. Халеева отмечает, что «аудитивная база - это одно из условий улучшения навыков устной речи, и путь к наполнению сведений о неисчерпаемых возможностях языковой системы и способах ее речевой реализации, и важный канал пополнения знаний о стране изучаемого языка».
Для оценки сформированности иноязычных умений школьников был введен Единый Государственный Экзамен. Главная его цель - это независимая оценка уровня учебных достижений учеников с использованием стандартизированных заданий.
Международных экзаменов, таких как TOEFL, Cambridge First Certificate in English, IELTS и других. Именно поэтому аудирование занимает существенное место в обучении иностранному языку и считается одним из самых сложных в изучении. Многие недооценивают данный аспект обучения, что имеет влияние на языковую подготовку школьников.
Анализ результатов ЕГЭ 2016 года показал, что в целом, задания раздела «Аудирование» выполнены хорошо, т.е базовые умения у школьников сформированы. Но все же при выполнении они сталкиваются с некоторыми трудностями, например, отделение основной информации от второстепенной, заострение внимания на незнакомых словах, неиспользование языковой догадки.
Причиной могло послужить волнение, психологическое напряжение, а также неумение работать с тестами и недостаточная сформированность навыков по восприятию речи на слух. Именно это и определило актуальность нашей работы.
Объект исследования: подготовка учащихся общеобразовательной школы к сдаче единого государственного экзамена по английскому языку.
Предмет исследования: организация подготовки учащихся к
выполнению заданий из раздела «Аудирование» по английскому языку.
Цель данной работы: теоретически обосновать и практически разработать систему упражнений и методические рекомендации для учителей английского языка по подготовке к выполнению заданий из раздела «Аудирование» по английскому языку.
Задачи нашего исследования:
1) охарактеризовать аудирование как вид речевой деятельности;
2) выявить цели обучения аудированию в средней школе;
3) оценить качество и степень контроля сформированности умений аудирования на примере ЕГЭ;
4) выявить трудности и типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ раздела «Аудирование»;
5) проанализировать УМК на предмет наличия упражнений, подготавливающих к выполнению заданий ЕГЭ раздела «Аудирование»;
6) разработать систему упражнений для подготовки к выполнению заданий ЕГЭ раздела «Аудирование»;
7) разработать методические рекомендации для учителей по подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по английскому языку....
Целью нашего исследования была разработка такого комплекса упражнений и методических рекомендаций для учителей, которые будут помогать в подготовке учащихся к успешному выполнению заданий ЕГЭ раздела «Аудирование». Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. В первой части нашего исследования были проанализированы теоретические аспекты аудирования, его целей и роли в обучении иностранным языкам относительно объекта нашего исследования - подготовки учащихся общеобразовательной школы к сдаче единого государственного экзамена по английскому языку.
2. Единый государственный экзамен - это экзамен, в рамках которого выпускники выполняют набор стандартизированных заданий - контрольных измерительных материалов (КИМов), которые определяют уровень освоения учащимися федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Данный экзамен содержит задания задания на определение уровня сформированности умений следующих видов аудирования: извлечение необходимой информации (селективное понимание); понимание основного содержания с извлечением основной информации (глобальное понимание); полное понимание содержания и смысла (детальное понимание).
3. Аудирование - это восприятие и понимание иностранной речи на слух. Как известно, общение - процесс двусторонний, умение понимать речь других является одним из ключевых. Именно поэтому от того насколько сформированы аудитивные навыки и умения зависит успех овладения языком в целом. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки.
4. В ходе исследования были проанализированы результаты ЕГЭ по английскому языку 2016 года и были выявлены типичные ошибки, которые совершают учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ раздела «Аудирование».
5. Практический опыт обучения иностранному языку, практика перевода и общения на иностранном языке показывают, что аудирование является одним из основных, но в то же время сложных видов речевой деятельности.
6. В современном мире существует масса учебных пособий, которые обещают отличные и быстрые результаты в обучении. Однако, в данный момент выбор средств обучения, т.е учебников и учебных пособий, которые будут способствовать успешным и высоким результатам, становится острой проблемой в обучении иностранным языкам.
7. Анализ учебных пособий, которые используются на уроках английского языка в школах, показал, что представленные аудиоматериалы соответствуют критериям и параметрам аутентичности. Однако, количество упражнений, которые соответствуют формату ЕГЭ, является недостаточным. Таким образом, анализ используемых УМК по английскому языку позволяет сделать вывод, что проанализированные учебные пособия нуждаются в дополнительной адаптации под параметры ЕГЭ.
8. Разработанный комплекс упражнений может быть использован учителями как дополнительный материал на уроке для развития и совершенствования аудитивных умений и навыков, также он может использоваться в качестве контрольных заданий для отслеживания промежуточных результатов учащихся. Упражнения, представленные в данном комплексе, делают акцент на умениях, проверяемых во время выполнения заданий ЕГЭ.
9. На базе разных учебных пособий, которые используются при подготовке к ЕГЭ по английскому языку, и типичных ошибок при выполнении заданий экзамена нами были подобраны методические рекомендации, целью которых является помощь учителям при подготовке учащихся к выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ, также данные рекомендации могут быть использованы абитуриентами в качестве дополнительного материала при подготовке к экзамену.
1. Аванесов В.С. Куда ведут реформы образования? // Независимая газета. - 2001. - № 5. - С. 26 - 32.
2. Ажель Ю. П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 369 - 371.
3. Английский язык 11: базовый уровень / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко. - Обнинск: Титул, 2009. - 201 с.
4. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В. Афанасьева, Дж.Дули, И.В. Михеева [и др.] - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. - 244 с.
5. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / К.М. Баранова, Д.Дули, В.В. Копылова [и др.] - М.: Express Publishing: Просвещение, 2013. - 200 с.
6. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия / New Millenium English: Учебник для 11 кл. общеобраз. учрежд./ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева [и др.] - 3-е изд., испр. и перераб. - Обнинск: Титул, 2012. - 192 с.
7. Английский язык: базовый уровень / О.В. Афанасьева, Дж.Дули, И.В. Михеева. - М.: Просвещение, 2012. - 208 с.
8. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2004. - 279 с.
9. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - 7-е изд. - М. : URSS, 2014. - 571 с.
10. Базина М.П. Аудирование: с чего начинать? // Коммуникативная методика. - 2004. - № 3. - С. 22 - 24.
11. Баккер С. Экспертное заключение // Оценка образовательных достижений в рамках национальных экзаменов: материалы и тезисы докладов междунар. конф. - Москва: Изд-во «Уникум-центр», 2004. - С. 258.
12. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 2004. - 209 с.
13. Болотов В.А. Единый государственный экзамен в общероссийской системе оценки качества образования // Оценка образовательных достижений в рамках национальных экзаменов: материалы и тезисы докладов междунар. конф. - Москва: Изд-во «Уникум-центр», 2004. - С. 11 - 12.
14. Бочарова Т. И. Особенности естественной речи и методическая модель обучения непринужденному общению студентов вузов // Научно-педагогическое обозрение. - 2014. - Вып. 4 (6). - С. 60 - 66.
15. Бужинский В.В., Павлова С.В. Звучащая речь в развитии иноязычной коммуникативной компетенции. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 140 с....(62)