Введение 3
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Определение понятия «выносливость», ее виды, характеристики 6
1.2. Факторы, влияющие на уровень развития выносливости 10
1.3. Бег на длинные дистанции, педагогическая и физиологическая
характеристика . 17
1.4. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 13 -14 лет 24
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Методы исследования 33
2.2.1. Содержание эксперимента по повышению уровня выносливости у
обучающихся 13-14 лет, с использованием элементов кроссовой подготовки в процессе внеурочных занятии 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 55
3.1. Результаты педагогического эксперимента 55
Заключение 56
Список использованных источников 57
Легкая атлетика, по популярности, является одним из ведущих видов спорта. Если футбол - это «король спорта», то легкую атлетику можно заслуженно именовать «королевой спорта». Простота и естественность большинства движений, входящих ее виды, позволяет заниматься легкой атлетикой в любом возрасте. Особое положение в ней занимают беговые дисциплины. Массовые разновидности этих дисциплин, пробеги, кроссы, марафонские забеги, в последние годы пользуются большой популярностью. Этому способствует увеличивающееся количество подобных состязаний и популяризация активного образа жизни. В соревнованиях, проходящих на всех континентах, принимают участие миллионы бегунов, в отдельных стартах их численность достигает 50 тыс. человек [58].
Данные многолетних исследований, богатый опыт специалистов и сильнейших спортсменов, специализирующихся в беге на длинные дистанции, позволили создать совершенную систему подготовки, которую можно использовать на разных уровнях развития спортивной формы.
Бег на длинные дистанции традиционно лежит в основе повышения уровня развития выносливости не только в легкой атлетике, но и во многих других циклических видах спорта, а также в игровых дисциплинах и единоборствах. Достаточно большое количество современных физкультурно-оздоровительных программ базируется на использовании длительного бега для развития выносливости и функциональных возможностей организма. В переживающем период возрождения комплексе «ГТО» также предлагаются испытания связанные с различными проявлениями выносливости. Не являются исключением, как урок физической культуры, так и внеурочные занятия в школьных спортивных секциях, которые традиционно включают в свое содержание подготовку в беге на длинные дистанции и кроссовый бег.
В связи с этим, становится актуальным научное обоснование комплексного использования средств и методов повышения уровня развития выносливости с применением элементов кроссовой подготовки, у обучающихся 13-14 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Цель работы: сформировать комплекс средств и методов развития выносливости у обучающихся 13-14 лет с использованием элементов кроссового бега. И экспериментальным путем проверить эффективность их применения в образовательном процессе.
Задачи:
1. Проанализировать существующую научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить и проанализировать уровень развития выносливости у обучающихся 13-14 лет.
3. Подобрать комплекс средств и методов развития выносливости у обучающихся 13-14 лет с использованием кроссовой подготовки и экспериментальным путем проверить эффективность его применения.
Объект исследования педагогический процесс развития выносливости у обучающихся 13-14 лет с использованием элементов кроссовой подготовки в процессе внеурочных занятий.
Предмет исследования: средства и методы, применяемые для развития выносливости у обучающихся 13-14 лет с использованием элементов кроссовой подготовки.
Гипотеза: применение в процессе внеурочных занятий предложенного комплекса средств и методов позволит повысить уровень развития выносливости у обучающихся 13-14 лет.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- контрольное тестирование уровня физической подготовленности и психологического состояния занимающихся;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Практическая значимость: используемый комплекс средств и методов может быть применен в практической деятельности для совершенствования процесса комплексного развития двигательных способностей обучающихся и поможет им эффективно осваивать существующий программный материал.
В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы:
1. Учителя и обучающиеся, специализирующиеся в беге на длинные дистанции, в достаточной степени обеспечены специальной литературой, освещающей различные аспекты подготовки бегунов: развитие физических и морально-волевых качеств, подготовку к соревнованиям и другие. В меньшей степени представлены вопросы использования местных компонентов при подготовке бегунов на длинные дистанции.
2. Эффективная методика подготовки обучающихся бегу на длинные дистанции должна помимо повышения уровня выносливости занимающихся обеспечивать высокую мотивацию бегунов, способствовать повышению их самооценки, вносить разнообразие в учебный процесс для профилактики монотонности занятий.
3. В результате педагогического эксперимента подтверждено, что программа, предусматривавшая применение в учебном процессе кроссовой подготовки на местности с использованием естественного рельефа и препятствий, обеспечивает большее повышение уровня выносливости, повышение мотивации занимающихся, а также рост их самооценки. На основе результатов педагогического эксперимента можем рекомендовать разработанную программу для внедрения в учебный процесс подготовки обучающихся 13-14лет в беге на длинные дистанции в условиях естественного рельефа рекреационных зон города Красноярска.
1. Ашмарина, Б.А. Теория и методики физического воспитания. -
Москва "Просвящение"1990. - 144 с.
2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. - М.: Советский спорт, 2010. - 220 с.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. центр «Академия», 2000.- 192 с.
4. Бреслав И.С., Волков Н.И., Тамбовцева Р.В. Дыхание и мышечная активность человека в спорте. - М.: Советский Спорт, 2013. - 336 с.
5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 2003. - 192 с.
6. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед.- М.: Изд. Центр «Академия», 2005.- 240 с.
7. Верхошанский, Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость/ Ю. Верхошанский. - М.: Советский спорт, 2013. - 80 с.: ил.
8. Ворошин, И. Беговые виды лёгкой атлетики. — СПб: СПбГУФК им. Лесгафта, 2011. — С. 30. — (Учебно-методическое пособие).
9. Грецов Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 288 с.
10. Дэниелс, Д. От 800 метров до марафона / Джек Дэниелс; пер. с англ. Михаила Фербера; под ред. Юрия Виноградова. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 320 с.
11. Железняк, Ю.Л., Портнов, Ю.М. Спортивные игры. -М.:
Педагогика, 2000.- 245 с.
12. Железняк, Ю. Д., Петров, П. К. Основы научно-методической деятельности физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2007. - 267 с.
13. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. - М.: Академия, 2013. - 464 с.
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М.: Советский Спорт, 2009. - 200 с.
15. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография:/ В.Б. Иссурин. -М.:Советский спорт, 2010.-288 с.
16. Командные игры-испытания.- М.: Педагогии. общ. России, 2005.¬192 с.
17. Курамшин Ю.Ф. Методика развития выносливости /В кн. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина -М. Советский спорт, 2003.
18. Лазарев, И.В., Кузнецов, В.С., Орлов, Г.А. Практикум по легкой атлетике.- М.: Просвещение, 2009.- 258 с.
19. Лях. В. И. Физическая культура. 11 кл. С. 125.
20. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. М: Изд-во «Наука», 2010. - С. 159.
21. Макаров А. А. Легкая атлетика. М.: 1987. С. 48.
22. Макаров А. Н. Легкая атлетика. М. : 1987. 304 с.
23. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Гардарики, 2000.- 362 с.
24. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта: Учеб.- М.: Педагогика, 2007.- 359 с.
25. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Педагогика, 2001.- 320 с.
26. Настольная книга учителя физической культуры.- М.: Педагогика, 1998.- 126 с.
27. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: Астрель: АСТ, 2009. - 863 с.
28. Определение физической подготовленности школьников.- М.: Просвещение, 2011.-187 с.
29. Основы теории и методики физической культуры.- М.: Педагогика, 1995.- 235 с.
30. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.- 4- е изд., испр. и доп.- М.: Издат. центр «Академия», 2012.- 512 с.
31. Письмо Минспорта России от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554
«О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» - М., 2014.
32. Питание легкоатлета. - М.: Человек, 2012. - 64с.
33. Питер, Дж., Томпсон, Л. Введение в теорию тренировки. - Москва: «Человек». 2013. - 192 с.
34. Полунин, А.И. Планета Марафон. - М.: Легкая атлетика, 2013. - 298 с.
35. Полунин, А.И. Спортивно - оздоровительный бег. - М.:
Советский спорт, 2009. - 112 с.
36. Полунин, А. И. Школа бега Вячеслава Евстратова.- М.: Советский спорт, 2010. - 230 с.
37. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке
легкоатлетов. - М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2012. - 208 с.
38. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «Об утверждении содержания этапов многолетней подготовки спортсменов» от 3 апреля 2009 г. № 157. - М., 2009.
39. Пулео, Дж., Милрой, П. Анатомия бега / Дж. Пулео, П. Милрой ; пер. с англ. В.М. Боженов. - Минск : «Попурри», 2011. - 200 с. : ил.
40. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2012. 152 с.
41. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед.- М.: Издат. центр ВЛАДОС- ПРЕСС, 2009.- 384 с.
42. Романов, Н. Позный метод бега. Экономичный, результативный, надежный / Николай Романов при участии Джона Робсона ; пер. с англ.
Андрея Пьянзина, Бориса Петрова, Олега Ефимова. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 288 с.
43. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Тураев В.Т. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов // Теория и практика физич. культуры. 2009. - № 7. - С. 29-33.
44. Сергеев Г.А., Мурашко Е.В., Бабкин Г.В.Теория и методика обучения базовым видам спорта. Лыжный спорт. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
45. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология. - М.: Просвещение, 2010.- 252 с.
46. Солодков А.С. Физиология спорта. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. 231 с.
47. Теория и методика спорта. - М.: Педагогика, 2007.- 432 с.
48. Теория и методика физического воспитания: Учеб для
пединститутов/ Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- 198 с.
49. Травин Ю.Г. Выносливость и ее развитие у юных бегунов / Травин Ю.Г. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 2003. - С. 206-213.
50. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-фз. - М., 2007.
51. Фельдштейн Д. И. Педагогика. М.: 2001. 240 с.
52. Фитзингер П., Дуглас С. Бег по шоссе для серьезных бегунов. Мурманск: Тулома, 2013. - 192 с.
53. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2013. - 480 с.
54. Чеснокова, Н.Н., Никитушкина, В.Г. Легкая атлетика: Учеб. М.: Физическая культура, 2010. - 448 с.
55. Чинкин, А.С. Основы подготовки бегунов на длинные дистанции: методическое пособие / А.С. Чинкин, М.Н. Чинкин, Ф.Р. Зотова. - М.: Физическая культура, 2009. - 128 с.
56. Эбшир, Д. Естественный бег. Простой способ бегать без травм / Дени Эбшир и Брайан Метцлер ; пер. с англ. Леонида Швецова. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 240 с.
57. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М: изд. Педагогика. 1989, 560с.
58. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства. М.: Терра-Спорт, 2010. - 176 с.