Введение 3
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Определение понятия «выносливость», ее виды, характеристики 6
1.2. Факторы, влияющие на уровень развития выносливости 10
1.3. Бег на длинные дистанции, педагогическая и физиологическая
характеристика . 17
1.4. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 13 -14 лет 24
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Методы исследования 33
2.2.1. Содержание эксперимента по повышению уровня выносливости у
обучающихся 13-14 лет, с использованием элементов кроссовой подготовки в процессе внеурочных занятии 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 55
3.1. Результаты педагогического эксперимента 55
Заключение 56
Список использованных источников 57
Легкая атлетика, по популярности, является одним из ведущих видов спорта. Если футбол - это «король спорта», то легкую атлетику можно заслуженно именовать «королевой спорта». Простота и естественность большинства движений, входящих ее виды, позволяет заниматься легкой атлетикой в любом возрасте. Особое положение в ней занимают беговые дисциплины. Массовые разновидности этих дисциплин, пробеги, кроссы, марафонские забеги, в последние годы пользуются большой популярностью. Этому способствует увеличивающееся количество подобных состязаний и популяризация активного образа жизни. В соревнованиях, проходящих на всех континентах, принимают участие миллионы бегунов, в отдельных стартах их численность достигает 50 тыс. человек [58].
Данные многолетних исследований, богатый опыт специалистов и сильнейших спортсменов, специализирующихся в беге на длинные дистанции, позволили создать совершенную систему подготовки, которую можно использовать на разных уровнях развития спортивной формы.
Бег на длинные дистанции традиционно лежит в основе повышения уровня развития выносливости не только в легкой атлетике, но и во многих других циклических видах спорта, а также в игровых дисциплинах и единоборствах. Достаточно большое количество современных физкультурно-оздоровительных программ базируется на использовании длительного бега для развития выносливости и функциональных возможностей организма. В переживающем период возрождения комплексе «ГТО» также предлагаются испытания связанные с различными проявлениями выносливости. Не являются исключением, как урок физической культуры, так и внеурочные занятия в школьных спортивных секциях, которые традиционно включают в свое содержание подготовку в беге на длинные дистанции и кроссовый бег.
В связи с этим, становится актуальным научное обоснование комплексного использования средств и методов повышения уровня развития выносливости с применением элементов кроссовой подготовки, у обучающихся 13-14 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Цель работы: сформировать комплекс средств и методов развития выносливости у обучающихся 13-14 лет с использованием элементов кроссового бега. И экспериментальным путем проверить эффективность их применения в образовательном процессе.
Задачи:
1. Проанализировать существующую научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить и проанализировать уровень развития выносливости у обучающихся 13-14 лет.
3. Подобрать комплекс средств и методов развития выносливости у обучающихся 13-14 лет с использованием кроссовой подготовки и экспериментальным путем проверить эффективность его применения.
Объект исследования педагогический процесс развития выносливости у обучающихся 13-14 лет с использованием элементов кроссовой подготовки в процессе внеурочных занятий.
Предмет исследования: средства и методы, применяемые для развития выносливости у обучающихся 13-14 лет с использованием элементов кроссовой подготовки.
Гипотеза: применение в процессе внеурочных занятий предложенного комплекса средств и методов позволит повысить уровень развития выносливости у обучающихся 13-14 лет.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- контрольное тестирование уровня физической подготовленности и психологического состояния занимающихся;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Практическая значимость: используемый комплекс средств и методов может быть применен в практической деятельности для совершенствования процесса комплексного развития двигательных способностей обучающихся и поможет им эффективно осваивать существующий программный материал.
В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы:
1. Учителя и обучающиеся, специализирующиеся в беге на длинные дистанции, в достаточной степени обеспечены специальной литературой, освещающей различные аспекты подготовки бегунов: развитие физических и морально-волевых качеств, подготовку к соревнованиям и другие. В меньшей степени представлены вопросы использования местных компонентов при подготовке бегунов на длинные дистанции.
2. Эффективная методика подготовки обучающихся бегу на длинные дистанции должна помимо повышения уровня выносливости занимающихся обеспечивать высокую мотивацию бегунов, способствовать повышению их самооценки, вносить разнообразие в учебный процесс для профилактики монотонности занятий.
3. В результате педагогического эксперимента подтверждено, что программа, предусматривавшая применение в учебном процессе кроссовой подготовки на местности с использованием естественного рельефа и препятствий, обеспечивает большее повышение уровня выносливости, повышение мотивации занимающихся, а также рост их самооценки. На основе результатов педагогического эксперимента можем рекомендовать разработанную программу для внедрения в учебный процесс подготовки обучающихся 13-14лет в беге на длинные дистанции в условиях естественного рельефа рекреационных зон города Красноярска.