ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ КАК ПРОБЛЕМА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ 5
1.1 Анатомо-физиологические и психолого-физиологические особенности
учащихся 9 классов 5
1.2 Развитие координации как условие физического совершенствования
учащихся 9 классов 10
1.3 Средства и методы развития координации учащихся 9 классов 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 30
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ В
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 31
3.1 Выявление и обоснование средств и методов вольной борьбы влияющих
на развитие координации учащихся 9 классов 31
3.2 Выявление результативности развития координации средствами и
методами вольной борьбы у учащихся 9 классов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Одна из основных задач физического воспитания в школе - всестороннее развитие у обучающихся физических качеств. Одним из таких качеств является координация.
Координация - это способность человека максимально рационально согласовывать все движения частей тела в процессе решения конкретной двигательной задачи
В процессе занятий физической культурой обучающейся овладевает легкоатлетическими, гимнастическими, спортивно-игровыми и другими упражнениями. Без развитой, в достаточной степени, координации трудно добиться желаемых результатов в их освоении, так как координированный человек намного быстрее овладевает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке.
Координация движений тренируема и поддается воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на освоение новых двигательных навыков. В связи этим выбранная нами тема представляется значимой.
В настоящее время, когда возрождаются ценности и популяризация многих видов единоборств в России, использование вольной борьбы является актуальным. Вольная борьба предъявляет такие же требования к занимающимся, как и любой вид спортивной борьбы. И поэтому является действенным средством физической подготовки и укрепления здоровья учащихся.
Современное развитие вольной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований, а также значительным объемом деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной и динамической точности движений [1].
Развитие координации у обучающихся приводит к тому, что они значительно быстрее овладевают различными двигательными действиями; пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками [5].
Цель исследования: Обосновать и внедрить средства и методы вольной борьбы на третий урок физической культуры учащихся 9 классов.
Задачи исследования:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной тематике.
2. Выявить и обосновать средства и методы вольной борьбы, влияющие на развитие координации.
3. Внедрить данные средства и методы на третий урок физической культуры.
4. Выявить результативность применяемых средств и методов вольной борьбы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся 9 классов.
Предмет исследования: средства и методы вольной борьбы, направленные на развитие координации.
Гипотеза исследования: внедрение средств и методов вольной борьбы на третий урок физической культуры будет результативно влиять на развитие координации у учащихся 9 классов если:
1) будут выявлены и обоснованы средства и методы вольной борьбы, направленные на развитие координации.
2) выявлена результативность внедренных средств и методов вольной борьбы на третий урок физической культуры.
1. Проанализировав научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что наиболее благоприятными условиями для развития координационных способностей является возраст 14-15 лет, так как в указанные отрезки времени координационная способность в наибольшей степени поддается развитию.
Для эффективного развития координации обучающихся нами были разработаны комплексы упражнений, которые были внедрены на третий урок по физической культуре.
2. Проведенным исследованием было установлено, что применение интенсивных физических нагрузок (активная и пассивная разминка), а также специальных упражнений, сопровождающихся изменением положения тела в пространстве, перед изучением новых двигательных действий снижает качество их усвоения. Также было выявлено, что специальные упражнения для развития координации движений, в какой бы части занятия они не находились, способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако результативность освоения новых двигательных действий значительно возрастает при условии расположения специальных упражнений в заключительной части занятия, по сравнению с тем, когда эти упражнения располагаются в подготовительной части занятия.
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нами были обоснованы и выявлены средства и методы вольной борьбы, наиболее результативно влияющие на развитие координации учащихся:
1.Обучающийся ложится на спину головой к ногам партнера и поднимает вверх прямые ноги.
2. Кувырок назад через партнера.
3. Подкидное сальто.
4. Упражнение заключается в том, что обучающийся подходит к партнеру, ставит стопу на его руки и, выпрямляя опорную ногу, соскакивает назад на мат.
5. Сальто вперед.
6. Каскад с участием трех человек.
7. Вставание на ноги разгибом.
3. Нами было организованно педагогическое тестирование, в ходе которого, учащиеся экспериментальной группы занимались по выбранным нами упражнениям, включающими в себя средства и методы вольной борьбы, направленных на развитие координации. Далее, мы определили развитие координации обучающихся контрольной и экспериментальной группы. В педагогическом эксперименте принимали участие 12 обучающихся экспериментальной и 12 обучающихся контрольной группы 14-15 лет. Учащиеся контрольной группы занимались по тематическому планированию учителей по физической культуре МБОУ СШ №150.
4. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что обоснованные средства и методы вольной борьбы, внедренные в учебно-воспитательный процесс учащихся 9 классов привело к результативному увеличению развития координации.
1. Васильков А.А. Теория и методика спорта / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 192 с.
2. Воротынцев А.И. Спорт сильных и здоровых / А.И. Воротынцев.- Москва: Советский спорт, 2016. 139 с.
3. Евсеев Ю.Н. Физическая культура / Ю.Н. Евсеев. - Ростов-на-Дону:
4. Евтух А.В. Приоритетные направления рационализации многолетней спортивной подготовки (обзор современных исследований) / А.В. Евтух // Вестник спортивной науки, 2019. - № 6. - С. 26-31.
5. Еганов В.А. Обоснование направленности педагогических воздействий и подбора средств тренировки при развитии координационных способностей в спортивных видах единоборств / В.А. Еганов, А.О. Миронов // Современные проблемы науки и образования.- 2015. - № 4. - С. 18-22.
6. Ерегина С.В. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко // Детский тренер, 2017. - № 2. - С. 10-14.
7. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры // курс лекций. - 2009. - Екатеринбург. - С. 15-30
8. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш.
и сред. проф. учеб. заведен. физ. культуры / Ю.А. Ермолаев. - М.:
СпортАкадемПресс, 2016. - 443 с.
9. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учебное пособие. - М.: Академия, 2017.
10.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2019. - 200 с.
11.Зекрин Ф.Х. Динамика совершенствования средств общей и специальной физической подготовки борцов на различных этапах спортивной тренировки, 2020.
12.Зекрин Ф.Х. Обоснованность физиологической направленности применения средств специальных тренировочных воздействий в подготовке дзюдоистов 15-18 лет / Ф.Х. Зекрин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 1. - С. 74-75.
13. Иванюженков Б.В. Координационные способности борца / Б.В. Иванюженков В.В. Нелюбин // Проблемы физкультурно-спортивной деятельности и подготовки, 2018.
14. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Е.П. Ильин. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2020. - 486 с.
15. Калмыков С.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе / С.В. Калмыков А.С. Сагалеев, Б.В. Дагбаев. - Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2017. - 204 с.
16. Кедровский Б.Г. Взаимоотношения тренеров с юными спортсменами / Б.Г. Кедровский // Физическое воспитание студентов. -2013. -№ 4. -С. 31-34.
17. Коваленко Т.Г., Моисеева О.А., Рыжкина М.Г. Основы спортивной тренировки: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2011. 88 с.
18. Кокорева В.С. Книга учителя физической культуры / В.С. Кокорева. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 210 с.
19. Коренберг В. Б. Спортивная метрология: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М: Советский спорт, 2014.
20. Крюкова В.С. Книга учителя физической культуры / В.С. Крюкова. - М.: Мир, 2013. - 142 с.
21. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - Москва : Советский спорт, 2017. 464 с.
22. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2015. - 464 с.
23. Леонова В.А. Развитие двигательных качеств школьников / В.А. Леонова, А.С. Куц. - М.: Винница, 2016. - 78 с.
24. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях.- М.: ТВТ Дивизион, 2016. - 290 с.
25. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для
вузов физической культуры / А.М. Максименко. - М.: «Физическая
культура», 2019. - 496 с.
26. Маляренко А.Т. Прогнозирование успешности спортивной подготовки юных боцов (9-11 лет) на основе результатов тестирования двигательных способностей / А.Т. Маляренко, А.Н. Ткаченко // Физическое воспитание студентов. - 2017.- № 4. - С. 23-28.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. 4-е издание. М.: Омега-Л, 2016. - 316 с.
28. Мельников В.С. Физическая культура: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2002. 114 с.
29. Мешавкин А.С. Методика обучения технико-тактическим действиям
дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Мешавкин. - Тюмень, 2017. - 25 с.
30. Миллер, А.С. Перевозников // Спорт и личность: Материалы науч. - практ. конф. Челябинск: УралГАФК, 2020. - С. 58-61.
31. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте Серия наука спорту. Москва.: Спорт Академ Пресс, 2020. 202 с.
32. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте Серия наука спорту. Москва.: Спорт Академ Пресс, 2011. 202 с.Многолетней тренировки / Ф.Х. Зекрин //Детский тренер. - 2016. - № 2. - С. 71-74.
33. Миронов А.О. Направленность методики повышения надежности защитных действий в единоборствах в зависимости от уровня развития координационных способностей / А.О. Миронов, С.В. Олин // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры. - Челябинск: УралГАФК, 2018. - С. 22-25.
34. Начинская С.В. Спортивная метрология: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М: Академия, 2015.
35.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать М.: Астрель: ACT, 2014. 863с.
36.Олин // Современные проблемы науки и образования. -2019. -№ 2. - С. 29-31.
37. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском
спорте.-Киев: Олимпийская литература, 2014.
38. Пономарёв В. В. Физическая культура. Физическая подготовка студентов: учебное пособие к самостоятельному изучению дисциплины «Физическая культура» для студентов всех специальностей очной формы обучения/ В.В. Пономарёв, Т.А. Трифоненкова, Т.Н. Поборончук, А.А. Мельничук - Красноярск: СибГТУ, 2017. 96 с.
39. Путин В.В. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным / В.В. Путин, В.Б. Шестаков, А.Г. Левицкий. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 60 с.
40. Свищев И.Д. Актуальные проблемы спортивной борьбы / Сост. проф.. М.: СпортУниверПресс, 2015. - 132 с.
41. Столяров В.И. Состояние и методологические основы разработки новой
теории физического воспитания: Монография. - Саратов: ООО
Издательский центр «Наука», 2015. 204 с.
Тулинцев А.Е.Реализация принципа научности в современном физическом образовании / А.Е. Тулинцев//Наука и школа.- 2015. -№ 3. -С. 86-90.
42. Тамбовцева Р.В. Физиологические основы развития двигательных качеств // Новые исследования. - 2016. - Т. 1. - № 26. - С. 5-14
43. Туманян Г.С. Теория, методика, организация тренировочной,
внетренировочной и соревновательной деятельности: учебное пособие / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, В.Ю. Микрюков. - М.: Советский спорт, 2012. - 250 с.
Феникс, 2012. - 162 с.
44. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева.- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2017. 229 с.
45. Хижняк С.В. Методы статистической обработки, часть 2.-Красноярск,2016.
46. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2020. 480 с
47. Холодов В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
48. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие / О.В. Хухлаева. - М.: «Академия», 2018. - 133 с.
49. Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо / В.Б. Шестаков С.В. Ерегина. - М.: Олма Медиа Групп, 2018. - 216 с.
50. Якушев П.В. Теория спорта .Курс лекций /В. П. Якушев. - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2015. 129с.