ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
|
Только Word
Введение 4
1 Историко-теоретические основы патриотического воспитания на уроках
литературы 7
1.1 Понятие патриотизма и патриотического воспитания в педагогике и
методике литературы 7
1.2 Особенности патриотического воспитания в младшем подростковом
возрасте 13
2 Методические аспекты патриотического воспитания на уроках литературы
в 5 классе 18
2.1 Обзор УМК по литературе 5 класса в аспекте патриотического
воспитания 18
2.2 Методические рекомендации по воспитанию патриотизма на уроках
литературы в 5 классе при изучении произведений на историческую тематику 23
2.3 Методические рекомендации по воспитанию патриотизма на уроках
литературы в 5 классе при изучении произведений о Родном крае, его природы и культуры 40
Заключение 46
Список использованных источников 48
Введение 4
1 Историко-теоретические основы патриотического воспитания на уроках
литературы 7
1.1 Понятие патриотизма и патриотического воспитания в педагогике и
методике литературы 7
1.2 Особенности патриотического воспитания в младшем подростковом
возрасте 13
2 Методические аспекты патриотического воспитания на уроках литературы
в 5 классе 18
2.1 Обзор УМК по литературе 5 класса в аспекте патриотического
воспитания 18
2.2 Методические рекомендации по воспитанию патриотизма на уроках
литературы в 5 классе при изучении произведений на историческую тематику 23
2.3 Методические рекомендации по воспитанию патриотизма на уроках
литературы в 5 классе при изучении произведений о Родном крае, его природы и культуры 40
Заключение 46
Список использованных источников 48
Проблема патриотического воспитания была обозначена еще в XVIII в. веке в трудах первого академика М.Ю. Ломоносова, который видел важность в формирование гражданина Российской Империи высокой нравственности, образованности, трудолюбия и безответной готовности служить своему Отечеству на благо высшим идеалам мира. Эти идеи актуальными и сегодня, когда Россия отстаивает свою национальную независимость и интересы.
Литература - ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. Патриотическому воспитанию на уроках литературы посвящены работы Н.П. Терентьевой «Проблема воспитания в литературном образовании: методические традиции и современный контекст» [34], В.Н. Александрова «Развитие системы патриотических ценностей учащихся старших классов при изучении русского языка и литературы» [4], С.А. Алиева «Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе» [5].
По мнению Н.П. Терентьевой [34] патриотическое воспитание формируется в конкретных произведениях (книга - учебник жизни), подходящих конкретному возрасту читателя; В.Н. Александров [4] и С.А. Алиева [5] гражданскую направленность воспитания рассматривает лишь в старших классах.
В ФГОС ООО [38] среди приоритетных направлений воспитания обозначено патриотическое, в результате которого должны быть сформированы следующие личностные результаты: «осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе». Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых современных методов и приемов воспитания патриотизма младших подростков на уроках литературы.
Объект: патриотическое воспитание на уроках литературы в 5 классе.
Предмет: методы и приемы патриотического воспитания на уроках литературы в 5 классе.
Цель: выявление эффективных методов и приемов патриотического воспитания на уроках литературы в 5 классе и создание методических рекомендаций к урокам.
Задачи:
1. Изучить основные принципы патриотического воспитания и его особенности в работе с младшими подростками.
2. Дать характеристику основным методам и приемам, способствующим патриотическому воспитанию обучающихся 5 классов.
3. Проанализировать УМК по литературе 5 класса разных авторов на предмет патриотического воспитания.
4. Разработать методические рекомендации к урокам литературы в 5
классе по изучению произведений исторического характера.
5. Разработать методические рекомендации к урокам литературы в 5
классе по изучению произведений о природе.
Методы: анализа и синтеза, структурно-семиотический, метод
интерпретации.
Методологической основой исследования стали труды М.А. Мазур и Я.А. Ванюкова [25], посвященные истории методики литературы; работы Т.Е. Беньковской и Т. Е., Майдангалиевой [9], Н.Е. Кутейниковой [20] по патриотическому воспитанию....
Литература - ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. Патриотическому воспитанию на уроках литературы посвящены работы Н.П. Терентьевой «Проблема воспитания в литературном образовании: методические традиции и современный контекст» [34], В.Н. Александрова «Развитие системы патриотических ценностей учащихся старших классов при изучении русского языка и литературы» [4], С.А. Алиева «Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе» [5].
По мнению Н.П. Терентьевой [34] патриотическое воспитание формируется в конкретных произведениях (книга - учебник жизни), подходящих конкретному возрасту читателя; В.Н. Александров [4] и С.А. Алиева [5] гражданскую направленность воспитания рассматривает лишь в старших классах.
В ФГОС ООО [38] среди приоритетных направлений воспитания обозначено патриотическое, в результате которого должны быть сформированы следующие личностные результаты: «осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе». Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых современных методов и приемов воспитания патриотизма младших подростков на уроках литературы.
Объект: патриотическое воспитание на уроках литературы в 5 классе.
Предмет: методы и приемы патриотического воспитания на уроках литературы в 5 классе.
Цель: выявление эффективных методов и приемов патриотического воспитания на уроках литературы в 5 классе и создание методических рекомендаций к урокам.
Задачи:
1. Изучить основные принципы патриотического воспитания и его особенности в работе с младшими подростками.
2. Дать характеристику основным методам и приемам, способствующим патриотическому воспитанию обучающихся 5 классов.
3. Проанализировать УМК по литературе 5 класса разных авторов на предмет патриотического воспитания.
4. Разработать методические рекомендации к урокам литературы в 5
классе по изучению произведений исторического характера.
5. Разработать методические рекомендации к урокам литературы в 5
классе по изучению произведений о природе.
Методы: анализа и синтеза, структурно-семиотический, метод
интерпретации.
Методологической основой исследования стали труды М.А. Мазур и Я.А. Ванюкова [25], посвященные истории методики литературы; работы Т.Е. Беньковской и Т. Е., Майдангалиевой [9], Н.Е. Кутейниковой [20] по патриотическому воспитанию....
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Сегодня в нашей стране делается все возможное для воспитания духовно- нравственных ценностей у молодого поколения. В ФГОС ООО [38] обозначено, что у ребенка должны быть сформированы патриотические качества такого характера, как: проявление интереса к культуре и истории Родного края и страны, ценностное отношение к ее достижениям и традициями, отстаивание ее интересов. И в этом важная роль отводится урокам литературы. Для достижения задач патриотического воспитания в младшем подростковом возрасте на уроках нужно учитывать интересы детей: интерес к личности и проблемам ребенка, поощрение его самостоятельности и стремления отличиться, тягу к приключениям.
Проанализировав действующие УМК по литературе 5 класса В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина [16; 17]; Т.Ф. Курдюмовой [21; 22]; Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной [26; 27]; В.Ф. Чертова, Л.А. Трубиной, А.М. Антиповой [39; 40]; А.Н. Архангельского,
Т.Ю. Смирновой [6; 7], мы выяснили, что во всех учебниках представлены художественные произведения, чтение и изучение которых позволяет решать задачи патриотического воспитания, исходя из возрастных особенностей детей.
В работе мы предлагаем методические рекомендации, основываясь на материале учебника по литературе 5 класса В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева и В.И. Коровина [16; 17]. Идейной основой наших уроков стало понимание патриотизма как чувства единства со своей малой родиной, гордости за нее, желания делать все, чтобы она была лучше. Эта концепция обусловила привлечение регионального компонента для контекста при изучении произведений о природе: стихотворений И.С. Никитина, А.Н. Плещеева и енисейского поэта А. Дудина. Предлагаем использовать и произведения изобразительного искусства: репродукции И. И. Шишкина и енисейского художника С. Харченова. В качестве апробации на базе МБОУ «Озерновская 46
СОШ №47», нами был проведен урок литературы по изучению стихотворений А.Н. Плещеева, И.С. Никитина. На уроке был использован в качестве сравнения региональный контекст: творчество енисейского поэта и барда А. Дудина и местного художника С. М. Харченова. В результате у детей ни только пополнились знания о месте, где они живут и интерес дальше его изучать в контексте литературы.
Мы предлагаем применять на постоянной основе такую современную технологию, как работу с сервисом «Яндекс. Карты». Она может быть использована как для индивидуальной работы обучающихся, а также во время урока. При изучении биографии писателя обучающиеся могут сами отмечать на сервисе «Яндекс. Карты» место рождения писателя, составлять небольшие примечания о его путешествиях, указывая их на карте. Работа с сервисом «Яндекс. Карта» может состоять в том, чтобы найти и отметить место действия, события в том или ином произведении.
Применение возможностей «Яндекс. Карты» дает новые способы систематизации, контроля знаний и создания проблемных ситуаций; способствует эмоциональной вовлеченности обучающихся в процесс обучения. Метапредметные связи с географией позволяют наглядно представить, где происходило описываемое автором в произведении, а значит, и увидеть детали, нюансы; расширить свой кругозор.
Сегодня в нашей стране делается все возможное для воспитания духовно- нравственных ценностей у молодого поколения. В ФГОС ООО [38] обозначено, что у ребенка должны быть сформированы патриотические качества такого характера, как: проявление интереса к культуре и истории Родного края и страны, ценностное отношение к ее достижениям и традициями, отстаивание ее интересов. И в этом важная роль отводится урокам литературы. Для достижения задач патриотического воспитания в младшем подростковом возрасте на уроках нужно учитывать интересы детей: интерес к личности и проблемам ребенка, поощрение его самостоятельности и стремления отличиться, тягу к приключениям.
Проанализировав действующие УМК по литературе 5 класса В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина [16; 17]; Т.Ф. Курдюмовой [21; 22]; Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной [26; 27]; В.Ф. Чертова, Л.А. Трубиной, А.М. Антиповой [39; 40]; А.Н. Архангельского,
Т.Ю. Смирновой [6; 7], мы выяснили, что во всех учебниках представлены художественные произведения, чтение и изучение которых позволяет решать задачи патриотического воспитания, исходя из возрастных особенностей детей.
В работе мы предлагаем методические рекомендации, основываясь на материале учебника по литературе 5 класса В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева и В.И. Коровина [16; 17]. Идейной основой наших уроков стало понимание патриотизма как чувства единства со своей малой родиной, гордости за нее, желания делать все, чтобы она была лучше. Эта концепция обусловила привлечение регионального компонента для контекста при изучении произведений о природе: стихотворений И.С. Никитина, А.Н. Плещеева и енисейского поэта А. Дудина. Предлагаем использовать и произведения изобразительного искусства: репродукции И. И. Шишкина и енисейского художника С. Харченова. В качестве апробации на базе МБОУ «Озерновская 46
СОШ №47», нами был проведен урок литературы по изучению стихотворений А.Н. Плещеева, И.С. Никитина. На уроке был использован в качестве сравнения региональный контекст: творчество енисейского поэта и барда А. Дудина и местного художника С. М. Харченова. В результате у детей ни только пополнились знания о месте, где они живут и интерес дальше его изучать в контексте литературы.
Мы предлагаем применять на постоянной основе такую современную технологию, как работу с сервисом «Яндекс. Карты». Она может быть использована как для индивидуальной работы обучающихся, а также во время урока. При изучении биографии писателя обучающиеся могут сами отмечать на сервисе «Яндекс. Карты» место рождения писателя, составлять небольшие примечания о его путешествиях, указывая их на карте. Работа с сервисом «Яндекс. Карта» может состоять в том, чтобы найти и отметить место действия, события в том или ином произведении.
Применение возможностей «Яндекс. Карты» дает новые способы систематизации, контроля знаний и создания проблемных ситуаций; способствует эмоциональной вовлеченности обучающихся в процесс обучения. Метапредметные связи с географией позволяют наглядно представить, где происходило описываемое автором в произведении, а значит, и увидеть детали, нюансы; расширить свой кругозор.
Подобные работы
- Нравственно-эстетическое воспитание обучающихся при изучении литературы в старших классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание обучающихся восьмых классов на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Патриотическое воспитание пятиклассников на уроках физической культуры с олимпийской составляющей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА
РАССКАЗОВ Н.А.ТЭФФИ «ВЕДЬМА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание обучающихся при изучении географии родного края
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Сторителлинг на уроках обществознания в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Патриотическое воспитание обучающихся шестых классов средствами физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Военно-патриотическое воспитание обучающихся старшей школы на базе клуба «Витязь»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2024





