Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические основы
конкурентоспособности 8
1.1 Понятие, сущность и виды конкурентоспособности 8
1.2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 16
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности организации 23
2.1 Предварительный анализ финансовой отчетности 23
2.2 Анализ активов 25
2.3 Анализ оборотных активов 29
2.4 Анализ пассивов 32
2.5 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 33
2.6 Оценка эффективности деятельности предприятия 38
2.7 Заключительная оценка финансового состояния предприятия 41
3 Проектная часть. Практические аспекты повышения
конкурентоспособности на примере текущей деятельности ООО «ТД «Лазурит» 44
3.1 SWOT-анализ мебельной компании ООО «ТД «Лазурит» 44
3.2 Анализ конкурентной среды мебельного рынка 44
3.3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности 49
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение А 62
Иллюстративный материал (слайды) 69
Функционирование компаний невозможно без учета деятельности соперников, которые считаются звеньями одной цепи - экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы - обязательный момент, определяющий само право на жизнь той или другой организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из большинства организаций непременных фаворитов, способных изготовлять на самом деле высококачественные и актуальные для современной жизни продукты и предложения, которые станут популярны в обществе. Вследствие этого так важно изучить конкурентов и , исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу увеличения
конкурентоспособности отдельно взятой организации [8].
Только выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, собственно, что дозволит в будущем стратегически точно сосредоточиться на том направлении, где соперник слабее. И это станет правильным путем к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, услуги, обеспечивающие его преимущество на рынке перед конкурентными предложениями в удовлетворении конкретной потребности потребителя [13].
Успешность компании обуславливается возможностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие требованиям рынка и потребителей. Вследствие этого необходимо принципиально уделять внимание этому многозначимому нюансу фирмы, как конкурентоспособность.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что собственно все фирмы в большей или меньшей степени сталкиваются с подобной задачей как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также принимать меры по проведению мероприятий для повышения конкурентоспособности предприятия.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие - ООО «ТД «Лазурит», занимающееся розничной торговлей корпусной мебели.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере предприятия ООО «ТД «Лазурит» и обоснование их экономической эффективности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучение теоретических и методологических аспектов по повышению конкурентоспособности предприятия.
2. Характеристика современного положения ООО «ТД «Лазурит».
3 Анализ финансового состояния предприятия и оценка эффективности хозяйственной деятельности.
4. Анализ конкурентоспособности ООО «ТД «Лазурит».
5. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ТД «Лазурит».
6. Обоснование экономической целесообразности внедрения предлагаемых мероприятий.
Способы, при помощи которых будет реализовываться оценка конкурентоспособности ООО «ТД «Лазурит» - сравнительный анализ
мебельного рынка, табличный метод.
В качестве исходной информации использовалась учебная, научная, методическая, справочная литература по вопросам оценки и управления конкурентоспособности продукции, Интернет-ресурсы и документы бухгалтерско-финансовой отчетности торгового предприятия за 2017-2018 гг.
Конкуренция - это состязание между субъектами экономики, которое заключается в борьбе за рынки сбыта товаров для получения более высокой прибыли. Конкуренция является одним из самых действующих механизмов регулирования рыночной экономики, а также цивилизованной и легализованной формой борьбы за существование. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных отношений.
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, необходимо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества.
Выделяют несколько факторов роста конкурентоспособности предприятия:
• внедрение инновационной политики фирмы;
• наличие квалифицированных трудовых ресурсов
• слаженная система управления качеством на предприятии
• постоянное улучшения продукции поставляемой, как на внутренний рынок, так и стремление увеличения поставок на международный рынок.
В первой части были рассмотрены теоретические и методологические аспекты по повышению конкурентоспособности предприятия.
В результате проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТД «Лазурит» вовторой части дипломной работы можно отметить следующее:
1) На ООО ТД «Лазурит» наблюдается увеличение выручки на 21,96%, что свидетельствует о существенном повышении интенсивности использования авансированных средств. Однако значительное снижение прибыли отражает ухудшение эффективности их использования в части генерации прибыли. Итак, предприятие имеет в отчетном году увеличение выручки при увеличении прибыли, что позволяет говорить о повышении уровня деловой активности;
2) Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа, предприятие располагает еще достаточными резервами улучшения своего финансового состояния. Для этого ему следует более оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, изменяя в соответствие с его требованиями ценовую политику; ускорить оборачиваемость капитала за счет сокращения периода инкассации дебиторской задолженности. Все это, позволит увеличить прибыль, пополнить собственный оборотный капитал, и достичь более оптимальной финансовой структуры рынка.
Таким образом, подчеркнем, что предприятие на рынке держит свою позицию довольно долго и успешно, тем не менее необходимо помнить о конкурентах, которые также расширяют свои возможности и производство.
Для более четкого понимания в каком положении среди конкурентов находится ООО «ТД «Лазурит» были проведены сравнительные характеристики анализируемого предприятия и его конкурентов. Необходимо подчеркнуть, что несмотря на качественную продукцию, на рынке есть конкуренты готовые предложить более низкую цены, а как говорится спрос рождает предложение.
Предложенные в третьей главе дипломной работы мероприятия по повышению конкурентоспособности помогут не только удержать марку в дальнейшем, расширить производство, но увеличить спрос на новую линейку мебели за счет ее небольшой ценовой политики, но в то же время хорошего качества. Также росту конкурентоспособности поможет хорошо продуманная стратегия маркетинга, которая также предложена в третьей главе диплома.
1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]: принята
всенародным голосованием 12.12.1993 ред. от 21.07.2014. // Справочная
правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 12.05.2020. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2015. - 432 с.
4. Агарков, А. П. Экономика и управление предприятия: учебник для вузов / А. П. Агарков - М.: «Дашков и К», 2016. - 400с.
5. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы: учебное пособие / Г. Л. Азоева, А. П. Челенкова. - М.: ОАО «Новости», 2015. - 256 с.
6. Алексеева М.С. Адаптационный механизм как вид организационноэкономического механизма для развития и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий / М.С.Алексеева, М.В.Тихонова // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. - 2016. - N 2. - С.18-22.
7. Андрианов, В. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. Андрианов // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - №3. - С. 47-57.
8. Басакова, О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: «Дашков и К», 2015. - 372 с.
9. Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения
конкурентоспособности предприятий / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 3. - С. 31-34.
10. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 381 с.
11. Варламова, Т. П. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. - Москва: «Дашков и К», 2015. - 302 с.
12. Габибова, М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия /М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки- Веди, 2015. - С. 85-87.
13. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации, учебное пособие / под ред. А. С. Головачева - Минск: Высш. шк., 2015. - 319 с.
14. Казакова, Н.А. Современный стратегический анализ: учебник / Н.А. Казакова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 500 с.
15. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций: Практикум / В.В. Квасникова. - Инфра-М, Новое знание, 2016. - 192с....30