Только Word
Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы изучения телесно-ориентированной терапии как 9 метода коррекции агрессивности подростков, находящихся в социальноопасном положении
1.1 Подходы к изучению понятия «агрессивность» в зарубежной и
отечественной психологии 9
1.2. Психологические особенности подростков, находящихся в социально-опасном положении 17
1.3 Возможности коррекции агрессивности подростков посредством телесно-ориентированной терапии 21
2. Экспериментальное изучение агрессивности подростков, находящихся в социально-опасном положении и возможностей ее коррекции методом телесно-ориентированной терапии 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
2.3 Комплекс упражнений по телесно-ориентированной терапии,
направленный на снижение агрессивности подростков, находящихся в социально-опасном положении 38
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента по методике 54 «Несуществующее животное» М. 3. Дукаревич
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента по методике 55 «Тест агрессивности» опросник Л.Г. Почебут
Приложение В Результаты констатирующего эксперимента по методике 5^ «Уровень агрессивности подростка», Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко...
Актуальность исследования. Изучение проблемы агрессивности уже много лет выступает одним из приоритетных направлений развития зарубежной психологической науки. По понятным социальным причинам растет интерес к данной проблематике и среди психологов постсоветских стран.
Изменения в современном обществе привели ко многим проблемам в развитии детей, наиболее важной из которых является агрессивное поведение подростков. В последнее время стабильно количество учеников старших классов, чье поведение не соответствует моральным и правовым нормам. Эта социальная ориентация связана в основном с общим социальным напряжением.
В наше время прослеживается тенденция к увеличению числа агрессивных подростков, которые находятся в социально - опасном положении. Это происходит в связи с ростом неблагополучных семей, нарушением отношений между детьми и родителями и негативным влиянием средств массовой информации.
Д.В. Жуина отмечает, что половое созревание является одним из самых сложных периодов развития человека. Этот период начинается между 11 и 12 годами и длится от 16 до 17 лет. Несмотря на непродолжительность, он практически определяет будущую жизнь человека практически во всем. В этом возрасте преобладают формирование характера и другие черты личности.
В это время начинается самоопределение жизни, строятся планы на будущее. Отсюда поиск «я» и «экспериментирование» себя в разных социальных ролях. Подросток еще не может полностью отделить положительное от отрицательного, поэтому любое внешнее влияние может заставить его совершить то или иное действие.
Кроме того, как отметил С.И. Сторожук [44], чтобы привлечь внимание к агрессивным реакциям детей и провести работу по их дифференцированной коррекции, это необходимо уже в подростковом возрасте, когда эти реакции еще не приобрели стабильного и закрепленного характера.
Для коррекции агрессивности подростков используется множество упражнений, техник и методов. В рамках нашего исследования, хотелось сосредоточиться на телесно-ориентированной терапии.
Эффективность данного метода заключается в том, применение упражнений телесно-ориентированной терапии выработает у подростка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать свои агрессивные реакции. Так же применение данного метода научит подростка понимать переживания, состояния и интересы других людей.
Цель исследования - изучение возможностей телесно-ориентированной терапии как метода коррекции агрессивности у подростков, находящихся в социально-опасном положении.
Объект исследования - телесно-ориентированная терапия как метод коррекции.
Предмет исследования - телесно-ориентированная терапия как метод коррекции агрессивности подростков, находящихся в социально-опасном положении.
Чтобы достичь цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и рассмотреть подходы к изучению понятия «агрессивность» в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучить психологические особенности подростков, находящихся в социально-опасном положении.
3. Проанализировать возможности телесно-ориентированной терапии для коррекции агрессивности подростков, находящихся в социальноопасном положении.
4. Экспериментально выявить уровень агрессивности у подростков, находящихся в социально-опасном положении и на основании полученных результатов подобрать комплекс упражнений по телесно-ориентированной терапии, направленный на снижение агрессивности подростков....
На основании проведенного теоретического исследования делаем следующие выводы:
Некоторые зарубежные исследователи ассоциируют агрессию с инстинктивными механизмами, другие рассматривают ее как реакцию на фрустрацию, третьи под агрессией понимают результат социального обучения. Но основная суть заключается в том, что агрессия является результатом врожденных и инстинктивных факторов. Как следствие, это приводит к выводу, что практически невозможно устранить проявление агрессии.
Отечественные ученые рассматривают «агрессивность» как: устойчивую особенность, обуславливающую последовательность и постоянство определенных моделей поведения, комплексное свойство системы личности.
Также «агрессивность» рассматривается как главная
характерологическая, типологическая характеристика, черта, обобщенная характеристика поведения личности; избирательная ориентация человека на определенный вид деятельности; реакция личности на изменения во внутренней или внешней среде; характеристика личностных состояний, отражающих всю уникальность хода психических процессов в тесной связи с личностными чертами.
Выяснилось, что подростки социально-опасного положения находятся в остром психологическом и эмоциональном состоянии. Их проблемы с поведением вызваны высоким уровнем страха и беспокойства, высоким уровнем агрессии (аутоагрессия) и эмоциональной и сенсорной депривации, а также высоким уровнем вины и обиды. Отсюда и негативное отношение к себе, несоответствие образа себя и недостаточная самооценка.
Анализ литературы свидетельствует, что проблема агрессивности наиболее характерна для подростков, находящихся в социально-опасном положении и требует своевременной психологической коррекции. Мы предполагаем, что одним из наиболее эффективных методов коррекции агрессивности подростка выступает телесно-ориентированная терапия.
Телесно-ориентированная психотерапия — это группа методов психотерапии, направленных на изучение тела, реализацию телесных чувств пациента, изучение того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных физических условиях, и обучение реалистичным способам устранения неисправности в этой области.
По результатам экспериментального исследования было выявлено, что у большинства детей подросткового возраста, находящихся в социально- опасном положении выявлен высокий уровень агрессивности. Данные потверждаются и со стороны учителей. У большинства детей (40%), принявших участие в тестировании, по мнению педагогов, выявлен средний уровень агрессивности. Учителя отмечают в поведении подростков такие проявления агрессивности как стремление к вербальной агрессии, что находит свое выражение в оскроблении других людей. Так же повышено стремление к экспрессивной агрессии, которая выражается с помощью невербальных средств (мимики, интонации, жестов и прочее). Эти подростки проявляют агрессивные действия в основном в случаях самозащиты и в острых эмоциональных ситуациях.
Кроме того, 30% испытуемых продемонстрировали повышенный и высокий уровень агрессивности. Одной из причин такого поведения может быть враждебное отношение к людям, преподавателям и сверстникам. Так же у этих подростков отмечается недоверие к взрослым и склонность в физической агрессии, которая проявляется в использовании физической силы против других людей. Подростки, продемонстрировавшие повышенный уровень раздражительности в своем поведени проявляют грубость по любому поводу, становятся резким и вспыльчивым.
В связи с тем, что практически не обнаружено подростков с низким уровнем агрессивности, со всеми подростками необходимо проводить
коррекционно - развивающие мероприятия. Наиболее эффективным методом коррекционного воздействия считаем телесно-ориентированную терапию. Важными составляющими при коррекции агрессивности подростка посредством телесно-ориентированной терапии выступают
коммуникативные упражнения.
Для того, чтобы целенаправленно воздействовать на уровень агрессивности подростков и проводить эффективную коррекцию, был разработан комплекс упражнений телесно-ориентированной терапии, который может быть использован в практике учебно-воспитательного процесса образовательной организации.
1. Атланов, Д. Ю. Философский подход к телесно-ориентированной терапии / Д. Ю. Атланов // Вестник психофизиологии. - 2018. - 160 с.
2. Бабаев, Т. М. Основные теоретические подходы к изучению агрессивности и агрессии в отечественной и зарубежной психологии / Т. М. Бабаев, А. М. Калинова // Высшая школа : опыт, проблемы, перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. - 2015. - С. 631-638.
3. Баскаков, В. Ю. Свободное тело : хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и психотехнике / В. Ю. Баскаков. - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 224 с.
4. Бацунов, С. Н. Применение элементов телесно-ориентированной терапии в тренировочном процессе для снижения агрессивности подростков / С. Н. Бацунов, Н. А. Александрова, Е. Г. Цапов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4, № 3. - С. 124-129.
5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - Санкт-Петербург : Прайм Еврознак, 2001. - 512 с.
6. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2012. - 527 с.
7. Буков, Ю. А. Здоровьесберегающие технологии и методы телесно-ориентированной терапии на уроках физического воспитания учащихся специальной медицинской группы / Ю. А. Буков, Н. Г. Георгиева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6. (124). - С. 31-36.
8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - 2-е изд. - Санкт- Петербург : Питер, 2014. - 416 с.
9. Вострокнутов, Н. В. Агрессивное поведение детей и подростков и социально-психологическая личностная деформация / Н. В. Вострокнутов // Дети России: насилие и защита : материалы Всерос. науч-практ. конф., Москва, 1-3 октября 1997 г. - 1997. - С. 100-108.
10. Георгиева, Н. Г. Коррекция нейромышечных механизмов. Формирование двигательных навыков и интеллекта. Часть 1. / Н. Г. Георгиева, С. Е. Георгиев. - Симферополь, 2015. - 84 с.
11. Георгиева, Н. Г. Повышение функциональных резервов организма подростков методами телесно-ориентированной терапии на уроках физической культуры специальной медицинской группы / Н. Г. Георгиева // Адаптивная физическая культура и санаторно-курортная реабилитация: инновационные технологии и приоритеты развития : сб. ст. по материалам Всерос. науч.- практ. конф. 19-21 аир. 2017. - Симферополь, 2017. - С 73-78.
12. Громова, А. Л. Использование методов телесной терапии в психокоррекции агрессивного поведения школьника [Электронный ресурс] / А. Л. Громова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - № 15 (33). - Режим доступа : http://meridian-joumal.ru/site/article?id=2176&pdf=E
13. Джабраилова, М. М. Основные теоретические подходы к изучению тревожности и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии / М. М. Джабраилова // Конструктивизм в психологии и педагогике : сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 10-15.
14. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н. Ф. Дивицына. - Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2014. - 351 с.
15. Доркас, Н. М. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков в Центральной Кении / Н. М. Доркас, Д. А. Малик, X. М. Кут // Детская психиатрия и развитие человека. - 2018. - № 49 (4). - С. 659671....54