Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 8
1.1 Анализ понятия «коммуникативные умения» детей старшего
дошкольного возраста в психолого педагогическом контексте 8
1.2 Особенности формирования коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3 Потенциал образовательной области «социально-коммуникативное
развитие» в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 18
2 Опытно экспериментальная работа по формированию коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста в НОД по социально - коммуникативному развитию 26
2.1 Диагностика сформированности коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 26
2.2 Система работы педагога по формированию коммуникативных умений
детей старшего дошкольного возраста в НОД по социально - коммуникативному развитию 30
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложение А 43
Концепция модернизации современного образования определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу образовательной политики. В ней подчеркивается необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и формирование индивидуальных, творческих способностей детей.
На этапе дошкольного возраста закладываются все основы социального, эмоционального, волевого и познавательного развития. Происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник отражает опыт самоутверждения, познает радость удач, горечь разочарований и начинает осознавать свои интересы. О важности обеспечения обновления содержания образования, а также внедрении новых средств и методов обучения и воспитания, образовательных технологий в сфере дошкольного образования сказано в муниципальной программе «Развитие образования в Красноярском крае на 2023 год и плановый период 2023 - 2025 годов [37].
Формирование коммуникативных умений дошкольников - актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей в будущем, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Современному обществу требуются, прежде всего, активные творческие люди. Поэтому на первый план выдвигаются задачи развития у каждого ребенка интеллектуальных, творческих способностей во всех видах деятельности.
В методологическую основу нашего исследования, в этой связи, были положены идеи Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина о развитии способности дошкольников к общению [10], [15], [43].
Ими определена взаимосвязь речевого развития и обогащения
сознания ребенка через коммуникационные процессы, при этом общение
4
играет решающую роль не только в обогащении содержания развития человека, но и определяет опосредованно строение специфических психических процессов.
В связи с актуальностью данной проблемы была определена
следующая логика исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность НОД по социально-коммуникативному развитию в формировании коммуникативных умений дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование НОД по социально
коммуникативному развитию в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить потенциал образовательной области «социальнокоммуникативное развитие» в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
5. Описать систему работы педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в НОД по социально-коммуникативному развитию.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования, метод обобщения педагогического опыта, реферирование, тезирование, методы количественной и качественной обработки данных....
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Мы проанализировали понятие «коммуникативные умения дошкольников» и опираемся в нашем исследовании на определение А. Г. Асмолова, который считает, что это осознанные коммуникативные действия на основе знания структурных компонентов коммуникативной деятельности и их способность включения в коммуникативную деятельность. Это освоенные дошкольниками способы выполнения действий в процессе общения, обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информативной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.
Мы охарактеризовали особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и, на наш взгляд, они заключаются в том, что в данном возрасте дошкольники способны к коммуникативной деятельности не только в привычных, но и в незнакомых ситуациях общения; в этом возрасте дети уже способны к продуктивному сотрудничеству, также им свойственно преобладание инициативных высказываний над ответными.
Мы определили потенциал образовательной области «социальнокоммуникативное развитие» в формировании коммуникативных умений и считаем, что в ходе непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию у старших дошкольников происходит не просто усвоение ими культурных ценностей, а становление собственного отношения к ним, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения. Соответственно, организация непосредственно образовательной
деятельности по социально-коммуникативному развитию является совокупностью всех социальных процессов, благодаря которым ребенок
воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества.
Мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в НОД по социально-коммуникативному развитию.
На констатирующем этапе мы увидели, что большинство детей, это те дети, которые продемонстрировали низкий показатель сформированности коммуникативных умений, их в группе 8 человек и дети со средним уровнем, их оказалось 9 дошкольников в группе занимают пассивную позицию в общении, редко сами проявляют инициативу в установлении контакта со сверстниками. Лишь малое количество наблюдаемых детей, это три дошкольника с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, способны выступать инициаторами общения. Также мы отметили, что наблюдаемой группе дошкольников не свойственно проявление ярких эмоций, выражающихся в невербальных проявлениях и соответствующей интонационной окраске речи.
На формирующем этапе работы мы использовал коммуникативные упражнения, например: «Эхо», «Глухой телефон», «Саша говорит» и другие, мы использовали коммуникативные проблемно-игровые ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов. Мы проводили также сюжетно-ролевые и театрализованные игры,
дидактические игры и игры с правилами социального содержания.
Также мы проводили экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, игры -путешествия по родной стране, городу. Использовали мы и чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей).
В апреле 2023 года нами была проведена повторная диагностика, по результатам которой мы увидели, что показатели сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста возросли.
36
В частности, дошкольников с низким уровнем стало на 6 человек меньше, и составило всего два дошкольника, детей со средним уровнем стало 15, дошкольников, которые показали высокий уровень сформированности коммуникативных умений, так и осталось три человека. Данная динамика позволила нам убедиться в результативности формирующего этапа нашего исследования.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Просвещение, 2006. - 290 с.
2. Атемаскина, Ю. В. Современные образовательные технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. - Москва : Детство-пресс, 2021. - 112 с.
3. Баранова, Э. А. Познавательные интересы дошкольников / Э. А. Баранова. - Чебоксары, 2019 - 33 с.
4. Битинас, Б. Процесс воспитания: приобщение к ценностям / Б. Битинас. - Москва : Просвещение, 2018. - 329 с.
5. Битянова, М. Л. Личность педагога как инструмент воспитания / М. Л. Битянова // Школьный психолог. - 2021. - №17. - С.26 - 32.
6. Большой энциклопедический словарь под редакцией
А. М. Прохорова. / А. М. Прохоров. - Москва : Советская Энциклопедия, 1990 - 632 с.
7. Будивский, О. Д. Освоение социально-коммуникативных навыков старшими дошкольниками в условиях образовательной организации / О. Д. Будивский // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70 - 4. - С. 50 - 52.
8. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова - Москва : Мозаика - Синтез, 2020.- 256 с.
9. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - Москва : Айрис-пресс, 2017. - 208 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк : книга для учителя / Л. С. Выготский. - Москва : 1997.- 179 с.
11. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев. - Москва : Сентябрь, 2016. - 36 с.
12. Дьюи Джон, от ребенка - к миру, от мира - к ребенку Дж. Дьюи.- Москва : Карапуз, 2016. - 348 с.
13. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. - Москва : Просвещение, 2017. - 220 с.
14. Журавлева, С. С. Формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах / С. С. Журавлева // Современный детский сад. - 2022. - № 6. - С. 34 - 36.
15. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина. - Москва : Просвещение, 1984. - 328 с....44