ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИННОВАЦИЙ В
ТУРИЗМЕ 6
1.1 Инновации в туризме: сущность, подходы к определению 6
1.2 Разновидности и функции инноваций в туризме 14
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИЙ В
ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА 27
2.1. Состояние практического использования инноваций в туристских
предприятиях г. Екатеринбурга 27
2.2. Проблемы развития инноваций в туристских предприятиях г.
Екатеринбурга 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Программа и инструмент исследования 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Бланк интервью 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Список информантов 59
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на сегодняшний день инновационная деятельность является необходимой во многих сферах предпринимательства. Исключением не является и туристическая отрасль.
Стремительно развивающаяся индустрия туризма, используя очевидные, лежащие на поверхности резервы развития, нуждается в новом импульсе, в поиске инноваций для обоснования своих позиций в конкурентной борьбе. Способность заинтересовать путешественников своей деятельностью является гарантией стабильного дохода и развития бизнеса. Возможно это, лишь применяя инновации, которые выделят компанию среди других.
Масштабы и динамика изменений в инновационной деятельности определили необходимость исследования, систематизации и упорядочения научных знаний в данной области. Инновации в туризме приносят новые идеи, услуги и продукты на рынок, что позволяет сервису и уровню предложения переходить на более высокую ступень развития.
Однако в посткризисных условиях совокупность таких факторов, как неблагоприятное воздействие макроэкономических шоков, усиление потока финансовых рисков, дефицит собственных финансовых ресурсов формирует низкую инновационную активность в сфере услуг Российской Федерации. Вследствие этого возникает теоретическая и практическая проблема выбора оптимальных механизмов управления инновационным развитием сферы услуг, направленных на производство инноваций, т.е. новых технических разработок, новых технологий, новых решений и новых методов управления протекающими в экономике процессами.
Степень разработанности проблемы. Исходные положения методики и методологии исследования инновационной проблематики представлены в работах авторах: А. Ю. Александрова, А. А. Алексеев, Н. Ю. Веселова, И. В. Гончарова, Т. П. Розанова, М. А. Морозов, Н. С. Морозова, О. В.
Долженкова, М. В. Горшенина, А. М. Ковалева, И. Ф. Игнатьева, М. В. Калитвинцева, А. Л. Ломакин, В. Г. Нейман, В. А. Лукашевич, Б. Е. Лужанский, Л. А. Лысакова, Е. Л. Писаревский, Е. Н. Резниченко, Р. Н. Ушаков, Э. А. Уткина, М. А. Федотова, А. М. Камалов, А. Д. Чудновский, Н.В. Королев, Й. Шумпетер, В. Е. Яковенко, А. А. Грицанов, Е. Е. Коновалова, А. А. Силаева, Л. Р. Маклашина, К. В. Сачко.
Объектом дипломной работы являются инновации в туризме.
Предметом исследования выступают проблемы развития инновации в туризме.
Цель работы проанализировать проблемы развития инновации в туризме.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность инновации, подходы к их определению
2. Проанализировать основные разновидности и функции инновации в туризме
3. Проанализировать состояние практического использования инновации в туристских предприятиях города Екатеринбурга
4. Проанализировать и рассмотреть проблемы внедрения инновации на туристских предприятиях города Екатеринбурга
Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы туристскими фирмами для разработки и реализации планов по внедрению инновационных продуктов и услуг. Также данные дипломной работы могут использоваться в учебных целях.
Эмпирической базой исследования: выступают результаты самостоятельно проведенного автором. Исследование проводилось в декабре-январе 2017 года, методом интервью. В ходе исследования проинтервьюированно 10 респондентов руководителей туристских фирм, ведущих менеджеров города Екатеринбурга.
В качестве вторичных источников использовались статистические данные, информация с сайтов, статей и справочников в поисковых системах.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, мы пришли к следующим выводам:
В настоящее время пока не сформировалось единого определения инновации в туризме. Проведя анализ, мы придерживается мнения, что инновации представляют собой создание, разработка новых туристических проектов, маршрутов и т. д., внедрение которых позволит увеличить занятость населения, рост его доходов. Изучение закономерностей и тенденций комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими - это методологическая сложная проблема в туризме.
В качестве ключевых функций инноваций можно выделить стимулирующие, инвестиционные, воспроизводственные.
В качестве ключевой классификаций инноваций по критерию носителя инновационного процесса в сфере туризма можно выделить: группа продуктовых инноваций; группа технологических инноваций; группа управленческих инноваций.
Выделяют три основных направления развития инновационной деятельность в области туризма: внедрение организационных инноваций; внедрение маркетинговых инноваций; внедрение инновационных продуктов.
Таким образом, роль инновации такова, что она дает возможность предприятию развиваться как в плане капитала, так и в закреплении на туристическом рынке.
В ходе исследования нами было выявлено, что практически инновации понимаются как внедрение нового, еще отсутствующего но имеющее перспективы развития, новые направления, оригинальный способ продвижения, нововведения. Таким образом, можно сделать вывод что инноваций в туристских предприятиях это нововведение туристических маршрутов, качества услуг, проектов, стандартов управления персоналом. Инноваций это всё что можно внедрить, разработать и развить для большей эффективности и качества работы, привлечения новых клиентов, повышения прибыли туристских предприятий.
В качестве используемых инноваций применяются, технологические инновации, мультимедиа, виртуальные коммуникации, электронные памятки, онлайн-коммуникаций с клиентами, он-лайн помощь в бронировании тура он-лайн туры, маркетинговой инновации, помощь в оформлении визы в Россию, тематические и экстремальные туры.
В ходе исследования, нами были выявлены следующие проблемы по внедрению инноваций: финансовые, управленческие, организационные, с которыми сталкиваются предприятия в ходе практической деятельности.
Успешная работа финансового механизма невозможна без ее профессиональной организации. С этой целью на туристском предприятии создается финансовая служба. Развитие туристского бизнеса постоянно сопряжено с высокой степенью риска, поэтому нужно принимать решения в условиях нестабильности и неопределенности, оценивать степень риска.
Проблемы управленческого характера можно решить, нововведением специальных тренингов, для повышения квалификации сотрудников. Так же можно разработать поощряющую систему, при которой сотрудник который внедрит какую либо инновацию в предприятий сможет в дальнейшем получать процент от прибыли при успешном спросе на эту инновацию. Нужно заинтересовать сотрудников к развитию, чего то нового, чтобы сотрудники видели перспективы этого развития.
Для решения организационных проблем, необходимо сотрудничество турагентств на почве внедрения инноваций в рамках создания инновационного инфоресурса. Здесь уже необходимо задействовать и собственных аналитиков, и региональных туроператоров, которые специализируются на внутреннем туризме в рамках конкретного города или региона, и рекламные агентства, и государственные ресурсы, в т. ч. ресурсы системы образования.
Таким образом, данные проблемы выявленные в ходе исследования, составляют не весь список проблем, которые препятствуют внедрению инновации в туризме. Но даже они представляют весьма серьезную угрозу для процесса развития инновационной деятельности в туристских предприятиях. Однако сегодня принимаются успешные действия по ликвидации рассмотренных проблем или сведению к минимуму их влияния.
Все обследованные компании продемонстрировали высокий уровень способности самостоятельно решать проблемы, связанные с введением инноваций. Как правило, в качестве типовой проблемы этого рода рассматривается исследование востребованности туристических услуг у жителей своего региона и внесение предложений по внедрению актуальных инноваций из имеющегося спектра в компании.
Все способности самостоятельно решать проблемы, безусловно, оказывают положительное воздействие на развитие инновационной деятельности. Не смотря на это, создавшаяся ситуация требует серьезных мер для решения рассмотренных проблем, все тенденции решения проблем находятся в начале пути своего развития и требуют эффективной поддержки и тщательного контроля со стороны руководителей и менеджеров туристских предприятий.
Данные исследования могут быть использованы туристскими предприятиями для разработки и реализации планов по внедрению инновационных продуктов и услуг. Также данные дипломной работы могут использоваться в учебных целях.
Данная проблемы в дальнейшем так же может изучаться при помощи исследований, методом исследования может выступать интервью или анкетирование для сбора экспертного мнения, или может быть порекомендовать использовать опыт коллег.
1. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии. 2013. № 2(60). С. 162 - 164.
2. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю Александрова. Москва: КноРуос, 2016. 460 с.
3. Алексеев А. А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Алексеев. Москва: Юрайт, 2015. 247 с.
4. Веселова Н. Ю. Организация туристской деятельности: Учебное пособие для бакалавров / Н. Ю. Веселова. Москва: Дашков и К, 2015. 528 с.
5. Гончарова И. В. Маркетинг туризма: учебное пособие / И.В. Гончарова, Т. П. Розанова, М. А. Морозов, Н. С. Морозова. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 224 с.
6. Долженкова О. В., Горшенина М. В., Ковалева А. М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 208 -210.
7. Игнатьева И. Ф. Организация туристской деятельности: Учебное пособие / И. Ф. Игнатьева. Санкт - Петербург: Питер, 2015. 448 с.
8. Калитвинцева М. В. Теоретические основы инновационной деятельности в туризме // Экономика и современный менеджмент. 2013. № 10, вып.1(193). С. 152 - 156.
9. Лапшов В. В. Интегрированная система инновационного аудита «ИСИА» // Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России. Тез. докл. I-й междунар. конференции 25-26 ноября 2008 г. / ред. В. В. Лапшова. Москва, 2013. 304 с.
10. Ломакин А. Л. Применение инноваций в высшем профессиональном образовании: Научно-методическое пособие / А. Л. Ломакин., В. Г. Нейман. Москва: МЭЛИ, 2014, 362 с.
11. Лукашевич В. А. Адаптивная кинезитерапия: технические инновации / В. А. Лукашевич // Доклады Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. 2016. № 7(101). С. 11 - 15.
12. Лужанский Б. Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями / Б. Е. Лужанский // Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России: сб. статей: Москва, 2014. №8(13). С 45 - 56.
13. Лысакова Л. А. Tourismus. Туризм: Учебник / Л. А. Лысакова. Москва: МПСИ, 2015. 296 с.
14. Писаревский Е. Л. Основы туризма: учебник / Е. Л. Писаревский. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384 с.
15. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг. Москва: ИНФРА-М, 2017. 584 с...36