Развитие гибкости у обучающихся 9-10 лет на уроках гимнастики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИБКОСТИ КАК
ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 6
1.1. Гибкость, ее разновидности и факторы, влияющие на ее развитие 6
1.2. Средства и методы развития гибкости 14
1.3. Методические аспекты развития гибкости 20
1.4. Сенситивные периоды развития гибкости 26
1.5. Способы и методы измерения гибкости 32
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Методы исследования 38
2.2. Организация исследования 43
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 - 10 ЛЕТ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 48
3.1. Комплекс упражнений для развития гибкости у обучающихся 9 - 10 лет 48
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 53
ВЫВОДЫ 56
Список используемой литературы 57
Приложение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИБКОСТИ КАК
ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 6
1.1. Гибкость, ее разновидности и факторы, влияющие на ее развитие 6
1.2. Средства и методы развития гибкости 14
1.3. Методические аспекты развития гибкости 20
1.4. Сенситивные периоды развития гибкости 26
1.5. Способы и методы измерения гибкости 32
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Методы исследования 38
2.2. Организация исследования 43
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 - 10 ЛЕТ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 48
3.1. Комплекс упражнений для развития гибкости у обучающихся 9 - 10 лет 48
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 53
ВЫВОДЫ 56
Список используемой литературы 57
Приложение
Деятельность человека на производстве, спорте и вообще в жизни требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных и приобретенных психологических и морфофункциональных возможностей организма. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. К таким физическим качествам относится и гибкость.
Такое качество как гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, ловкости, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т. д.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственными факторами действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположений звеньев тела. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размах) сгибаний и разгибаний и других движений. Движение человека производится благодаря подвижности в суставах.
В некоторых суставах — плечевом, тазобедренном — человек обладает большой подвижностью, в других — коленном, лучезапястном, голеностопном — амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. Во многих движения гибкость играет решающую роль. Но, многие занимающиеся недооценивают значение гибкости в своей физкультурной и спортивной деятельности. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью разработки наиболее эффективных средств развития гибкости школьников 9-10 лет на основе тщательного изучения особенностей развития гибкости у младших школьников.
Цель работы: обоснование, разработка средств для развития гибкости у детей 9-10 лет и проверка их эффективности в педагогическом эксперименте.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс развития гибкости обучающихся 9-10 лет
Предмет исследования: средства развития гибкости у обучающихся 9-10 лет на уроках гимнастики.
Предварительный анализ научно-методической литературы и практики по проблеме исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: предположим, что применение разработанных средств для обучающихся 9-10 лет, позволит повысить уровень развития гибкости.
В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой в работе определены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
2) Разработать средства для развития гибкости детей 9-10 лет.
3) Выявить эффективность разработанных средств для развития гибкости обучающихся 9-10 лет.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения результатов исследования на уроках физической культуры, а также при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Такое качество как гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, ловкости, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т. д.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственными факторами действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположений звеньев тела. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размах) сгибаний и разгибаний и других движений. Движение человека производится благодаря подвижности в суставах.
В некоторых суставах — плечевом, тазобедренном — человек обладает большой подвижностью, в других — коленном, лучезапястном, голеностопном — амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. Во многих движения гибкость играет решающую роль. Но, многие занимающиеся недооценивают значение гибкости в своей физкультурной и спортивной деятельности. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью разработки наиболее эффективных средств развития гибкости школьников 9-10 лет на основе тщательного изучения особенностей развития гибкости у младших школьников.
Цель работы: обоснование, разработка средств для развития гибкости у детей 9-10 лет и проверка их эффективности в педагогическом эксперименте.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс развития гибкости обучающихся 9-10 лет
Предмет исследования: средства развития гибкости у обучающихся 9-10 лет на уроках гимнастики.
Предварительный анализ научно-методической литературы и практики по проблеме исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: предположим, что применение разработанных средств для обучающихся 9-10 лет, позволит повысить уровень развития гибкости.
В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой в работе определены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
2) Разработать средства для развития гибкости детей 9-10 лет.
3) Выявить эффективность разработанных средств для развития гибкости обучающихся 9-10 лет.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения результатов исследования на уроках физической культуры, а также при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
В результате проведенной нами работы, можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей 9-10 лет имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 - 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а для активной - 10 - 14 лет. Литературные данные показали, что для развития гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
2. Разработан комплекс упражнений для развития гибкости с применением стретчинга с оптимальной дозировкой нагрузок и пропорций в использовании упражнений на растягивание.
3. В результате математической обработки данных было выявлено, что применение разработанного комплекса упражнений повышает уровень развития гибкости у обучающихся 9- 10 лет. Прирост уровня развития гибкости за период эксперимента в контрольной группе, рассчитанного по тесту «Наклон вперед» составил 0,93 см, а в экспериментальной группе 2,73 см. Прирост уровня развития гибкости за период эксперимента в контрольной группе, рассчитанного по тесту «Продольный шпагат» составил 4 градуса, а в экспериментальной группе 16,4 градуса.
Высокий прирост показателей гибкости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой объясняется влиянием разработанных средств, с применением стретчинга для развития гибкости. Различия между полученными в эксперименте средними статистическими значениями достоверны.
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей 9-10 лет имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 - 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а для активной - 10 - 14 лет. Литературные данные показали, что для развития гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
2. Разработан комплекс упражнений для развития гибкости с применением стретчинга с оптимальной дозировкой нагрузок и пропорций в использовании упражнений на растягивание.
3. В результате математической обработки данных было выявлено, что применение разработанного комплекса упражнений повышает уровень развития гибкости у обучающихся 9- 10 лет. Прирост уровня развития гибкости за период эксперимента в контрольной группе, рассчитанного по тесту «Наклон вперед» составил 0,93 см, а в экспериментальной группе 2,73 см. Прирост уровня развития гибкости за период эксперимента в контрольной группе, рассчитанного по тесту «Продольный шпагат» составил 4 градуса, а в экспериментальной группе 16,4 градуса.
Высокий прирост показателей гибкости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой объясняется влиянием разработанных средств, с применением стретчинга для развития гибкости. Различия между полученными в эксперименте средними статистическими значениями достоверны.
Подобные работы
- Развитие гибкости у обучающихся 9-10 лет на уроках гимнастики
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2024 - Развитие гибкости у обучающихся 13-14 лет на уроках физической культуры средствами стретчинга
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Подвижные игры как средство развития гибкости у обучающихся 7-9 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Развитие силы обучающихся 11-13 лет на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Подвижные игры как средство развития гибкости у обучающихся 7-8 лет на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2024 - Развитие гибкости у обучающихся 3-х классов на уроках физической культуры средствами спортивной акробатики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Развитие гибкости у обучающихся младших классов на занятиях по ритмике во внеурочное время
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020



