Мониторинг сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 9
1.1. Анализ существующих подходов к оцениванию достижений обучающихся
с умственной отсталостью 9
1.2. Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
сформированности умения определять наличие звука в слове 19
Выводы по 1 главе 28
Глава II. Констатирующий эксперимент по уточнению требований к содержанию и процедуре мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью в
интерактивной среде 29
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Содержание и процедура мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью в
интерактивной среде 42
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения 58
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 9
1.1. Анализ существующих подходов к оцениванию достижений обучающихся
с умственной отсталостью 9
1.2. Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
сформированности умения определять наличие звука в слове 19
Выводы по 1 главе 28
Глава II. Констатирующий эксперимент по уточнению требований к содержанию и процедуре мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью в
интерактивной среде 29
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Содержание и процедура мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью в
интерактивной среде 42
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения 58
Актуальность. В настоящее время большинство исследователей, занимающихся проблемами обучения грамоте детей с нарушениями интеллекта, отмечают, что эта группа испытывает трудности с овладением навыками языкового анализа. Исходя из этого, для развития навыков языкового анализа у детей с умственной отсталостью необходимы специальные подходы. В связи с этим развитие этих умений, которые являются основой овладения грамотой, требует последовательной и поэтапной работы. Необходимо оценить результаты работы педагогов, но, учитывая работу с детьми с нарушениями интеллекта, особенно сложно обрабатывать полученные результаты, поскольку эти дети имеют минимальный успех в обучении за разные временные промежутки. В настоящее время обучающиеся с умственной отсталостью включены в образовательный процесс. При этом обучение грамоте на основе звукового аналитико-синтетического метода предусмотрено в рамках овладения учебного предмета «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью по варианту 1 адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), а также это доступно ряду обучающихся с умеренной умственной отсталостью, осваивающих программу по 2 варианту АООП в рамках предмета «Речь и альтернативная коммуникация». При этом основой для овладения грамотой является сформированность навыков звукового анализа.
Важность оценивания учебных достижений прописана в нормативных документах. Нужно отметить необходимость регулярного отслеживания результатов обучения детей с интеллектуальными нарушениями с целью впоследствии внести коррективы в учебный план.
В вопросах диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями довольно часто применяются такие методы как:
- метод экспертной оценки;
• метод чтения вслух;
• метод наблюдения;
• метод психолого-педагогического эксперимента.
Так как ряд детей с отсутствием речи или с очень выраженными нарушениями фонетико-фонематического оформления, моторной реализации высказывания, метод чтения вслух не всегда может быть приемлем.
Вышеуказанные подходы имеют ряд преимуществ (возможность количественно-качественного анализа, комплексность, выявление причин и структуры нарушения), но вместе с этим имеют существенный недостаток, которым является субъективность.
...
Важность оценивания учебных достижений прописана в нормативных документах. Нужно отметить необходимость регулярного отслеживания результатов обучения детей с интеллектуальными нарушениями с целью впоследствии внести коррективы в учебный план.
В вопросах диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями довольно часто применяются такие методы как:
- метод экспертной оценки;
• метод чтения вслух;
• метод наблюдения;
• метод психолого-педагогического эксперимента.
Так как ряд детей с отсутствием речи или с очень выраженными нарушениями фонетико-фонематического оформления, моторной реализации высказывания, метод чтения вслух не всегда может быть приемлем.
Вышеуказанные подходы имеют ряд преимуществ (возможность количественно-качественного анализа, комплексность, выявление причин и структуры нарушения), но вместе с этим имеют существенный недостаток, которым является субъективность.
...
На основе анализа литературных источников по проблеме исследования нами сформированы следующие положения:
1. Под мониторингом учебных достижений (сформированность умения определять наличие звука в слове) обучающихся с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, мы будем понимать определенную систему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и корректировки педагогического процесса. Целью, которого является значительное улучшение качества обучения, позволяющее отследить минимальные продвижения обучающихся за короткие промежутки времени. Данная система (объективна, надежна, валидна) основана и подтверждена статистическими методами.
2. При проведении мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью, нами учитывались особенности звукового аналитико-синтетического метода, а также психолого-педагогические особенности детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталостью. К таковым можно отнести:
• Присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих
интеллектуальные нарушения;
• Малоустойчивое внимание, быстрая отвлекаемость и переключаемость;
• Поверхностное восприятие, заторможенность, замедленность;
• Нарушение обобщенности, его прерывистость;
• Специфическое недоразвитие памяти: неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость;
• Существенное недоразвитие речи, нарушение коммуникативной
деятельности.
• Мы считаем целесообразным взять за основу технологию «формирующего оценивания» - GOMs, применяемую в США.
Для адаптации и создания отечественного мониторинга учебных достижений, обучающихся с умственной отсталостью.
В рамках реализации следующей задачи нашего исследования нами были разработаны наборы заданий, организованные по сериям в зависимости от уровня сложности, что отличает отечественную систему оценивания от американской, которая не предусматривает разделение наборов заданий по уровням сложности внутри одного показателя. Комплекты заданий разделены на три уровня: на 1 уровне представлены слова с определяемым звуком в начале слова, на 2 уровне - с определяемым звуком в середине слова, на 3 уровне - в конце слова. С целью проверки заданий нами был организован констатирующий эксперимент, участниками которого стали 20 обучающихся младших классов с умственной отсталостью. Полученные результаты подтверждают надежность, валидность и достоверность наборов заданий, представленных в интерактивной среде.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, результаты проведенного исследования не противоречат гипотезе о том, что наборы заданий, представленные в интерактивной среде с соблюдением ряда требований для мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью валидны, надежны
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробировать результаты эксперимента на большей выборке детей, материале различных букв, определить восприимчивость к изменениям разработанных наборов заданий.
1. Под мониторингом учебных достижений (сформированность умения определять наличие звука в слове) обучающихся с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, мы будем понимать определенную систему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и корректировки педагогического процесса. Целью, которого является значительное улучшение качества обучения, позволяющее отследить минимальные продвижения обучающихся за короткие промежутки времени. Данная система (объективна, надежна, валидна) основана и подтверждена статистическими методами.
2. При проведении мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью, нами учитывались особенности звукового аналитико-синтетического метода, а также психолого-педагогические особенности детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталостью. К таковым можно отнести:
• Присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих
интеллектуальные нарушения;
• Малоустойчивое внимание, быстрая отвлекаемость и переключаемость;
• Поверхностное восприятие, заторможенность, замедленность;
• Нарушение обобщенности, его прерывистость;
• Специфическое недоразвитие памяти: неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость;
• Существенное недоразвитие речи, нарушение коммуникативной
деятельности.
• Мы считаем целесообразным взять за основу технологию «формирующего оценивания» - GOMs, применяемую в США.
Для адаптации и создания отечественного мониторинга учебных достижений, обучающихся с умственной отсталостью.
В рамках реализации следующей задачи нашего исследования нами были разработаны наборы заданий, организованные по сериям в зависимости от уровня сложности, что отличает отечественную систему оценивания от американской, которая не предусматривает разделение наборов заданий по уровням сложности внутри одного показателя. Комплекты заданий разделены на три уровня: на 1 уровне представлены слова с определяемым звуком в начале слова, на 2 уровне - с определяемым звуком в середине слова, на 3 уровне - в конце слова. С целью проверки заданий нами был организован констатирующий эксперимент, участниками которого стали 20 обучающихся младших классов с умственной отсталостью. Полученные результаты подтверждают надежность, валидность и достоверность наборов заданий, представленных в интерактивной среде.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, результаты проведенного исследования не противоречат гипотезе о том, что наборы заданий, представленные в интерактивной среде с соблюдением ряда требований для мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью валидны, надежны
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробировать результаты эксперимента на большей выборке детей, материале различных букв, определить восприимчивость к изменениям разработанных наборов заданий.
Подобные работы
- Мониторинг сформированное™ навыков определения места звука в слове
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в интерактивной
среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024





