Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мониторинг сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде

Работа №149702

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 9
1.1. Анализ существующих подходов к оцениванию достижений обучающихся
с умственной отсталостью 9
1.2. Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
сформированности умения определять наличие звука в слове 19
Выводы по 1 главе 28
Глава II. Констатирующий эксперимент по уточнению требований к содержанию и процедуре мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью в
интерактивной среде 29
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Содержание и процедура мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью в
интерактивной среде 42
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения 58

Актуальность. В настоящее время большинство исследователей, занимающихся проблемами обучения грамоте детей с нарушениями интеллекта, отмечают, что эта группа испытывает трудности с овладением навыками языкового анализа. Исходя из этого, для развития навыков языкового анализа у детей с умственной отсталостью необходимы специальные подходы. В связи с этим развитие этих умений, которые являются основой овладения грамотой, требует последовательной и поэтапной работы. Необходимо оценить результаты работы педагогов, но, учитывая работу с детьми с нарушениями интеллекта, особенно сложно обрабатывать полученные результаты, поскольку эти дети имеют минимальный успех в обучении за разные временные промежутки. В настоящее время обучающиеся с умственной отсталостью включены в образовательный процесс. При этом обучение грамоте на основе звукового аналитико-синтетического метода предусмотрено в рамках овладения учебного предмета «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью по варианту 1 адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), а также это доступно ряду обучающихся с умеренной умственной отсталостью, осваивающих программу по 2 варианту АООП в рамках предмета «Речь и альтернативная коммуникация». При этом основой для овладения грамотой является сформированность навыков звукового анализа.
Важность оценивания учебных достижений прописана в нормативных документах. Нужно отметить необходимость регулярного отслеживания результатов обучения детей с интеллектуальными нарушениями с целью впоследствии внести коррективы в учебный план.
В вопросах диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями довольно часто применяются такие методы как:
- метод экспертной оценки;
• метод чтения вслух;
• метод наблюдения;
• метод психолого-педагогического эксперимента.
Так как ряд детей с отсутствием речи или с очень выраженными нарушениями фонетико-фонематического оформления, моторной реализации высказывания, метод чтения вслух не всегда может быть приемлем.
Вышеуказанные подходы имеют ряд преимуществ (возможность количественно-качественного анализа, комплексность, выявление причин и структуры нарушения), но вместе с этим имеют существенный недостаток, которым является субъективность.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа литературных источников по проблеме исследования нами сформированы следующие положения:
1. Под мониторингом учебных достижений (сформированность умения определять наличие звука в слове) обучающихся с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, мы будем понимать определенную систему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и корректировки педагогического процесса. Целью, которого является значительное улучшение качества обучения, позволяющее отследить минимальные продвижения обучающихся за короткие промежутки времени. Данная система (объективна, надежна, валидна) основана и подтверждена статистическими методами.
2. При проведении мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью, нами учитывались особенности звукового аналитико-синтетического метода, а также психолого-педагогические особенности детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталостью. К таковым можно отнести:
• Присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих
интеллектуальные нарушения;
• Малоустойчивое внимание, быстрая отвлекаемость и переключаемость;
• Поверхностное восприятие, заторможенность, замедленность;
• Нарушение обобщенности, его прерывистость;
• Специфическое недоразвитие памяти: неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость;
• Существенное недоразвитие речи, нарушение коммуникативной
деятельности.
• Мы считаем целесообразным взять за основу технологию «формирующего оценивания» - GOMs, применяемую в США.
Для адаптации и создания отечественного мониторинга учебных достижений, обучающихся с умственной отсталостью.
В рамках реализации следующей задачи нашего исследования нами были разработаны наборы заданий, организованные по сериям в зависимости от уровня сложности, что отличает отечественную систему оценивания от американской, которая не предусматривает разделение наборов заданий по уровням сложности внутри одного показателя. Комплекты заданий разделены на три уровня: на 1 уровне представлены слова с определяемым звуком в начале слова, на 2 уровне - с определяемым звуком в середине слова, на 3 уровне - в конце слова. С целью проверки заданий нами был организован констатирующий эксперимент, участниками которого стали 20 обучающихся младших классов с умственной отсталостью. Полученные результаты подтверждают надежность, валидность и достоверность наборов заданий, представленных в интерактивной среде.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, результаты проведенного исследования не противоречат гипотезе о том, что наборы заданий, представленные в интерактивной среде с соблюдением ряда требований для мониторинга сформированности умения определять наличие звука в слове у обучающихся с умственной отсталостью валидны, надежны
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробировать результаты эксперимента на большей выборке детей, материале различных букв, определить восприимчивость к изменениям разработанных наборов заданий.


1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/5133
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: учеб. пособие / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2018. - 652 с.
3. Аксёнова М.В. Мониторинг образовательных достижений обучающихся как
технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. URL:
http://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_i d=5829
4. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
5. Аксёнова А.К. Обучение грамоте //http://old.prosv.ru/ebooks/
Aksenova_Obuchenie_gramote/2 .html
6. Андреева К. А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 175-183.
7. Артемьева Н.В., Мамаева А.В., Постникова Н.Н. Оценивание знания букв у младших школьников с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / 2016. - № 4 (38). С. 123-128
8. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах: учеб. пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. - СПб.: Питер, 2019. - 480 с.
9. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
10. Баряева Л.Б. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / под ред. Л. Б. Баряевой, 1996.
11. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Л Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. СПб. : Издательство «Союз». 2001. -320 с. - (Коррекционная педагогика).
12. Баскаков, А. Я. Методология научного исследования: учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУП, 2017. — 216 с.
13. Вершинина Н. А., Сомкова О. Н. Идеи гуманитарного подхода в исследованиях научной школы И. Логиновой // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (СанктПетербург, 4-6 апреля 2007 г.). СПб., 2017. 599 с.
14. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
15. Воронковой В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа - Пресс, 1994. 470 с., с. 253
... всего 51 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ