Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме мониторинга образовательных достижений обучающихся с умственной
отсталостью 9
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
умственной отсталостью 9
1.2 Развитие альтернативной коммуникации у детей с умственной
отсталостью 17
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме оценивания
достижений у дошкольников с умственной отсталостью 22
Глава 2. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержание и процедуру мониторинга сформированности понимания пиктографических изображений 35
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3 Методические рекомендации по проведению мониторинга сформированности понимания пиктографических изображений у
дошкольников с умственной отсталостью 65
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение
Одной из основных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью является формирование доступных для ребенка средств коммуникации (вербальных и невербальных). Невербальные средства коммуникации являются ведущими в общении у «безречевых» детей с умственной отсталостью. Поэтому, возникает потребность в обучении детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания, что предполагает отслеживание эффективности коррекционноразвивающей работы в данном направлении.
Но при этом, в организационно-методических документах федерального уровня, не рекомендовано проводить промежуточную и итоговую аттестацию при освоении основных образовательных программ дошкольного образования. Однако, важным условием успешности дошкольников с умственной отсталостью в образовательной среде и социуме является максимальный учет их особых образовательных возможностей и потребностей. При составлении индивидуального маршрута развития каждого воспитанника, педагогам необходимо учитывать минимальные достижения за определенный период времени, для этого необходим специальный инструментарий оценки достижений воспитанников и оценки эффективности собственных профессиональных действий.
Для решения данной задачи, в дошкольных образовательных организациях, используются методы экспертной группы, наблюдения, портфолио воспитанников. Эти методы имеют целый ряд преимуществ: комплексность, минимизация затрат, качественный анализ, но выше перечисленные методы в какой-то мере субъективны. Поэтому наиболее эффективно использование этих методов в качестве дополнительного инструментария. Метод психолого - педагогического эксперимента отвечает требованию объективности, но занимает продолжительное время и отследить минимальные продвижения воспитанников в текущем учебновоспитательном процессе с его помощью достаточно проблематично.
Сократить временные затраты, но при этом сохранив всю глубину исследования, позволяет зарубежная технология мониторинга, новый генеральный формат оценивания (GOMS), который относится к группе методов «формирующего оценивания» (Псйа R., Wаllасе T.). Возможность применения данной технологии, для оценивания достижений обучающихся с умственной отсталостью в России, была подтверждена в целом ряде исследований (Мамаевой А.В., Задорожная Т.Н., Зайцева Е.А., Денисова К.В. и др.). Но наиболее эффективно применение данного метода с использованием компьютерных технологий в интерактивной среде. Поэтому, проблема мониторинга сформированности понимания пиктографических изображений у дошкольников с умственной отсталостью в интерактивной среде, приобретает особую актуальность.
Объект исследования: оценка достижений обучающихся с
умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга сформированности понимания пиктографических изображений у старших дошкольников с умственной отсталостью в интерактивной среде.
Цель исследования - уточнить требования к содержанию и процедуре мониторинга сформированности понимания пиктографических изображений в интерактивной среде с использованием планшетного компьютера у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
...
На основе анализа научно-методической литературы по проблеме оценивая учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы руководствуемся такими положениями:
• под мониторингом учебных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями мы будем понимать специально сконструированную подсистему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, для выявления небольших продвижений обучающихся за непродолжительный период, что позволит педагогам оперативно реагировать и алгоритмизировать процесс корректировки программы для улучшения результатов обучения;
• на основании ряда преимуществ, существующих в технологии «формирующего оценивая» - GOMs (новый генеральный формат оценки), применяемой в США, для обучающихся с когнитивными расстройствами, мы считаем целесообразным взять за основу для разработки отечественного мониторинга учебных достижений, а именно принципы, подходы и основные организационные аспекты;
При разработке мониторинга сформированности понимания пиктографических изображений у дошкольников с умственной отсталостью, мы учитываем специфику методики обучения альтернативной коммуникации, а именно понимание смысла доступных невербальных графических знаков, что доступно для данной категории детей и психологопедагогические особенности обучающихся, в числе которых:
• особенность протекания процессов высшей нервной деятельности;
• присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость;
• специфические черты внимания: малоустойчивое, быстрая
отвлекаемость, трудности произвольности;
• специфические недоразвитие восприятия: поверхностное восприятие, замедленность, заторможенность, ограниченность объема, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности;
• специфическое недоразвития памяти: замедленность и непрочность способности кзапоминанию, неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость;
• особенности импрессивной речи;
• существенное недоразвитие речи и недоразвитие коммуникативной деятельности.
Для уточнения требований к содержанию и процедуре мониторинга, представленного в интерактивной среде нами был организован констатирующий эксперимент,который проводился в период с января по апрель 2019г.,на базе трех учреждений: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №46 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и на базе развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сфера».
В результате проведенного нами эксперимента можно сделать выводы о целесообразности применения модифицированного варианта технологии GOMs для мониторинга сформированности понимания пиктографических изображений у старших дошкольников с умственной отсталостью с использованием компьютерных технологий.
На основе эксперимента, нами были выделены следующие требования к содержанию процедуры:
- структурирование заданий по сериям: пиктографические изображения обозначающие предметы, действия, признаки и природные явления.Содержание процедуры разработано на основе следующих требований к процедуре проведения:
1. использование планшетного компьютера;
2. предъявление трех изображений на экране
3. предъявление первых трех заданий в качестве обучающих;
4. правило трех ошибок;
5. продолжительность обследования не более трех минут.
...
1. Абери, Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) [Текст] / Б. Абери, А.В. Мамаева, Р Тича // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений
участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября
2015. - г. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. - С.150-155.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. пособие / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.
3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
4. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах [Текст]: учеб. пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
5. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований [Текст]: (Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
6. Баряева, Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя /Л.Б Боряева Л.В. Лопатина. - Спб.: «Союз», 2004.- 137
7. Баскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст]: учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУП, 2004. — 216 с.
8. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов [Текст]: учеб. пособие / И.Л. Баскакова. - М.: Изд-во «Прометей» МГПИ имени В. И. Ленина, 1989. - 137 с.
9. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных
результатов учащихся в современной школе [Текст] // ЧиО. - 2014. - №1 (38). - С.171-175.
10. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
11. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст]: пособие для учителя / В.В. Воронкова. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 128 с.
12. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей и студ. дефектолог ф-тов пед. ин-тов / В.В. Воронкова. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
13. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости: Ч. 3. / Л.С.
Выготский // Основы дефектологии: Собрание сочинений в 6-и т. Т.5. / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - С. 231-256.
14. Гавра , Д.П. Основы теории коммуникации : учебное пособие /Д.П. Гавра .- Спб.: Питер, 2015. - С.101
15. Гиляровский, В.А. Психиатрия [Текст]: руководство для врачей и студентов / В. А. Гиляровский. - М. : Медгиз, 1954. - 520 с.
... всего 72 источника