Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО

Работа №149700

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 Становление и развитие фундаментальных оснований морально-этических принципов педагогики В.Ф. Войно-Ясенецкого (1877 - 1961 гг.) 21
1.1 Предпосылки, факторы и условия среды становления
морально-этических принципов В.Ф. Войно-Ясенецкого 21
1.2 Разработка фундаментальных оснований морально-этических
принципов педагогики В.Ф. Войно-Ясенецкого в годы церковного служения и ссылки 30
1.3 Содержание и классификация морально-этических принципов
педагогики В.Ф. Войно-Ясенецкого 44
ГЛАВА 2 Реализация основных положений морально-этических принципов педагогики В.Ф. Войно-Ясенецкого 53
2.1 Педагогическое наставничество В.Ф. Войно-Ясенецкого как
реализация основных положений его морально-этических принципов 56
2.2 В.Ф. Войно-Ясенецкий о воспитании детей 61
2.3 Значение педагогического наследия В.Ф. Войно-Ясенецкого для
теории и практики современного медицинского образования 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЯ 87

Актуальность исследования определяется тем, что в истории развития педагогического знания в качестве предмета исследования, не менее прочих аспектов, неизменно привлекает внимание судьба самобытных идей, оставивших след в развитии теории и практики отечественного воспитания и образования. Среди их творцов есть не только педагоги прошлого, но и люди других профессий, часто не имевшие к педагогике никакого отношения. Ученые, общественные и религиозные деятели с мировым именем, известные лишь узкому кругу исследователей, либо вовсе неизвестные педагогическому сообществу. Обнаружение, изучение и трансляция таких оригинальных идей, систем, концепций - одна из важных задач современной историко­педагогической науки.
Сегодня в России как никогда остро ощущается потребность в высоко квалифицированных медицинских кадрах, отвечающих как национальным, так и международным профессиональным требованиям, стандартам. Подготовка таких кадров является одновременно и обязанностью государства, а именно - системы высшего медицинского образования. Однако присутствующие в данной сфере проблемы, в число которых входит и обесценивание духовной составляющей врачевания, в конечном счете негативно сказываются на положении человека: как пациента, так и самого врача. Требуется сохранить то лучшее, что было в отечественном медицинском образовании XIX - XX вв.: фундаментальность, гуманитарную направленность, ценность духовной составляющей
В связи с этим необходимо обратиться к накопленному опыту исторически сложившейся системы отечественного медицинского образования, к изучению деятельности ее виднейших представителей и, в частности, обратиться к педагогическому наследию В.Ф. Войно-Ясенецкого. При всей кажущейся всесторонней изученности жизни ученого, педагогическим воззрениям Войно-Ясенецкого внимание практически не уделено.
Историография проблемы: впервые «информационный повод» для исследования личности и творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого появился лишь в 1979 году: в это время во Франции Марком Поповским была опубликована первая фундаментальная работа о В.Ф. Войно-Ясенецком «Жизнь и житие святителя Луки В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга»38. В Советском Союзе фрагменты книги вышли в журнале «Октябрь» только в 1990 году.
Сегодня за рубежом В.Ф. Войно-Ясенецкий известен в большей мере как Святитель и проповедник, нежели как врач и ученый: в 2011 году вышла книга «Безмездный целитель Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)», составленная настоятелем Спасо-Преображенского Сагматского монастыря близ города Фивы и изданная на русском языке1 2 3. Можно предполагать, что зарубежным исследователям еще предстоит изучать жизнь и творческое наследие В.Ф. Войно-Ясенецкого.
При освещении историографии изучаемой проблемы видится целесообразным классифицировать имеющиеся исследования по следующим критериям: хронологический принцип, степень научности, рассматриваемый аспект.
Советская историография представлена довольно немногочисленными исследованиями. Первым крупным исследованием биографии В.Ф. Войно- Ясенецкого стала книга отечественного журналиста и, что показательно, диссидента Марка Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга», изданная в 1979 году во Франции. К советской историографии эту работу можно отнести лишь по хронологическому принципу, т.к. ее содержание лишено марксистко-ленинского и антирелигиозного окраса. Несмотря на то, что работу отличает использование ранее неопубликованных исторических источников (архивных документов, воспоминаний современников ученого и пр.), данное исследование носит публицистический характер. После перестройки стали публиковаться воспоминания современников ученого: И.А. Кассирского7, О.В. Волкова5, Е.Г. Ландесмана8, А.В. Никитина11 и других. Появлявшиеся источники и исследования способствовали тому отметившемуся с конца 1990-х годов росту работ о В.Ф. Войно-Ясенецком как ученом, враче, богослове.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемы современной отечественной системы здравоохранения, в
число которых входит и забвение этических принципов врача, обусловлены целым комплексом причин: международных, экономических, социально­политических, духовных. Неизбежный процесс глобализации в совокупности с внутренней политикой государства в области здравоохранения приводят к тому, что вытесняются накопленные веками традиции и ценности российской медицины. Требуется сохранить то лучшее, что было в отечественном медицинском образовании: фундаментальность, гуманитарную
направленность, ценность духовной составляющей. В связи с этим видится необходимым обратиться к опыту выдающихся представителей науки, врачебной деятельности, педагогики, каким являлся В.Ф. Войно-Ясенецкий. Однако, при кажущейся всесторонней изученности личности ученого, его творческого наследия, педагогический аспект деятельности Войно- Ясенецкого практически не освещен.
Жизненный путь ученого являет собой совокупность врачебной, научной, педагогической и религиозной составляющих. Морально-этические принципы педагогики Войно-Ясенецкого - результат симбиоза слагаемых его деятельности и выпавшие на долю ученого гонения, на наш взгляд, выступили катализатором их формирования и укрепления.
Морально-этические принципы педагогики Войно-Ясенецкого представляют из себя стройную, логическую, последовательную систему нравственных идеалов. Общекультурные принципы ученого - делать не то, что хочется, но то, что «полезно для страждущих людей»; делать свое дело грамотно, точно, тщательно; помогать любому страждущему всегда и везде, невзирая на обстоятельства; расширять рамки возможного, самосовершенствоваться, не бояться нового и малоизученного; анализировать, обобщать, делать выводы, определять перспективы; передавать свои знания и опыт младшему поколению; вносить свой, максимально возможный, вклад в совершенствование отечественной 84
системы здравоохранения; не отрекаться от своих принципов, нести за них ответственность - применимы не только в медицинской педагогике и практическом врачевании в целом, но и во всех областях человеческой деятельности.
Профессиональные морально-этические принципы, которые исповедовал Войно-Ясенецкий и прививал своим ученикам - быть аккуратным, точным, всегда контролировать свои эмоции и сохранять спокойствие; соблюдать субординацию, отношения внутри медицинского коллектива не должны касаться пациента; лечить словом, бережным отношением к пациенту; врачами должны становиться те, кто проникнут стремлением всецело служить людям, любить их; - необходимо формировать у студентов-медиков в процессе их профессионального образования. Также данными принципами должны руководствоваться дипломированные специалисты в работе с пациентами.
В своей педагогической деятельности ученый использовал метод наглядности на основе собственноручно созданных иллюстрационных материалов, проявлял умеренность в поощрении, похвале. Одним из самых применяемых Войно-Ясенецким педагогическим приемом было «оперирование вслух»: проведение показательных операций с детальным проговариванием всего, что делал ученый. Личностные качества Войно- Ясенецкого - спокойствие, выдержка, доброта - находили отражение в его модели ведения занятий: лекции, практические занятия Валентина Феликсовича отличались содержательностью, точностью, понятностью.
Данным исследованием авторы впервые осветили педагогические взгляды Войно-Ясенецкого на воспитание детей. Ученый придерживался православной модели семейного воспитания, цель которого - сформированная «высшая христианская нравственность». Полагал, что воспитание должно проходить в семье - полной и благополучной - в которой воспитание является обязанностью и долгом в первую очередь женщины. Главным методом воспитания считал личный пример родителей.
...


1. Государственный архив Красноярского края (ГАКК) Ф. Р-1384, Оп. 1, Д. 822, Л. 175 - 181.
2. ГАКК. Ф. Р-2384, Оп. 1, Д. 73, Л. 29 - 31.
Опубликованные источники
3. Войно-Ясенецкий В.Ф. Наука и религия / Войно-Ясенецкий В.Ф. - М.: Феникс, Православная библиотека «Троицкое слово», 2001. - 74 с.
4. Войно-Ясенецкий В.Ф. (Архиепископ Лука). Очерки гнойной хирургии / Войно-Ясенецкий В.Ф. (Архиепископ Лука). - М. - СПб.: ЗАО «Издательство БИНОМ», «Невский Диалект», 2000 - 704 с.
5. Волков О. В. Погружение во тьму / Волков О.В. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 460 с. [Фрагмент: Воспоминания о свт. Луке (Войно- Ясенецком; 1877-1961) С. 212-215].
6. Дайнеко А.М. «Спасибо вам за память обо мне» Письма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) к священнику Мартину Римше / А.М. Дайнеко // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2013. - №3. - С. 52 - 61.
7. Кассирский И.А. Воспоминание о профессоре В.Ф. Войно- Ясенецком / И.А. Кассирский // Наука и жизнь. - 1989. - №5. - С. 76 - 89.
8. Ландесман Е. Г. Воспоминания об интересных встречах с В. Ф. Войно-Ясенецким и Н. Н. Бурденко / Е.Г. Ландесман // Герценка: Вятские записки. - 2009. - №14. - С. 139 - 149.
9. Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. О семье и воспитании детей / Лука (Войно-Ясенецкий). - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. - 44 с.
10. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу»: сборник / Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский. Сост. Л.А. Чуткова. - М.: Сибирская Благозвонница, 2016. - 254 с.
11. Никитин В. А. Несгибаемый страстотерпец / В.А. Никитин // Слово.
• 1990. - № 5. - С. 45-48.
12. Петров С.Г. Пребывание архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Новосибирске (свидетельство очевидца) / С.Г. Петров // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2011. - №3. - С. 117 - 132.
13. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело / Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). - М.: Образ. Тульская Епархия. Москва, 2011. - 130 с.
14. Сизых Т.П. Воспоминания начмеда госпиталя 15/15 г. Красноярска Н.А. Бранчевской о Войно-Ясенецком (1941 год) / Т.П. Сизых // Сибирское медицинское обозрение. - 2007. - № 1. - С. 63 - 72.
Литература
15. Архимандрит Нектарий. Безмездный целитель. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Житие. Чудеса. Письма / Архимандрит Нектарий. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. - 128 с.
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ