Разработка комплекса упражнений с применением компьютерных технологий для повышения качества изучения лексики английского языка
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследование: МБОУ Гимназии № 11.
Выборка: 12 детей из 4 Б класса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования компьютерных технологий в обучении английскому языку 7
1.1. Роль компьютерных технологий в современном образовании 7
1.2. Компьютерные технологии при обучении лексике английского языка 12
1.3. Педагогические методы использования компьютерных технологий 18
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования компьютерных технологий при формировании лексических навыков 28
2.1 Констатирующий этап 28
2.2 Формирующий этап 33
2.3 Контрольный этап 44
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
База исследование: МБОУ Гимназии № 11.
Выборка: 12 детей из 4 Б класса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования компьютерных технологий в обучении английскому языку 7
1.1. Роль компьютерных технологий в современном образовании 7
1.2. Компьютерные технологии при обучении лексике английского языка 12
1.3. Педагогические методы использования компьютерных технологий 18
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования компьютерных технологий при формировании лексических навыков 28
2.1 Констатирующий этап 28
2.2 Формирующий этап 33
2.3 Контрольный этап 44
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена вопросам интеграции компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам, что является важным направлением в современной методике образования. Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием информационных технологий и их всё более глубоким проникновением в образовательный процесс.
В современном мире особое внимание уделяется повышению качества образования и делается ставка на инновационные подходы к обучению, что невозможно без использования современных компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности для повышения эффективности учебного процесса, способствует развитию самостоятельности учащихся, расширяет их словарный запас и улучшает понимание иностранной речи. Использование компьютерных средств позволяет сделать процесс обучения более интерактивным и мотивирующим, что, в свою очередь, способствует повышению вовлеченности студентов и улучшению результатов их обучения.
В этой связи все большее значение приобретает разработка и внедрение эффективных методов и подходов к использованию компьютерных технологий в преподавании иностранных языков, что требует глубокого анализа существующих практик, выявления их преимуществ и недостатков, а также создания новых, более совершенных образовательных программ и ресурсов. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки комплексного подхода к использованию компьютерных технологий в образовании, который позволил бы максимально реализовать их потенциал для повышения качества и эффективности обучения иностранным языкам.
Объект исследования: использование компьютерных технологий в образовательном процессе преподавания английского языка.
Предмет исследования: влияние компьютерных технологий на формирование и развитие лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической разработке комплекса упражнений с применением компьютерных технологий для повышения качества изучения лексики английского языка.
Гипотезой нашего исследования является предположение, что интеграция компьютерных технологий в процесс обучения английскому языку способствует значительному улучшению лексических навыков учащихся. Это улучшение обусловлено более высоким уровнем вовлеченности и мотивации студентов, обогащением образовательного контента интерактивными и мультимедийными элементами, а также возможностью индивидуализации обучения.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
2. Проанализировать специфику использования компьютерных технологий для обучения лексике.
3. Рассмотреть современные педагогические подходы использования компьютерных технологий в образовании.
4. Провести констатирующий эксперимент для определения исходного уровня лексических навыков студентов.
5. Разработать и реализовать формирующий эксперимент с использованием компьютерных технологий.
6. Осуществить контрольный эксперимент и анализ полученных результатов для оценки эффективности применяемой методики.
Методологическая основа исследования:
• системный подход в образовании (И.В. Блауберг, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, Г.И. Щедровицкий, Э.Г. Юдин) и системно-деятельностный подход в теории обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова);
• - личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам (М.А. Ариян, И.Л. Бим, М.А. Викулина, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Дмитриева, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Т.С. Серова, А.Н. Шамов);
• - коммуникативный подход (Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Рыжов, Е.Г. Тарева, А.В. Щепилова, А.Н. Щукин).
Теоретическую основу исследования составили работы по теории и методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, И.Д. Салистра, Г.В. Сороковых, С.К. Фоломкина, А.Н. Шамов, С.Ф. Шатилов, В.С. Цетлин, А.Н. Щукин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы, зарубежных и отечественных исследований в области применения компьютерных технологий в образовании и методики обучения иностранным языкам; изучение и обобщение опыта использования компьютерных технологий в обучении английскому языку как в России, так и за рубежом; теоретическое обобщение собранной информации и данных для формирования комплексного взгляда на проблематику.
-эмпирические: тестирование учащихся для выявления эффективности использования компьютерных технологий в процессе обучения; наблюдение за образовательным процессом и анализ результатов обучения с целью оценки влияния компьютерных технологий на формирование лексических навыков; экспериментальное обучение, включая внедрение и апробацию разработанной методики с использованием компьютерных технологий.
Новизна исследования: исследование отличается от предыдущих работ в данной области своим комплексным подходом к изучению влияния компьютерных технологий на обучение английскому языку, с особым акцентом на формирование лексических навыков:
1. Разработка и апробация комплекса упражнений, направленного на обучение лексике английского языка с использованием компьютерных технологий.
2. Проведение экспериментального исследования для оценки эффективности предложенной методики.
Теоретическая значимость исследования: исследование вносит вклад в развитие теоретических основ применения компьютерных технологий в образовании, предоставляя новые данные о влиянии технологически обогащенного обучения на лексические навыки учащихся. Результаты работы расширяют понимание того, как различные типы компьютерных технологий могут быть использованы для повышения эффективности обучения иностранным языкам, а также какие методические и дидактические подходы наиболее эффективны в этом контексте.
Практическая значимость исследования заключается в создании и внедрении комплекса упражнений, который может быть использован в образовательной практике для повышения уровня лексических навыков учащихся начальной школы. Результаты исследования предоставляют ценные рекомендации для преподавателей и разработчиков образовательного контента о том, как наиболее эффективно интегрировать компьютерные технологии в учебный процесс.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В современном мире особое внимание уделяется повышению качества образования и делается ставка на инновационные подходы к обучению, что невозможно без использования современных компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности для повышения эффективности учебного процесса, способствует развитию самостоятельности учащихся, расширяет их словарный запас и улучшает понимание иностранной речи. Использование компьютерных средств позволяет сделать процесс обучения более интерактивным и мотивирующим, что, в свою очередь, способствует повышению вовлеченности студентов и улучшению результатов их обучения.
В этой связи все большее значение приобретает разработка и внедрение эффективных методов и подходов к использованию компьютерных технологий в преподавании иностранных языков, что требует глубокого анализа существующих практик, выявления их преимуществ и недостатков, а также создания новых, более совершенных образовательных программ и ресурсов. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки комплексного подхода к использованию компьютерных технологий в образовании, который позволил бы максимально реализовать их потенциал для повышения качества и эффективности обучения иностранным языкам.
Объект исследования: использование компьютерных технологий в образовательном процессе преподавания английского языка.
Предмет исследования: влияние компьютерных технологий на формирование и развитие лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической разработке комплекса упражнений с применением компьютерных технологий для повышения качества изучения лексики английского языка.
Гипотезой нашего исследования является предположение, что интеграция компьютерных технологий в процесс обучения английскому языку способствует значительному улучшению лексических навыков учащихся. Это улучшение обусловлено более высоким уровнем вовлеченности и мотивации студентов, обогащением образовательного контента интерактивными и мультимедийными элементами, а также возможностью индивидуализации обучения.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
2. Проанализировать специфику использования компьютерных технологий для обучения лексике.
3. Рассмотреть современные педагогические подходы использования компьютерных технологий в образовании.
4. Провести констатирующий эксперимент для определения исходного уровня лексических навыков студентов.
5. Разработать и реализовать формирующий эксперимент с использованием компьютерных технологий.
6. Осуществить контрольный эксперимент и анализ полученных результатов для оценки эффективности применяемой методики.
Методологическая основа исследования:
• системный подход в образовании (И.В. Блауберг, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, Г.И. Щедровицкий, Э.Г. Юдин) и системно-деятельностный подход в теории обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова);
• - личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам (М.А. Ариян, И.Л. Бим, М.А. Викулина, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Дмитриева, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Т.С. Серова, А.Н. Шамов);
• - коммуникативный подход (Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Рыжов, Е.Г. Тарева, А.В. Щепилова, А.Н. Щукин).
Теоретическую основу исследования составили работы по теории и методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, И.Д. Салистра, Г.В. Сороковых, С.К. Фоломкина, А.Н. Шамов, С.Ф. Шатилов, В.С. Цетлин, А.Н. Щукин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы, зарубежных и отечественных исследований в области применения компьютерных технологий в образовании и методики обучения иностранным языкам; изучение и обобщение опыта использования компьютерных технологий в обучении английскому языку как в России, так и за рубежом; теоретическое обобщение собранной информации и данных для формирования комплексного взгляда на проблематику.
-эмпирические: тестирование учащихся для выявления эффективности использования компьютерных технологий в процессе обучения; наблюдение за образовательным процессом и анализ результатов обучения с целью оценки влияния компьютерных технологий на формирование лексических навыков; экспериментальное обучение, включая внедрение и апробацию разработанной методики с использованием компьютерных технологий.
Новизна исследования: исследование отличается от предыдущих работ в данной области своим комплексным подходом к изучению влияния компьютерных технологий на обучение английскому языку, с особым акцентом на формирование лексических навыков:
1. Разработка и апробация комплекса упражнений, направленного на обучение лексике английского языка с использованием компьютерных технологий.
2. Проведение экспериментального исследования для оценки эффективности предложенной методики.
Теоретическая значимость исследования: исследование вносит вклад в развитие теоретических основ применения компьютерных технологий в образовании, предоставляя новые данные о влиянии технологически обогащенного обучения на лексические навыки учащихся. Результаты работы расширяют понимание того, как различные типы компьютерных технологий могут быть использованы для повышения эффективности обучения иностранным языкам, а также какие методические и дидактические подходы наиболее эффективны в этом контексте.
Практическая значимость исследования заключается в создании и внедрении комплекса упражнений, который может быть использован в образовательной практике для повышения уровня лексических навыков учащихся начальной школы. Результаты исследования предоставляют ценные рекомендации для преподавателей и разработчиков образовательного контента о том, как наиболее эффективно интегрировать компьютерные технологии в учебный процесс.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме интеграции компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам. Рассмотренное направление играет ключевую роль в современной методике образования, учитывая стремительное развитие информационных технологий и их глубокое проникновение в образовательный процесс.
Исследование было направлено на теоретическое обоснование и практическую разработку комплекса упражнений с применением компьютерных технологий для повышения качества изучения лексики английского языка. В ходе исследования были уточнены понятия, связанные с применением ИКТ в обучении, которые следует рассматривать как важные элементы современного образовательного процесса.
Было установлено, что интеграция компьютерных технологий способствует значительному улучшению лексических навыков, что подтверждает исходную гипотезу исследования, подобное улучшение обусловлено более высоким уровнем мотивации учащихся, обогащением образовательного контента интерактивными и мультимедийными элементами, а также возможностью индивидуализации обучения.
Обучение с использованием ИКТ основано на следующих положениях, а именно системном подходе в образовании, личностно-ориентированном и коммуникативном подходах к обучению. Одним из условий успешной реализации интеграции ИКТ является создание адаптивной учебной среды, которая обеспечивает гибкость и доступность образовательного контента за счет использования современных образовательных платформ и ресурсов.
В экспериментальной части исследования была разработана и апробирована методика использования компьютерных технологий в обучении, которая включала различные виды интерактивных упражнений и заданий. Данная методика оказалась эффективной, как показали результаты опытного обучения, в котором учащиеся демонстрировали значительное улучшение лексических навыков.
Перспективность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут найти применение при решении вопросов организации обучения иностранным языкам в школах, а также в поиске и изучении форм и методов использования ИКТ в образовании. Результаты работы могут быть отражены в теоретических курсах теории и методики обучения иностранным языкам и стать основой для дальнейших исследований в данной области.
В заключение можно сказать, что данное исследование подтвердило важность и эффективность интеграции компьютерных технологий в обучение иностранным языкам, открывая новые горизонты для развития современного образовательного процесса.
Исследование было направлено на теоретическое обоснование и практическую разработку комплекса упражнений с применением компьютерных технологий для повышения качества изучения лексики английского языка. В ходе исследования были уточнены понятия, связанные с применением ИКТ в обучении, которые следует рассматривать как важные элементы современного образовательного процесса.
Было установлено, что интеграция компьютерных технологий способствует значительному улучшению лексических навыков, что подтверждает исходную гипотезу исследования, подобное улучшение обусловлено более высоким уровнем мотивации учащихся, обогащением образовательного контента интерактивными и мультимедийными элементами, а также возможностью индивидуализации обучения.
Обучение с использованием ИКТ основано на следующих положениях, а именно системном подходе в образовании, личностно-ориентированном и коммуникативном подходах к обучению. Одним из условий успешной реализации интеграции ИКТ является создание адаптивной учебной среды, которая обеспечивает гибкость и доступность образовательного контента за счет использования современных образовательных платформ и ресурсов.
В экспериментальной части исследования была разработана и апробирована методика использования компьютерных технологий в обучении, которая включала различные виды интерактивных упражнений и заданий. Данная методика оказалась эффективной, как показали результаты опытного обучения, в котором учащиеся демонстрировали значительное улучшение лексических навыков.
Перспективность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут найти применение при решении вопросов организации обучения иностранным языкам в школах, а также в поиске и изучении форм и методов использования ИКТ в образовании. Результаты работы могут быть отражены в теоретических курсах теории и методики обучения иностранным языкам и стать основой для дальнейших исследований в данной области.
В заключение можно сказать, что данное исследование подтвердило важность и эффективность интеграции компьютерных технологий в обучение иностранным языкам, открывая новые горизонты для развития современного образовательного процесса.



