Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВ СУДЬБЫ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В РОМАНЕ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА «ДЕТИ ХУРИНА» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Работа №149690

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы46
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2-4
Глава 1. Становление фэнтези: традиции и новаторство реализации мотива судьбы в фэнтезийных произведениях 5-15
1.1. Фэнтези как литературный жанр. Разновидности фэнтези 5-11
1.2. Мотив судьбы в англосаксонском, древнегерманском и скандинавском эпосе
12-15
Глава 2. Преемственность и своеобразие мотива судьбы в произведении Дж. Р. Р. Толкина «Дети Хурина» 16-32
2.1. История создания романа Дж.Р.Р. Толкина, его источники 16-20
2.2. Турин Турамбар и его судьба 21-32
Глава 3. Методические рекомендации для элективного курса в 9 классах 33-41
3.1. Основные положения курса «Судьба и Человек в произведениях жанра фэнтези»
33-35
3.2. Структура и план курса 36-39
3.3. Учебно-методическое обеспечение курса 40-41
Заключение 42-44
Список литературы 45-47
Приложения
Список публикаций и выступлений по теме дипломной работы 48


Дж. Р.Р. Толкин оказал огромное влияние на литературу XX и XXI вв. Он считается одним из основателей жанра фэнтези, который популярен не только в Европе, но и в России. В нашей стране всерьёз занялись изучением творчества писателя во второй половине ХХ века. В первую очередь это проявилось в попытках перевода работ Толкина на русский язык, например, такими авторами, как З. Бобырь, А. Грузберг и мн. др. Их переводы были своего рода интерпретациями Толкина с явной долей домыслов. Это и многое другое повлияло на создание и развитие сообществ по интересам, проведением ролевых игр по произведениям Толкина, а также организацией всевозможных фестивалей и конвентов. Уже после чего стали входить исследовательские работы по Толкину, например, под авторством Алины Немировой, Марии Каменкович, Натальи Семеновой, Ириной Шрейнер, Владимира Попова и др.
Свою первую работу Дж. Толкин в соавторстве с Е.В. Гордоном выпустил в 1925 году. Оно называлось «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь». Но самыми известными его произведениями бесспорно являются «Хоббит, или Туда и обратно» 1937 года и эпопея «Властелин колец» 1954-1955 годов.
Однако, как нам известно, после смерти Толкина осталось много черновиков и карандашных набросков, которые были отредактированы и изданы его сыном Кристофером. Одним из таких произведений и стал незавершённый роман «Дети Хурина», вышедший в свет 16 апреля 2007 года. На русском книга была выпущена издательством АСТ в августе 2008 года в переводе известного толкиноведа Светланы Лихачёвой.
Это произведение является не до конца исследованным в отечественной литературе в силу того, что было издано не так давно. Поэтому актуальность данной работы мы усматриваем в том, что предлагаемое исследование отвечает настоятельной потребности к переходу на качественно новый период осмысления творчества Толкина, особенно в аспекте его связи с западноевропейской мифологией.
Нами был изучен ряд публикаций в литературных журналах, исследующих жанр фэнтези как таковой, связь фэнтези с другими литературными жанрами такими, как авантюрно-приключенческий роман, готический роман и раннесредневековый эпос. Здесь мы можем отметить работы следующих авторов: С.А. Гоголевой «Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези» , И.В. Лебедевой «Жанр фэнтези и авантюрно­приключенческая литература» , В.Б. Браун «Аспекты средневековой философии в творчестве Дж. Р. Р. Толкина: проблема света» и Э.В. Шустовой «Пути изучения творчества Дж. Р.Р. Толкина в России» .
Также мы обратились к исследованиям образа главного героя романа «Дети Хурина» - Турина Турамбара. Таких публикаций в отечественной критической литературе крайне мало, поэтому отметим те, которые послужили материалом для нашей работы это: О.Н. Валовень Художественные особенности образа Турина Турамбара в произведении Джона Рональда Руэла Толкина «Дети Хурина» и С. Таскаева «История Турина: попытка реконструкции истории замысла».
На данный момент роман Толкина «Дети Хурина» ещё недостаточно исследован в современном литературоведении и по нему мало достойных критических работ, особенно доступных русскоязычному читателю.
Исходя из вышесказанного, новизна нашего исследования заключается в том, что в современном литературоведении нет полноценных критических работ по незавершённому роману Дж. Р.Р. Толкина «Дети Хурина» (или нам они неизвестны), поэтому наша работа может послужить исходным материалом в дальнейшем исследовании и литературном анализе данного произведения.
Цель работы - выявить своеобразие реализации мотива судьбы в романе Дж. Р.Р. Толкина «Дети Хурина».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы нами был рассмотрен незаконченный роман Дж. Толкина «Дети Хурина». Нами были сделаны выводы из ряда исследований творчества писателя, посвящённых религиозным и философским вопросам. Среди них стоит особо выделить работы: Попова Д.А. «Воплощение социальных ценностей в мифологии: аксиологический контекст произведений Дж. Р.Р. Толкина», Мурзина Н. Н. «Философия в вымышленных мирах — великий отсутствующий персонаж (на примере творчества Дж. Р. Р. Толкина)».
В первом разделе первой главы были рассмотрены разновидности фэнтези. Обобщая сказанное, следует заметить, что, кроме жанра эпического фэнтези существует множество других его видов. Однако родоначальником эпического фэнтези следует назвать Дж.Р.Р. Толкина, который и создал его в своих произведениях «Властелин колец» и «Хоббит или туда и обратно».
Во втором разделе первой главы мы рассмотрели произведения героического эпоса. В них нами был выявлен мотив рока или судьбы, о котором то и дело упоминалось в строках этих работ. Следовательно, все герои эпоса так или иначе с момента своего рождения начинали следовать предназначенному для них пути. Если такой персонаж сворачивал со своего пути, то судьба обязательно возвращала его обратно. Кроме мотива рока, который чётко прослеживается в эпосе, существует и Божье Провидение, которое не ведёт героя к гибели, а спасает его для жизни вечной в Раю.
В первом разделе второй главы мы изучили историю создания романа «Дети Хурина» и его сюжет. Нами были выявлены основные вехи в создании самим Дж. Толкином и его сыном Кристофером этого произведения. «Дети Хурина» перешли от карандашных набросков к практически завершённому произведению, которое входит в роман «Сильмариллион». Одна Кристофер Толкин выпустил роман отдельным произведением. Он повествует нам о судьбе Турина Турамбара, сына известного героя Хурина. Но не только на Турине сосредоточил своё внимание автор. У героя есть сестра Ниэнор, которая разделяет свою нелёгкую судьбу с братом. Проклятие Моргота лежит на них обоих и не позволяет им жить счастливо. Проклятие, злой рок - это и есть тот самый мотив судьбы, который мы рассматривали во втором разделе первой главы.
Турин Турамбар входит в цепочку эпических героев таких как скандинавский Куллерво из «Калевалы» и древнегерманский Сигурд из «Песни о Нибелунгах». Всех этих персонажей роднит их героизм, жажда славы и подвигов, благородство. Но они приносят несчастье, которое вызвано либо злой судьбой, преследующей их с колыбели, либо проклятием, которое было произнесено в момент их рождения. Таким образом, мы сделали вывод, что Турина преследует злой рок. Этот мотив берёт своё начало ещё в англосаксонском, древнегерманском и скандинавском эпосе.
Результаты проведённой работы показали всё своеобразие реализации мотива рока в произведении Дж.Р.Р. Толкина в сравнении со всем западноевропейским эпосом. Так мы узнали о прототипе главного героя произведения, которым оказался знаменитый Куллерво из «Калевалы», а также выявили, что мотив рока, который преследует главного героя, также схож с этим произведением, но только для Турина - это проклятие Моргота (аналога сатаны у Толкина), которое Вала произносит при Хурине, и Турин погибает вследствие действия этого проклятия, бросаясь на меч. Сестра Турамбара Ниэнор сбрасывается с обрыва, так как и на неё действую слова Мелькора. Но у главного героя есть и посмертная судьба, в которой он сможет нести возмездие за себя и весь мир, созданный Дж. Р.Р. Толкином.
Произведение Дж. Толкина «Дети Хурина» продолжением традиции эпических произведений древности. В нём мы видим сильного героя, который уверен в себе и смело смотрит в глаза опасности. Такой герой побеждает врагов, однако, не может победить себя и погибает в борьбе с роком и самим собой. В том и заключается отличительная особенность
толкиеновского текста от всех прочих.
Мир, созданный Дж. Толкином, не повторяет в себе ни одну из известных нам философий или религий, он носит абсолютно новую авторскую философию и религию, воссозданную из элементов разного видения мира. Герой Толкина, сталкивается не только с чудищами, которых ему суждено победить. Самое трудное сражение, в которое ему приходится вступить -борьба со своею судьбой и гордостью, которые он преодолеть не в силах.


1. Болдырева И. И. Концепт судьбы в картине мира англосаксов VII-XI веков //
Научный диалог. - 2016. - № 1 (49), с. 181-188.
2. Браун В. Б. Аспекты средневековой философии в творчестве Дж. Р. Р. Толкина: проблема света // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2015. С. 87 - 96.
3. Валовень О. Н. Художественные особенности образа Турина Турамбара в произведении Джона Рональда Руэла Толкина “Дети Хурина” (2007) // Весник БДУ. Серия 4, 2015. №1. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24191358
4. Винтерле И. Д. Мультимедийность жанра фэнтези как проявление принципа незавершенности // Филология. Искусствознание Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (3). С. 25-28
5. Гоголева С.А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра // Наука и образование. -2007. - № 3, с. 166-167.
6. Гоголева С.А. Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези // Наука и образование, 2006, № 3. С. 85 - 88.
7. Гоголева С.А. Профессорская проза в английской литературе ХХ века // Наука и образование - 2010 - № 3, с. 67 - 68.
8. Дети Хурина: Нарн и Хин Хурин: Повесть о детях Хурина / Джон Рональд Руэл Толкин; под ред. К. Толкина; пер. с англ. С. Лихачевой. - Москва: АСТ, 2015. - 313 с.
9. Джон Р. Р. Толкин. Письма (Толкин Джон Р. Р., Карпентер Хамфри) [Электронный ресурс] URL: http://bookre.org/reader?file=417022&pg=1 10. Западноевропейский эпос / Сост. Л.Я. Плотникова. - Л.: Лениздат., 1977. - 751 с.
10. Книга утраченных сказаний. Часть 2 / Джон Рональд Руэл Толкин; [перевод с английского]. - Москва: Издательство АСТ, 2020, с. 112.
11. Кошелев С. Л. К вопросу о жанровых модификациях романа в философской фантастике // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М., 1984.
С.133 - 142.
12. Купченко М. Л. Тема рока в мировой литературе // Вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры - 2014 - № 4, с. 126 - 130.
13. Лебедев И. В. Жанр фэнтези и авантюрно-приключенческая литература // Рема - 2014. С. 14 - 20.
14. Мурзин Н. Н. Философия в вымышленных мирах — великий отсутствующий персонаж (на примере творчества Дж. Р. Р. Толкина) // Электронный философский журнал Vox: http://vox-journal.org
15. Неоконченные предания Нуменора и Средиземья: пер. с англ./ Джон Рональд Руэл Толкин; под ред. К. Толкина. - Москва: Издательство АСТ, 2017. С. 57
• 162.
... всего 31 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ