Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музеализация как путь к изучению художественного произведения (урочная и внеурочная деятельность в 7 классе)

Работа №149686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы61
Год сдачи2024
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Визуализация на уроках литературы 7
1.1. Характеристика современного читателя-школьника 7
1.2. Визуальные формы работы на уроках литературы (исторический
аспект) 14
Глава II. Музеализация в культурно-образовательном пространстве . 21
2.1. Методология внедрения музеализации в образовательный процесс. 21
2.2. Методический аспект музеализации: опыт учителей и методистов 30
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение 1 47
Приложение 2 52
Приложение 3 56
Приложение 4 61
Приложение 5 62

Художественный текст как «генератор смыслов», создаёт вокруг себя семантическое пространство и вступает в определённые отношения с культурной памятью, знаниями, традицией. Погружение в смысловую структуру текста обогащает сознание читателя, развивает мышление, порождает его рефлексию, учит пониманию. Однако на сегодняшний день книга нередко остаётся «закрытой» для современного школьника.
Современный ребёнок - человек с визуальным кодом и «клиповым мышлением», поэтому его чтение чаще всего характеризуется скольжением по тексту, которое, разумеется, не подразумевает заострения внимания на отдельных деталях, образах, которые формируют художественные смыслы, важные для автора. Отсюда возникает ряд проблемных вопросов у учителей: как заинтересовать ученика художественным текстом? Как удержать его внимание во время прочтения книги? Как научить понимать текстуальные смыслы? Решать их нужно, в первую очередь, опираясь на проблему визуализации.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что нежелание подростков читать классическую художественную литературу стало проблемой для учителей-словесников, которую необходимо решать при помощи новых форм урочной деятельности, мотивирующих обучающихся к чтению.
Современные исследователи И.В. Сосновская , Е.В. Гетманская, Е.С. Романичева , понимающие последствия технического прогресса в развитии мышления современных учеников, видят своей задачей «овеществление чувств, эмоций, образов», иначе говоря, опредмечивание, визуализацию составляющих элементов в процессе интерпретации текста, как это делается в музее через экспонирование. Привлечение педагогами музейных материалов, способствующих «приближению» обучающихся к тексту, в учебный процесс делает уроки более интересными, запоминающимися, а самое главное продуктивными в решении учебных задач. Современные методисты предлагают отдельные приёмы, элементы музейных практик, но основополагающего, фундаментального труда в сфере использования музеализации на уроках литературы на сегодняшний день нет. Поэтому эта область нуждается в методологическом обосновании и более серьёзной теоретико-методической базе.
Объектом выпускной квалификационной работы является музеализация как направление деятельности в школьной практике, а предметом - приёмы музеализации, формирующие ключевые УУД обучающихся на уроках литературы.
Материал: произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», О. Генри «Дары волхвов», Э.Н. Веркина «Облачный полк».
Цель: обобщить теоретический материал и предложить методику работы с музейными материалами на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить визуальные формы работы на уроках литературы в истории методики её преподавания.
2. Рассмотреть феномен музеализации в современной методологии и методике.
3. Обозначить методические возможности музеализации в урочной и внеурочной деятельности в 7 классе на примере конкретных произведений.
Основными методами, использованными в работе, являются описательный метод, историко-функциональный метод, метод педагогического моделирования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для нас, как и для многих современных методистов, очевидна проблема снижения у обучающихся читательского интереса к классической литературе. Школьники как активные пользователи Интернета и потребители каналов коммуникации, в первую очередь, визуалы, обладатели «клипового мышления». Поэтому, на наш взгляд, один из наилучших способов формирования культуры чтения современных подростков и преодоление негативных последствий клиповости их сознания - включение в учебный процесс музейных технологий. На сегодняшний день у учителей существует большая потребность в поиске новых форматов и приёмов организации занятий, а также в обновлении традиционных приёмов. Так, современные учителя, обращаясь к наследию методистов прошлого столетия, занимаются разработкой форм уроков, связанных с музейным пространством.
Изучив методы, приёмы, виды работы, которые предлагают учителя и методисты (И.В. Сосновская, Е.В. Гетманская, А.Г. Ноготкова, Ю.А. Порошкина, Е.Л. Рябкова), мы обобщили материал, обратив особое внимание на «музей проживания одной книги», виртуальные экскурсии, создание музейных экспозиций как на наиболее эффективные формы организации деятельности школьников. Они помогают развивать творческие способности обучающихся, формировать личностные (взаимодействие при работе в группах, восприимчивость к разным видам искусства), метапредметные (умение акцентировать внимание на важном, развитие коммуникативных умений, совместная деятельность) и предметные (овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное) результаты, противостоять обезличенности, оторванности от реальности обучающихся. Это делает музеализацию универсальным приёмом, делающим возможным обращение к нему как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Мы предлагаем модель организации современных занятий по произведениям Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (технология «музей проживания одной книги»), О. Генри «Дары волхвов» (создание экспозиции и музейного предмета, разработка скульптуры), Э.Н. Веркина «Облачный полк» (создание музейной экспозиции, элементы партиципаторности) и внеурочного мероприятия (конструирование выставки).
Таким образом, обобщив теоретический материал и предложив методику работы с музейными материалами, нам удалось создать арсенал приёмов, повышающих мотивацию к активной работе на уроке, а впоследствии и к чтению у обучающихся, помогающих преодолеть дистанцию между современным читателем и художественным текстом. Усилить эффект позволит системность уроков и внеурочных мероприятий, которые должны быть связаны с основной школьной программой по литературе. Всё это приближает музеализацию к инновационному направлению работы в школе, способствующему устранению «кризиса читательской культуры».


1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Отв. редактор А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 110-113.
2. Андреева И.В. Визуализация литературного произведения средствами музейной экспозиции // От Года литературы - к веку чтения: монография / науч. ред.-сост. В.Я. Аскарова. М.: Меж-рег. центр библ. Сотрудничества, 2016. С. 250-277.
3. Андреева И.В. Метод музейно-экспозиционного проектирования как основание классификации музейных экспозиций // Вопросы музеологии. 2019. Т. 10. № 1. С. 16-28.
4. Васильченко И.В. Проблема приобщения ребёнка к чтению. Метод.рекомендации для специалистов, родителей и детей по организации читательской деятельности в школе и дома. [Электронный ресурс]; URL: http://wiki.ippk.ru/images (Дата обращения: 20.10.2023).
5. Веркин Э.Н. Облачный полк. М.: КомпасГид, 2020. 296 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
7. Генри. О. Сочинения: в 3-х т. Т.1. М.: Правда, 1975. URL: https://ilibrary.ru/text/4317/p.1/index.html (Дата обращения 20.12.2022).
8. Гетманская Е.В., Миронова Н.А., Попова Н.А. Музейные практики в литературном образовании: рабочая программа дисциплины. М., 2019.
9. Гетманская Е.В. Музейная культура учащихся в контексте литературной среды // Педагогика. 2007. № 5. С. 27-32.
10. Гетманская Е.В. Образовательная среда литературного музея // Вестник ОГУ. 2007. №6. С. 47-50.
11. Гоголь в школе: Сборник статей / Под ред. В.В. Голубкова, А.Н. Дубовикова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. 704 с.
12. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. М.: Книга, 1984. 325 с.
13. Голубков В.В. Наглядность в преподавании литературы в средней школе // Вопросы методики преподавания литературы в школе / под ред. Н. И. Кудряшева. М., 1961. С 458-498.
14. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1945. 340 с.
15. Данилова Л.Н. Образовательный запрос поколения Альфа // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2023. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. Т. 12. № 1 (45). С. 58-67.
... всего 42 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ