Развитие гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие и виды гибкости 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития гибкости у
обучающихся младшего школьного возраста 10
1.3 Принципы организации образовательного процесса на секционных
занятиях по ушу 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 18
2.1 Задачи и методы исследования 18
2.2 Организация исследований 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 21
3.1 Выявление особенностей развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу и физкультурных
занятиях школьной группы (на основе анкетирования) 21
3.2 Тесты для определения уровня развития гибкости для обучающихся
младшего школьного возраста 29
3.3 Реализация экспериментального комплекса специальных упражнений «жоугун», направленного на развитие гибкости у обучающихся младшего
школьного возраста на секционных занятиях по ушу 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие и виды гибкости 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития гибкости у
обучающихся младшего школьного возраста 10
1.3 Принципы организации образовательного процесса на секционных
занятиях по ушу 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 18
2.1 Задачи и методы исследования 18
2.2 Организация исследований 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 21
3.1 Выявление особенностей развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу и физкультурных
занятиях школьной группы (на основе анкетирования) 21
3.2 Тесты для определения уровня развития гибкости для обучающихся
младшего школьного возраста 29
3.3 Реализация экспериментального комплекса специальных упражнений «жоугун», направленного на развитие гибкости у обучающихся младшего
школьного возраста на секционных занятиях по ушу 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Гибкость важна во многих видах деятельности, в таких как: трудовая, военная, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Улучшать гибкость с легкостью можно и в домашних условиях. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно - сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке и многим другим.
На сегодняшний день для выполнения наиболее высоких спортивных результатов текущий спортсмен обязан отличаться не только волей и идеальными техническими действиями, но и такими физическими качествами, как быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость. Большое количество работ посвящено изучению факторов, влияющих на уровень развития этих качеств. Обширный поток новых научных данных помогает улучшать методику развития физических способностей спортсмена.
В рамках вышеобозначенных положений М.А. Годик и многие другие отечественные авторы выделяют, что с проявлением гибкости, связано выполнение любого действия, позволяющее выполнять движения с необходимой амплитудой. Гибкость является важнейшим фактором, она помогает добиваться высоких спортивных результатов. Спортсмен, имеющий достаточно хорошую гибкость, рациональнее пользуется силой, быстротой, ловкостью, а также быстрее охватывает более совершенную технику изучаемых движений. И, наоборот, при низко развитой гибкости искривляется выполнение технических действий, повышается расход силы и других физических качеств [6, с. 120; 19, с. 96; 21, с. 455]. Именно поэтому вопрос о развитии гибкости является существенной проблемой.
Между тем Н.Я. Алисов и другие ученые выделяют, что вопрос о закономерностях, о природе гибкости, методах и средствах ее развития в настоящее время еще маловато изучен.
Указания по развитию гибкости в основном, во многих видах спорта носят, общеметодический характер, а так же авторы отмечают отсутствие научно обоснованных рекомендаций по развитию гибкости у начинающих спортсменов. Только на опытных спортсменах проводились научные исследования [6, с. 120].
При планировании физической нагрузки у обучающихся младшего школьного возраста необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы, а также психологические особенности ребенка. Особая внимательность нужна в младшем школьном возрасте, при выполнении упражнений, направленных на повышение эластичности плечевых суставов и позвоночного столба. У обучающихся 7 - 10 лет звенья опорно-двигательного аппарата еще очень мягкие и поэтому легко могут повредиться [15, с.21-28].
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости определения особенностей развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста.
Целью дипломной работы является разработка комплекса специальных упражнений «жоугун» для обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу и экспериментальная проверка его эффективности.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. В процессе изучения литературных источников раскрыть особенности развития гибкости у обучающихся младших классов.
2. Разработать комплекс специальных упражнений «жоугун» для развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях ушу.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанного нами комплекса упражнений «жоугун» на развитие гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу.
Объектом дипломной работы выступает образовательный процесс, направленный на развитие гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу.
Предмет дипломной работы - разработанный комплекс упражнений «жоугун», как средство развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу.
Гипотеза. Предполагается, что разработанный комплекс упражнений «жоугун» более эффективен для развития гибкости, чем упражнения для развития гибкости по общеобразовательной школьной программе.
Методы исследования, используемые в дипломной работе:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
- тестирования уровня гибкости обучающихся;
- педагогический эксперимент,
- статистическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что исследование способствует углублению и расширению знаний в области развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке и реализации комплекса специальных упражнений для развития гибкости «жоугун».
Структура исследования состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка и приложений. Материал исследования сопровождается таблицами и гистограммами
Улучшать гибкость с легкостью можно и в домашних условиях. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно - сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке и многим другим.
На сегодняшний день для выполнения наиболее высоких спортивных результатов текущий спортсмен обязан отличаться не только волей и идеальными техническими действиями, но и такими физическими качествами, как быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость. Большое количество работ посвящено изучению факторов, влияющих на уровень развития этих качеств. Обширный поток новых научных данных помогает улучшать методику развития физических способностей спортсмена.
В рамках вышеобозначенных положений М.А. Годик и многие другие отечественные авторы выделяют, что с проявлением гибкости, связано выполнение любого действия, позволяющее выполнять движения с необходимой амплитудой. Гибкость является важнейшим фактором, она помогает добиваться высоких спортивных результатов. Спортсмен, имеющий достаточно хорошую гибкость, рациональнее пользуется силой, быстротой, ловкостью, а также быстрее охватывает более совершенную технику изучаемых движений. И, наоборот, при низко развитой гибкости искривляется выполнение технических действий, повышается расход силы и других физических качеств [6, с. 120; 19, с. 96; 21, с. 455]. Именно поэтому вопрос о развитии гибкости является существенной проблемой.
Между тем Н.Я. Алисов и другие ученые выделяют, что вопрос о закономерностях, о природе гибкости, методах и средствах ее развития в настоящее время еще маловато изучен.
Указания по развитию гибкости в основном, во многих видах спорта носят, общеметодический характер, а так же авторы отмечают отсутствие научно обоснованных рекомендаций по развитию гибкости у начинающих спортсменов. Только на опытных спортсменах проводились научные исследования [6, с. 120].
При планировании физической нагрузки у обучающихся младшего школьного возраста необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы, а также психологические особенности ребенка. Особая внимательность нужна в младшем школьном возрасте, при выполнении упражнений, направленных на повышение эластичности плечевых суставов и позвоночного столба. У обучающихся 7 - 10 лет звенья опорно-двигательного аппарата еще очень мягкие и поэтому легко могут повредиться [15, с.21-28].
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости определения особенностей развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста.
Целью дипломной работы является разработка комплекса специальных упражнений «жоугун» для обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу и экспериментальная проверка его эффективности.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. В процессе изучения литературных источников раскрыть особенности развития гибкости у обучающихся младших классов.
2. Разработать комплекс специальных упражнений «жоугун» для развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях ушу.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанного нами комплекса упражнений «жоугун» на развитие гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу.
Объектом дипломной работы выступает образовательный процесс, направленный на развитие гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу.
Предмет дипломной работы - разработанный комплекс упражнений «жоугун», как средство развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу.
Гипотеза. Предполагается, что разработанный комплекс упражнений «жоугун» более эффективен для развития гибкости, чем упражнения для развития гибкости по общеобразовательной школьной программе.
Методы исследования, используемые в дипломной работе:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
- тестирования уровня гибкости обучающихся;
- педагогический эксперимент,
- статистическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что исследование способствует углублению и расширению знаний в области развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке и реализации комплекса специальных упражнений для развития гибкости «жоугун».
Структура исследования состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка и приложений. Материал исследования сопровождается таблицами и гистограммами
1. В ходе выполнения дипломной работы мы решили ряд задач, первой из которых являлся обзор источников литературы по проблеме исследования.
При анализе источников мы выяснили, что гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости: активную и пассивную. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание.
2. Был разработан комплекс специальных упражнений для развития гибкости «жоугун», который применялся на секционных занятиях по ушу.
3. По результатам проведенного нами исследования была подтверждена эффективность разработанного нами комплекса упражнений «жоугун» у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу. И так как различия в тестах между контрольной и экспериментальной группами в конце эксперимента очевидны,
следовательно, этот комплекс, считаем эффективным. Таким образом, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были выполнены, гипотеза подтверждена.
При анализе источников мы выяснили, что гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости: активную и пассивную. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание.
2. Был разработан комплекс специальных упражнений для развития гибкости «жоугун», который применялся на секционных занятиях по ушу.
3. По результатам проведенного нами исследования была подтверждена эффективность разработанного нами комплекса упражнений «жоугун» у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу. И так как различия в тестах между контрольной и экспериментальной группами в конце эксперимента очевидны,
следовательно, этот комплекс, считаем эффективным. Таким образом, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были выполнены, гипотеза подтверждена.



