ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие и виды гибкости 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития гибкости у
обучающихся младшего школьного возраста 10
1.3 Принципы организации образовательного процесса на секционных
занятиях по ушу 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 18
2.1 Задачи и методы исследования 18
2.2 Организация исследований 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 21
3.1 Выявление особенностей развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу и физкультурных
занятиях школьной группы (на основе анкетирования) 21
3.2 Тесты для определения уровня развития гибкости для обучающихся
младшего школьного возраста 29
3.3 Реализация экспериментального комплекса специальных упражнений «жоугун», направленного на развитие гибкости у обучающихся младшего
школьного возраста на секционных занятиях по ушу 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Гибкость важна во многих видах деятельности, в таких как: трудовая, военная, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Улучшать гибкость с легкостью можно и в домашних условиях. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно - сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке и многим другим.
На сегодняшний день для выполнения наиболее высоких спортивных результатов текущий спортсмен обязан отличаться не только волей и идеальными техническими действиями, но и такими физическими качествами, как быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость. Большое количество работ посвящено изучению факторов, влияющих на уровень развития этих качеств. Обширный поток новых научных данных помогает улучшать методику развития физических способностей спортсмена.
В рамках вышеобозначенных положений М.А. Годик и многие другие отечественные авторы выделяют, что с проявлением гибкости, связано выполнение любого действия, позволяющее выполнять движения с необходимой амплитудой. Гибкость является важнейшим фактором, она помогает добиваться высоких спортивных результатов. Спортсмен, имеющий достаточно хорошую гибкость, рациональнее пользуется силой, быстротой, ловкостью, а также быстрее охватывает более совершенную технику изучаемых движений. И, наоборот, при низко развитой гибкости искривляется выполнение технических действий, повышается расход силы и других физических качеств [6, с. 120; 19, с. 96; 21, с. 455]. Именно поэтому вопрос о развитии гибкости является существенной проблемой.
Между тем Н.Я. Алисов и другие ученые выделяют, что вопрос о закономерностях, о природе гибкости, методах и средствах ее развития в настоящее время еще маловато изучен.
Указания по развитию гибкости в основном, во многих видах спорта носят, общеметодический характер, а так же авторы отмечают отсутствие научно обоснованных рекомендаций по развитию гибкости у начинающих спортсменов. Только на опытных спортсменах проводились научные исследования [6, с. 120].
При планировании физической нагрузки у обучающихся младшего школьного возраста необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы, а также психологические особенности ребенка. Особая внимательность нужна в младшем школьном возрасте, при выполнении упражнений, направленных на повышение эластичности плечевых суставов и позвоночного столба. У обучающихся 7 - 10 лет звенья опорно-двигательного аппарата еще очень мягкие и поэтому легко могут повредиться [15, с.21-28].
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости определения особенностей развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста.
Целью дипломной работы является разработка комплекса специальных упражнений «жоугун» для обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу и экспериментальная проверка его эффективности.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. В процессе изучения литературных источников раскрыть особенности развития гибкости у обучающихся младших классов.
2. Разработать комплекс специальных упражнений «жоугун» для развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях ушу.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанного нами комплекса упражнений «жоугун» на развитие гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу.
Объектом дипломной работы выступает образовательный процесс, направленный на развитие гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу.
Предмет дипломной работы - разработанный комплекс упражнений «жоугун», как средство развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу.
Гипотеза. Предполагается, что разработанный комплекс упражнений «жоугун» более эффективен для развития гибкости, чем упражнения для развития гибкости по общеобразовательной школьной программе.
Методы исследования, используемые в дипломной работе:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
- тестирования уровня гибкости обучающихся;
- педагогический эксперимент,
- статистическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что исследование способствует углублению и расширению знаний в области развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке и реализации комплекса специальных упражнений для развития гибкости «жоугун».
Структура исследования состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка и приложений. Материал исследования сопровождается таблицами и гистограммами
1. В ходе выполнения дипломной работы мы решили ряд задач, первой из которых являлся обзор источников литературы по проблеме исследования.
При анализе источников мы выяснили, что гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости: активную и пассивную. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание.
2. Был разработан комплекс специальных упражнений для развития гибкости «жоугун», который применялся на секционных занятиях по ушу.
3. По результатам проведенного нами исследования была подтверждена эффективность разработанного нами комплекса упражнений «жоугун» у обучающихся младшего школьного возраста на секционных занятиях по ушу. И так как различия в тестах между контрольной и экспериментальной группами в конце эксперимента очевидны,
следовательно, этот комплекс, считаем эффективным. Таким образом, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Абаев, Н.В. Лечебная гимнастика ушу / Н.В. Абаев. - Улан-Удэ: Республиканская типография Бурятской ССР, 1990. - 49 с.
2. Абашин, А.И. Методика построения технико-тактических комбинаций в спортивном рукопашном бое: дис. ... магистра физ. культуры / Андрей Игоревич Абашин; РГУФКСиТ. - М., 2009. - 102 с.
3. Абиев, Р.Д. Организация занятий по ушу в начальных классах общеобразовательных школ / Р.Д. Абиев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 3. - С. 61-62.
4. Агишев, Р. Методика развития гибкости / Р. Агишев // Спорт в школе.
- 2011. - № 10. - С. 30-32.
5. Абрамович Д.В. Занятия физической культурой по месту жительства как приемлемая альтернатива школьным спортивным секциям / Д.В. Абрамович, А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили, В.Ю. Лебединский // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9 (3). - С. 471-474
6. Алисов, Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития / Алисов Н.Я. - СПб., 2001. - 120 с.
7. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. - Киев: Олимп. лит., 2001. - 423 с.
8. Андерсен, Д.С. Гибкость и результативность: концепции и
практические рекомендации / Д.С. Андерсен // Спортивная медицина сегодня. - 2015. - № 6. - С. 6-9.
9. Антонова, С. Секреты гибкости / С. Антонова. - М.: Терра, 2017. - 313 с.
10. Арзютов, Г.Н. Методология теории поэтапной многолетней подготовки спортсменов в единоборствах / Г.Н. Арзютов, Ю.А. Бородин // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 7-10.
11. Арнольд, Нельсон Анатомия упражнений на растяжку. Иллюстрированное пособие по развитию гибкости и мышечной силы / Нельсон Арнольд. - М.: Попурри, 2016. - 63 с.
12. Билич, Г.Л. Анатомия человека / Г.Л. Билич. - М.: ЭксмоПресс, 2016. - 240 с.
13. Баранова С. Волшебные оздоровительные комплексы для стройности, гибкости, бодрости / Баранова Светлана. - М.: Феникс, 2018. - 676 с.
14. Васильев О.С. О месте боевого искусства ушу в системе современного детского спорта / Васильев О.С. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 5-6.
15. Верхошанский, Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 21-28.
16. Воробьев В.И. Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. — Челябинск, 1998. — 54 с.
17. Волин, Ю. М. Технические системы в условиях неопределенности: анализ гибкости и оптимизация / Ю.М. Волин. - М.: Лаборатория знаний, 2019. - 324 с.
18. Гаськов, A.B. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу / A.B. Гаськов, И.В. Марковец // Физическая культура. - 2015. - № 4. - С. 49-50.
19. Годик, М.А. Стретчинг. Гибкость, гибкость, элегантность / М.А. Годик, А.М. Барамидзе, Т.Г. Киселева. - М., 1991. - 96 с.
20. Гужаловский, A.A. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. - 2-е изд. - М., 1998. - 95 с.
21. Дегтерев, С.М. Методика преподавания физической культуры в учебных заведениях / С.М. Дегтерев. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Златоуст, 2007. - 455 с.
22. Исмаилова, А.С. Средства и особенности методики развития гибкости у спортсменок на этапе начальной специализированной подготовки в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Исмаилова Айан Сананкызы. - М., 2013. - 143 с.
23. Калинин, Р.Е. Анатомия человека. Опорно-двигательный аппарат: учебное пособие / Р.Е. Калинин, А.В. Виноградов, И.И. Андреева, И.П. Сучков. - Рязань: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 256 с.
24. Карамов, С.К. Ушу / С.К. Карамов. - Кн. 2. - М.: Терра-спорт: Олимпия Press, 2004. - 90 с.
25. Кокконен, Ю. Анатомия упражнений на растяжку / А. Нельсон, Ю. Кокконен ; пер. с англ. С.Э. Борич. - Минск, 2014. - 224 с.
26. Крейг, Дэвис Анатомия гольфа. Иллюстрированное пособие по развитию силы, гибкости и мощности для увеличения дальности ударов, повышения их точности и стабильности показателей / Дэвис Крейг. - М.: Попурри, 2017. - 983 с.
27. Кузнецов, В.В. Теоретико-методические основы спорта высших достижений / В.В. Кузнецов, Е.А. Разумовский // «Спорт - науке, наука - спорту»: тез.докл. Всесоюзн. конф. - Новосибирск, 1984. - Ч.2., - С. 18-19.
28. Луковенко Ю.В. Подход к исследованию спорта как деятельности / Ю.В. Луковенко // Вопросы методологии. - 1991. - №1. - С. 71-75.
29. Лях, В.И. Гибкость и методика ее развития - Физкультура в школе № 1 / В.И. Лях. - М., 1999. - С. 25.
30. Мазурков, Г. Ушу в школьной программе / Г. Мазурков. - URL: http://www.spo. 1 september.ru(дата обращения: 14. 04. 2022).
31. Малахов, Г.П. Здоровый позвоночник. Сила и гибкость в любом возрасте / Г.П. Малахов. - М.: Эксмо, 2015. - 235 c.
32. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А.П. Матвеев. - М: Владос - Пресс, 2003. - 248 с.
33. Махов, С. Ю. Система ГРОМ. Видео №140. Комплекс упражнений на гибкость 1 / С.Ю. Махов. - М.: МАБИВ, 2015. - 228 c.
34. Музруков, Г.Н. Основы ушу: учеб. / Г.Н. Музруков. - М.:
Независимое издательство «Пик», 2010. - 625 с.
35. Музруков, Г.Н. Основы ушу: учебник для спортивных школ. Единая Всероссийская учебная программа / Г.Н. Музруков. - М.: Издательский Дом «Городец», 2016. - 576 с.
36. Осьмак, Константин Растяжка, шпагат и гибкость в любом возрасте / Константин Осьмак. - М.: Издательские решения, 2019. - 639 с.
37. Островский, Г. М. Технические системы в условиях неопределенности. Анализ гибкости и оптимизация / Г.М. Островский, Ю.М. Волин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 320 с.
38. .Петров П. К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — С. 112.
— (Б-ка студента).
39. Пивченко, В.Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учебное пособие / В.Г. Пивченко, Н.А. Трушель. - Астрахань, 2016. - 231с.
40. Рукосуев, Д.А. Развитие подвижности опорно-двигательного аппарата у спортсменов ушу 10-12 лет / Д.А. Рукосуев, А.И. Завьялов, А.А. Смирная // Современный ученый. - Белгород. - 2019. - № 2. - С. 134-139.
41. Рыбина, Л.А. Искусство гибкости / Л.А. Рыбина. - Спб.: Питер, 2004.
- 148 с.
42. Сафошин, A.B. Восточные единоборства в системе физического воспитания детей школьного возраста / A.B. Сафошин. - М., 2014. - 24 с.
43. Тарасова Д.А. Анализ степени сложности программ и факторы, препятствующие росту спортивного мастерства высококвалифицированных спортсменок сборной команды России по ушу-таолу / Д.А. Тарасова, С.А. Гониянц // Всероссийский форум «Молодые ученые - 2009». - М., 2009. - Т.
1. - С. 60-63.
44. Теория и методика физического воспитания: гибкость / Тесты,
используемые для определения уровня развития гибкости. - 2009. -
www.lugor.org.ua
45. Филин, В.П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в российской федерации / В.П. Филин, В.Г. Никитушкин, В.Г. Бауэр. - URL:http://lib.sportedu.ru(gaTa обращения: 14. 04. 2022).
46. Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие / Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1983. - 75 с.
47. Чуднов, А.Б. Методы математической обработки данных / А.Б. Чуднов. - С-Пб.: Питер, 2002. - 525 с.
48. Цзюньмин, Я. Ушу и Цигун: учебное пособие / Я. Цзюнь-мин. - Украина: Киев, 2014. - 297 с.
49. Гибкость и способы ее развитияhttp: //www.roller.ru/content/cat-181/article-1909.htmlДата обращения: 14. 04. 2022
50. Гибкостьhttp://ggym.ru/view cat.php?cat=40Дата обращения: 14. 04. 2022
51. Гибкость как физическое качество человека
http://voindao.ru/metod/met7.htmlДата обращения: 14. 04. 2022
52. Основы развития гибкостиhttp://netuda.com/index.php?topic=239.0Дата обращения: 14. 04. 2022
53. Гибкость тела как физическое качество.
http://sportviki.to/U ибкостьДата обращения: 14. 04. 2022
54. Методика развития гибкостиhttp://www.5rik.ru/better/article-218012.htm Дата обращения: 14. 04. 2022
55. Статья на тему: Гибкость как ценное физическое качество https://infourok.ru/statya-na-temu-gibkost-kak-cennoe-fizicheskoe-kachestvo-3811968.htmlДата обращения: 14. 04. 2022