Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие гибкости у обучающихся младших классов на занятиях по ритмике во внеурочное время

Работа №149676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития гибкости обучающихся младших классов на занятиях ритмикой во внеурочное время
1.1. Развитие гибкости на занятиях ритмикой 9
1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
детей младшего школьного возраста 17
1.3. Современная теория и практика организации и методики занятий ритмикой в начальной школе 25
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 37
Глава 3. Экспериментальное обоснование и оценка эффективности использования комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой
3.1. Экспериментальное обоснование использования комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой 39
3.2. Оценка эффективности использования комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованной литературы 63
Приложение 1 68
Приложение 2 69


Период обучения в начальной школе — это время, когда у обучающихся происходит активное формирование базовых физический качеств, которые реализуются в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Показатели базовых физических качеств: ловкость, гибкость имеют высокие темпы прироста. [15].
Гибкость является одним из важнейших для человека физических качеств. Она необходима для выполнения многих каждодневных действий. От уровня развития гибкости в дальнейшем зависит развитие быстроты, координационных способностей, силы.
Уровень проявления гибкости зависит от ряда различных факторов. Гибкость зависит от подвижности в том или ином суставе, что определяется его анатомическим строением, и прежде всего формой суставных поверхностей.
Согласно пунктам 9 и 12 федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области физической культуры, должны отражать формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств, в том числе гибкости [36].
Цель физического воспитания - это формирование физически совершенных людей, обладающих духовным богатством, моральной чистотой и способных к дополнительному творческому труду и мужественной защите родины [34].
В современной теории физического воспитания школьников А.Н. Савчуком и С.С. Ситничуком обоснована необходимость развития гибкости у обучающихся начальных классов [13, 34].
Тем не менее, в современной практике школьного образования по физической культуре в начальной школе недостаточно методических материалов для начинающего учителя по развитию гибкости в начальной школе [13, 34].
Жесткие временные рамки учебных программ В.И. Ляха и А.П. Матвеева определяют лишь 33 часа в год на развитие гибкости на уроках по ритмике, поэтому внеурочные занятия призваны повысить качество развития гибкости за счет возможности учета индивидуальных особенностей обучающихся и дополнительного времени, которое жестко не регламентировано программой [21].
Наиболее благоприятным временем для развития гибкости является временной диапазон между 10-12 и 18-20 часами.
Важным фактором уровня проявления гибкости является возраст. Сензитивным периодом для развития гибкости является возраст 7-9 лет. Позже гибкость продолжает успешно развиваться, но с меньшими темпами до 12-13 лет. С возрастом показатели подвижности в суставах ухудшаются.
Занятия физической культурой в младшем школьном возрасте призваны не только способствовать физическому развитию растущего организма, формировать у него разнообразные двигательные умения и навыки, но и оздоравливать.
Удовлетворение физиологических потребностей в ритмичных движениях обучающихся начальной школы очень важно, однако зачастую в современных реалиях отсутствует возможность уделять ритмической гимнастике должное внимание.
Только объединяя уроки по физической культуре со специализированными занятиями для общей физической подготовки, в том числе и с уклоном на тот иной вид спорта, педагоги могут добиться высоких результатов, как в области спортивных достижений, так и в общем физическом развитии школьника.
Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно обучающимся любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение, что актуально для обучающихся данного возраста [15].
Внеурочная деятельность организуется школой для участия в ней детей и строится на добровольных началах. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы обучающихся, быть интересны и не утомительными для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
На необходимость развития гибкости обучающихся указывают в своих работах В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.С. Быков, О.Н. Маркова и другие исследователи [27].
Проблема разработки методических подходов, обеспечивающих приоритетное решение образовательно-развивающих задач в процессе двигательно-ритмического воспитания школьников не нашла должного отражения в специальной литературе.
Проблемой исследования является недостаточное использование современных средств, методов и технологий организации проведений внеклассных занятий, где учитываются индивидуальные особенности обучающихся.
Таким образом, развитие гибкости у детей, совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов развития гибкости у детей школьного возраста остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.
Исходя из актуальности была сформулирована тема работы: Развитие гибкости у обучающихся младших классов на занятиях ритмикой во внеурочное время.
Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать в педагогическом эксперименте комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости у обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы задачи:
1. проанализировать теоретико-методологическую литературу по теме исследования;
2. разработать комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости у обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой;
3. проверить эффективность разработанного комплекса педагогическим экспериментом.
Объектом исследования является внеурочный учебно-тренировочный процесс по ритмике обучающихся начальной школы.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что использование комплекса упражнений во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой, позволит развить гибкость обучающихся 9-11 лет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ и обобщение литературных источников); эмпирические (педагогический эксперимент, педагогическое тестирование); статистической обработки данных (шкалирование, ранжирование, t-критерий Стьюдента).
Этапы исследования:
1 этап. Анализ теоретико-методологической литературы по теме исследования (сентябрь 2019 - октябрь 2019 гг.).
2 этап. Определение уровня развития гибкости у обучающихся 9-11 лет на начальном этапе исследовательской работы; разработка комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой (ноябрь 2019 г.)
3 этап. Педагогический эксперимент: выявление эффективности комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у обучающихся 9¬11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой; обработка и интерпретация результатов исследования (декабря 2019г. по май 2020 г.).
Опытно-экспериментальная база исследования: педагогический эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №86 им. М.Ф. Стригина», города Красноярска.
Экспериментальная выборка составила: 50 обучающихся 9-11 лет. Из общего числа испытуемых было сформировано две группы: контрольная и экспериментальная, по 25 человек в каждой. Экспериментальная выборка не учитывала гендерные особенности обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности дополнить и конкретизировать современные представления о развитии гибкости у детей во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой. Комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости у обучающихся 9¬11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой, уточняет имеющиеся теоретические представления о способах развития гибкости детей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и апробации педагогическим экспериментом комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка (44 источника), двух приложений, 70 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анализ теоретико-методологической литературы по теме исследования позволил определить понятие «ритмика» как передачу музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку, она не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств.
Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.
Непременным условием выполнения элементов ритмики является подвижность в суставах - гибкость, одно из пяти основных физических качеств человека [13]. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой [22]. Недостаточная гибкость детей приводит к нарушению осанки, изменений в походке. При ежедневных занятиях физическими упражнениями на гибкость повышается уровень физического развития. Развитие гибкости у обучающихся младших классов остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [12].
Сензитивным периодом для развития гибкости является возраст 7-9 лет. Позже гибкость продолжает успешно развиваться, но с меньшими темпами до 12-13 лет. С возрастом показатели подвижности в суставах ухудшаются.
Только объединяя уроки по физической культуре со специализированными занятиями для общей физической подготовки, в том числе и с уклоном на тот иной вид спорта, педагоги могут добиться высоких результатов, как в области спортивных достижений, так и в общем физическом развитии школьника.
Наиболее популярным вариантом организации занятий по видам спорта являются внеурочные занятия. Внеурочная деятельность организуется школой для участия в ней детей и строится на добровольных началах. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы обучающихся, быть интересны и не утомительными для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
2. Нами был составлен комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости у обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой. Все занятия комплекса содержат вводную, основную и заключительную части.
В основной части комплекса активно используются упражнения на развитие гибкости, выполняемые из различных положений. Упражнения подобраны таким образом, что они позволяют развивать гибкость в разных частях тела.
Комплекс упражнений составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся 9-11 лет.
3. Для определения эффективности комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у обучающихся 9-11 лет во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой был проведен контрольный срез уровня развития гибкости в контрольной и экспериментальных группах. В результате эксперимента было выявлено улучшение гибкости как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
Динамика показателей в обеих группах представлена в Таблице 5.
Так по тесту «Наклон из исходного положения стоя» в экспериментальной группе гибкость улучшилась с 1,75 до 6,20 см. В контрольной группе гибкость улучшилась с 1,526 до 4,894 см.
По тесту «Мост» в экспериментальной группе гибкость улучшилась с 53,70 до 46,20 см, в контрольной - гибкость улучшилась с 53,70 до 49,70 см.
По тесту «Наклон вперед сидя на полу» в экспериментальной группе с 20,20 до 15,30 см, ав контрольном классе гибкость улучшилась с 20,20 до 18,00 см.
По тесту ««Выкрут» прямых рук назад лежа на животе» в экспериментальной группе с 15,60 до 20,20 см; в контрольной группе гибкость улучшилась с 1 4,40 до 1 5,80 см.
По всем показателям гибкости в экспериментальной группе прирост результата был значительнее, чем в контрольной. Темпы прироста в экспериментальной группе были значительно выше, чем в контрольной, что подтверждает мнение о том, что использование комплекса упражнений во внеурочное время в секционных занятиях ритмикой, позволит развить гибкость обучающихся 9-11 лет.



1. Алексанян С.Н., Коюмджян Е.Н., Шарина О.А. Средства и методы хореографии в танцевальной аэробике. Учеб-метод. пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун¬та, 2016. — 110 с.
2. Аллахвердиев Ф.А. Гибкость и особенности ее развития // Санкт- Петербург, 2011. - 47 с.
3. Анатомия упражнений на растяжку: учебное пособие / под ред. А. Нельсон. - Поппури, 2008. - 160 с.
4. Арауманов, С.Г., Усманходжаев, Г.С. Физическое воспитание в школе учащихся 2-3 классов [Текст]. / С.Г. Арауманов, Г.С. Усманходжаев. - Ташкент: Физкультура и спорт, 2015. - 143с.
5. Аронова Е.Г. Методика развития гибкости у детей 8-9 лет в процессе занятий ритмической гимнастикой (третий урок физической культуры) / Шаг в науку: сборник статей по материалам III научно¬практической конференции института естествознания и спортивных технологий «Шаг в науку» - М., 2019. - с. 10-13.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] Учебник для студентов педагогических институтов по специальности физическая культура./ Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 2016. - 287с.
7. Берндштейн В.М. «Очерки по физиологии движения и физиологии активности. - М., 2005
8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) / А.И. Буренина — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
9. Варанина, Т.Т. Художественная гимнастика [Текст] Учебное пособие для институтов физической культуры/ Под редакцией Орлова Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 197с.
10. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки в спорте [Текст]. / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 264с.
11. Ветрова И.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 252 с.
12. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся [Текст]./ Л.В. Волков. - Киев: физкультура и спорт, 2015. - 78с.
13. Володина В.С., Савчук А.Н. Теория и методика физического воспитания школьников: учебное пособие / Краснояр. Гос. Пед. ун-т им. В.П. астафьева. - Красноярск, 2013. - 432 с.
14. Гибкость и методика целенаправленного ее развития: методические рекомендации / И. П. Круглик, И. И. Круглик, В. Л. Аксенов. - Горки : БГСХА, 2015. - 38 с.
15. Гимнастика: учебник / под ред. М. Л. Журавина. - Академия, 2008. - 448 с.
16. Глазырина, Л.Д. Физическая культура школьникам [Текст] Программа и программные требования. / Л.Д. Глазырина. - М.: Гуманитарный центр ВЛА ДОС, 2016. - 144с.
17. Губа, В.П. Физические способности детей [Текст]./ В.П. Губа. - Киев: Здоровье, 2017. - 116с.
18. Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе [Текст]./ А.А. Гугин. - М.: Просвещение, 2016. - 185с.
19. Гуналовский А.А. Физическое воспитание школьников и критические периоды развития [Текст]. / А.А. Гуналовский. - М.: Физкультура и спорт, 2014 - 251с.
20. Гыпос М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе [Текст]. / М.Д. Гыпос. - М.: Просвещение, 2016. - 259с.
21. Дубовая Д.А., Завадская В.В., Куликова В.Н., Суровацкая В.П.,
Халина Т.В. Ритмическая гимнастика как средство формирования интереса к занятиям физической культурой / Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 26 февр. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - с. 142-147
22. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк.-М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 384с.
23. Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие / Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева. - СПб., 2012.
24. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. Школа развития. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 157 с.
25. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1-4 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2018. - 222 с.
26. Кондратюк Т.А. Организация воспитательной работы на основе учета индивидуальных особенностей школьников: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 116 с.
27. Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». - М., 2001.
28. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. - М.: Просвещение, 1994.
29. Назарова А.Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие для работы с детьми. - Спб., 2010 - 35 с.
30. Перминова Е. И. Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии / Е. И. Перминова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 115-122.
31. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика». Учебное пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещние, 2001 г.
32. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. - 2011.- №3.-С.4-22
33. Сидоров Л.К., Кудрявцев М.Д., Кондратюк Т.А., Жуйко Д.А. Концепция современной физической культуры на основе формирования потребности в движении среди детей и молодежи / Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 250-253.
34. Ситничук С.С. Некоторые аспекты теории физкультурного образования: учебное пособие / С.С. Ситничук. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. - 184 с.
35. Трофимова М.П., Князь С.М. Волконский и его курсы ритмической гимнастики // Искусство движения. История и современность / Ред. Т.Б. Клим. М.: ГЦТМ, 2002. - 92с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс]. - Режим доступа:https://fgos.ru/, свободный. - (дата обращения: 17.04.2020)
37. Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И., Загрядская О.В. «Ритмика в школе» 2014.135 с.
38. Фирилева Ж.Е. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
39. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. [Текст]/Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005, - 144с.
40. Цацулин П., «Растяжка расслаблением. Супергибкость». — М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010
41. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика / А.Е. Чибрикова-ЛуговскаяМ.: Дрофа, 1998. — 104 с.
42. Шакина Е. А. Определение гибкости. // Физическая культура в школе. 1994. № 7. С. 15.
43. Sommer Christopher. Mastering Gymnastic Strength Training. Foundation One. Online edition, 2014. — 133 p.
44. Radcliffe James C., Thies Hannes. Functional Training fur Einsteiger. Riva, 2014. — 184 s. — ISBN 978-3868835069. Deutsch.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ