ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К КОНКУРЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИЯМ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ... 7
1.1. Понятие о конкуренции в социальной психологии 7
1.2. Конкурентоспособность личности 11
1.3. Характеристика профессий «человек - человек» 14
1.4. Развитие готовности к конкуренции профессиональной деятельности 18
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К КОНКУРЕНЦИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ «ЧЕЛОВЕК- ЧЕЛОВЕК» 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 25
Выводы по Главе 2 32
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИЯМ ТИПА «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» ПО ПОВЫШЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К КОНКУРЕНЦИИ 34
3.1. Теоретическое обоснование психологического просвещения будущих
представителей профессии «человек - человек» по повышению готовности к
конкуренции 34
3.2. Проект психологического просвещения будущих представителей
профессии «человек - человек» по повышению готовности к конкуренции . 36
Выводы по Главе 3 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, обеспечивая возможность полноценной самореализации личности, актуализации всех ее возможностей. То, как формируется личность профессионала, какие изменения происходят внутри континуума «человек - профессия» изучалось в советской психологической науке и активно продолжает разрабатываться в современных исследованиях (В. И. Бодров, С. П. Бочарова, И. О. Баклицький, Э. Ф. Зеер, М. А. Дмитриева, Е. А. Климов, А. А. Крылов, В. А. Моляко, О. Г. Носкова, Н. С. Пряжников, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.).
Как отмечает Л.Н. Корнеева, в последние десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух ключевых направлениях.
В первом активно изучаются отдельные индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности. Исследования в рамках данного подхода обычно инициированы нуждами практики и концентрируются вокруг конкретных видов профессиональной деятельности. Для работ, выполненных в русле этого подхода, характерна опора на концепцию профессионально важных качеств личности (ПВК), что позволяет сравнивать личностные характеристики представителей конкретной профессиональной группы и требуемые для достижения успеха качества.
Для второго направления исследований характерно изучение целостной личности. Работы данного направления представляют собой комплексные исследования, анализирующие взаимосвязь и взаимовлияние профессионально-важных качеств личности при осуществлении конкретной профессиональной деятельности.
Оба направления исследований дают возможность выявить группы качеств или отдельные качества личности профессионала, способствующие достижению успеха в избранной профессии.
Вопрос о том, какие качества для представителей конкретных профессий значимы, преимущественно не является дискуссионным. Для подавляющего большинства профессий разработаны профессиограммы, которые обновляются и дополняются учеными сообразно изменяющимся социально-технологическим условиям. В наиболее общем виде для представителей профессии «человек - человек» значимыми являются такие качества, как доброжелательное отношение к людям, справедливость, коммуникабельность, толерантность, самообладание и др.
Согласно исследованиям последних лет, ключевыми аспектами являются развитые социально-психологические навыки, такие как эмпатия, эффективная коммуникация, способность к толерантности и управлению конфликтами. Эти навыки помогают развить понимание того, что конкуренция не должна стать причиной конфликта или несправедливости, а должна стимулировать личностный рост и улучшение профессиональных навыков. Однако при этом проблема готовности к конкуренции в профессиях «человек - человек» практически не изучается, в связи с чем, проблема исследования является актуальной и обусловливает необходимость изучения данной проблемы.
Объект: представители профессии «человек - человек».
Предмет: развитие готовности к конкуренции обучающихся по профессиям типа «человек - человек».
Цель: развить готовность к конкуренции обучающихся профессиям типа «человек - человек» посредством психологического просвещения.
Проектная идея: психологическое просвещение будущих представителей профессии типа «человек-человек», направленное на развитие способности к самообразованию и самообучению, позволит повысить готовность к конкуренции.
Задачи:
1. Теоретически раскрыть понимание конкуренции в социальной психологии.
2. Дать характеристику профессиям «человек-человек».
3. Дать характеристику конкурентоспособности личности.
4. Описать способы развития готовности к конкуренции.
5. Организовать и реализовать исследование уровня конкурентоспособности личности и определения уровня к саморазвитию и самообразованию.
6. Разработать проект психологического просвещения представителей профессии «человек - человек» по повышению готовности к конкуренции.
Методы и методики:
1. методы теоретического анализа (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2. обобщение и интерпретация научных данных.
3. психодиагностические методики:
- Уровень конкурентоспособности (В.И. Андреева).
- Уровень готовности к самообучению и самообразованию (В.И. Андреева).
База: Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева (КГПУ), Красноярский Базовый Медицинский Колледж им. В.М. Крутовского (КБМК).
Выборка: 46 студентов 2 и 3 курсов, обучающихся по профессии типа «человек - человек»: профиль подготовки «педагогическое образование» и «медицинское образование» 34 девушки и 12 юношей.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный нами семинар-практикум может быть применен в работе будущих представителей профессий типа «человек - человек» для повышения у них готовности к конкуренции через формирование навыков самообразования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.
В данной выпускной квалификационной работе обобщены результаты теоретического обзора литературы и проектной работе по проблеме развития готовности к конкуренции у будущих представителей профессий «человек- человек» по средствам психологического просвещения.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что, согласно исследованиям последних лет, ключевыми аспектами являются развитые социально-психологические навыки, такие как эмпатия, эффективная коммуникация, способность к толерантности и управлению конфликтами. Эти навыки помогают развить понимание того, что конкуренция не должна стать причиной конфликта или несправедливости, а должна стимулировать личностный рост и улучшение профессиональных навыков. Однако при этом проблема готовности к конкуренции в профессиях «человек - человек» практически не изучается, в связи с чем, проблема исследования является актуальной и обусловливает необходимость изучения данной проблемы.
В первой главе представлены результаты теоретического обзора научной литературы по теме исследования. Раскрыта сущность понятия «конкуренция» в социально психологии, описаны сущность и особенности конкурентоспособности личности, дана характеристика профессий «человек - человек», теоретически обосновано развитие готовности к конкуренции в профессиональной деятельности.
Во второй главе представлены результаты исследования готовности представителей профессий «человек -человек» к конкуренции и самообразованию, самообучению.
В исследовании приняли участие 46 студентов 2 и 3 курсов, обучающихся по профессии типа «человек - человек»: профиль подготовки «педагогическое образование» и «медицинское образование». 34 девушки и 12 юношей.
В ходе исследования нами было выдвинуто предположение о том, что люди, обладающие высоким уровнем самообучения и самообразования, будут обладать высокой конкурентоспособностью.
Для проверки достоверности выдвинутой гипотезы в исследовании применены методики «Уровень конкурентоспособности» (В.И. Андреева) и «Уровень способности к самообучению и самообразованию» (В.И. Андреева).
Количественный и качественный анализ результатов исследования показал, что в группе студентов преобладает доля лиц с уровнем сформированности конкурентоспособности на уровне выше среднего, т.е. большинство студентов не имеют четких представлений о своем ближайшем будущем. Не всегда доводят начатое до конца в связи с недостаточностью энергии. Инициативность, решительность проявляются только изредка. Предпочитают стабильность. Характерна конформность. Не открыты и не общительны, в частности с незнакомыми людьми. Редко занимаются самообразованием и самообучением, изредка участвуют в семинарах и конференциях.
Для большинства респондентов характерен средний уровень проявления способности к самообучению и самообразованию. Студенты отличаются эрудированностью, трудолюбием, настойчивостью, решительностью, обязательностью, являются интересными собеседниками. Обладают организаторскими способностями. Достижению большей успешности в учебной деятельности им мешает нехватка времени. Положительно относятся к планированию времени, но занимаются этим нерегулярно. В свободное время предпочитают заниматься любимым делом и проводить с друзьями. Не проявляют интереса к научной литературе и документальным фильмам.
На основе результатов исследования нами предложен семинар- практикум на тему «Самообразование - путь к профессиональному мастерству». Проект основан на исследованиях таких авторов, как Л.И. Мамонова, Т. П. Айсувакова, М. М. Борисевич, О. П. Лебедева, Ю. В. Сорокопуд, которые занимались вопросами самообразования студентов гуманитарных специальностей и будущих представителей профессий «человек - человек».
Целью проекта является повышение уровня осведомленности студентов - будущих представителей профессий «человек - человек» о самообучении и самообразовании, повышение компетенций в области самообразования.
Проект реализован в форме семинара-практикума, в ходе которого проведены следующие задания и мероприятия: задание на определение качеств, необходимых и препятствующих самообразованию, рубрика «Из опыта работы» (выступление приглашенного специалиста, обмен опытом), работа в командах, интерактив «Как с пользой провести свободное время», определение плана самообразования.
После реализации проекта ожидается повышение уровня готовности студентов к самообразованию и конкуренции. У студентов сформируется осознанное понимание необходимости самообразовательной деятельности для повышения уровня профессионального мастерства, составляющие процесса самообразования, алгоритм работы над индивидуальной методической темой; приобретут умения разрабатывать примерный план самообразования, оформлять результаты работы по самообразованию.
Перспектива дальнейшего изучения темы исследования связана с реализацией предложенного проекта и проверкой ее результативности.
Обобщив вышесказанное, можно утверждать, что цель проекта достигнута, задачи решены.
1. Алиева Р.Р., Ханова Р.В. Сущность готовности студентов к профессиональному самообразованию // Система профессионального образования: проблемы и перспективы: 1-я Межвузовская заочная научно-практическая конференция: Сборник статей, Махачкала, 23 ноября 2016 года / Под ред. Д.К. Бейбалаевой. Махачкала: ДГПУ, 2016. С. 104-111.
2. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернет технологий (опыт Московского Международного Университета) // Мир науки, культуры, образования. -
2020. - № 3(82). - С. 266-268.
3. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого
саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных
технологий, 2013. 468 с.
4. Антонова М.А., Корниенко Т.А., Лебедева Е.В. Социально-психологические аспекты развития готовности к конкуренции в молодежной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. №20(3). С. 554-566.
5. Ахметова А.Т. Формирование конкурентоспособной личности в системе профессиональной подготовки в вузе // КПЖ. 2020. №1(138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-konkurentosposobnoy-lichnosti-v- sisteme-professionalnoy-podgotovki-v-vuze(дата обращения: 11.03.2023).
6. Бессонов К.А. Самостоятельная учебная деятельность как основа самообразования студентов // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 13-14 ноября 2015 года. Липецк: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет», 2015. С. 115-119.
7. Брязгунова Е.Н. Самообразование как основа успешности человека // Педагогическое мастерство. Материалы Международной научной конференции. 2012. С. 310-312.
8. Глухов А.А., Алексеева Н.Т Формирование
конкурентоспособности личности студента в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1-2. С. 251-252.
9. Еромасова А.А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 182 с.
10. Забаринский Г.В. Понятие и признаки конкуренции // StudArcticForum. 2019. Т. 1, № 13. С. 52-56.
11. Змановская Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2019. - 288 с.
12. Каверина Р.Д. Психологическая систематика профессий типа «человек-человек» в целях профессиональной ориентации: Автореф. дис. канд. психол. наук. Липецк: Лосмо, 2009. 25 с.
13. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. 349 с.
14. Котикова Д.С. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2010. - 31 с.
15. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / под ред. А. А. Леонтьева [и др.]. Москва: Смысл, 2003 (ГПП Печ. Двор). 439 с.
16. Мамонова Л.И. Самообразование студентов // Инновационная наука. 2015. № 12-2. С. 242-243.
17. Масликова Т.И., Тимощук С.А. О самостоятельной работе студентов как основе самообразования // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2013. № 1. С. 28-32.
18. Михайлова А.А. Психологические основы готовности к конкуренции у студентов // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юриспруденция. 2021. № 27(1). С.7-12.
19. Митина Л.М.Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски: [монография]. Москва; Санкт-Петербург: Нестор- История, 2018. 454, [1] с.
20. Осипова В.В., Антошкина Е.А. Конкуренция как социально-психологическое явление // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 11. С. 102-104.
21. Подунай В.В., Блесткина А.Э. Анализ теоретических подходов к определению понятия «конкуренция» // Актуальные проблемы экономического развития: сборник докладов Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 20-летию института экономики и менеджмента, Белгород, 15-30 мая 2013 года / Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Том 2. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2013. С. 146-151.
22. Поташник М.В. Готовность к конкуренции как условие личностного роста // Сибирский педагогический журнал. 2020. №20(1). С.18-24.
23. Савинцев Б.Н. Понятие конкуренции // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2. С. 137-141.
24. Солодовников В.В., Пономарев, В. И. Формирование готовности к конкуренции у студентов в условиях современного вуза // Вестник Краснодарского государственного университета культуры и искусств. 2020. №64(4). С.35-42.
25. Сорокопуд Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы «человек - человек» // МНКО. 2019. №1(74). С.245-246.
26. Терехова Н.В., Липовецкий В.Я. Развитие готовности к конкуренции у студентов вузов в процессе обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки.
2021. №1. С. 70-75.
27. Умархаджиева С.Р. Формирование способности к
самообразованию у студентов вуза // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 225-227.
28. Ушакова Т.А., Тулеганова А.Ж., Молдабекова С.К. Психолого¬
педагогические основы формирования конкурентноспособной личности // Студент: наука, профессия, жизнь: материалы II всероссийской студенческой научной конференции с международным участием, Омск, 20-30 апреля 2015 года / Ответственный редактор С.Г. Шантаренко. Омск: Омский
государственный университет путей сообщения, 2015. С. 571-575.
29. Defruyt F., Koch W., Kenward B. Personality and competitive readiness: A cross-cultural examination of extraversion, neuroticism, and locus of control // Personality and Individual Differences. 2021. №173. Р. 110652.
30. Joker M., Tefere Y., Tesfaye, Y. The impact of psychological empowerment on entrepreneurial intention: The mediating role of competitive readiness // Journal of Business Research. 2021. № 131. Р. 428-436.
31. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. №61. С. 101860.
32. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, NY: Guilford Press, 2021. 231 p.
33. Ryan R.M., & Deci, E. L. (2020). Autonomy: The need for choice and self-determination. In Handbook of self-determination research (pp. 45-61). Springer, Cham.