Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Волшебная сказка как средство развития словесною творчества детей старшею дошкольною возраста

Работа №149673

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
1.1. Понятие детского словесного творчества и особенности его
развития в старшем дошкольном возрасте 8
1.2. Особенности содержания и художественной формы волшебной
сказки 14
1.3. Роль волшебной сказки в развитии словесного творчества детей
старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
2.1. Изучение исходного уровня развития словесного творчества детей
старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по использованию волшебной сказки как
средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Определение эффективности использования волшебной сказки как средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного
возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

В настоящее время все актуальнее становится проблема развития детского творчества. Внутренний мир ребёнка - это ключ ко многим волнующим проблемам, которые возникают в дальнейшей жизни человека. Творческие, интеллектуальные возможности ребёнка неисчерпаемы. Даже на сегодняшний день мы не можем утверждать, что они используются в полной мере. Раскрытие и реализация творческих способностей детей является весьма трудной задачей. Формирование нравственно-цельного, творчески мыслящего, инициативного человека - цель, которая может быть достигнута на основе решения проблемы развития личности ребёнка.
Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности. Знакомство с произведениями искусства создаёт для развития творчества детей особенно благоприятные условия.
Природа возникновения детского творчества неординарна. В педагогике сложились две противоположные тенденции в подходе к этому вопросу. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних, самозарождающихся сил ребёнка. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий является гарантией активного влияния на развитие детского творчества.
Словесное творчество - один из немаловажных видов творческой деятельности ребёнка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из механически воспроизводящего действительность превращается в творческое [7].
Вопросы развития словесного творчества детей дошкольного возраста исследовались Э.П. Коротковой, Е.И. Тихеевой [35], О.С. Ушаковой [37] и многими другими. В педагогических исследованиях, посвящённых данной проблеме, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства. Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений является сказка.
Основу развития словесного творчества старших дошкольников составляет восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и сказок, которые представляют собой наиболее развитый и любимый детьми жанр фольклора.
Сказка - одно из прекрасных творений искусства, которая несёт в себе большую общепедагогическую ценность, состоящую в её познавательном, воспитательном и развивающем значении.
Сказки являются одним из самых любимых жанров у дошкольников, так как он близок восприятию детей данного возраста, интересен, доступен и понятен, даёт простор их воображению и фантазии.
В процессе восприятия сказочного текста старшие дошкольники могут почерпнуть для себя множество важных вещей. Размышляя о положительных и отрицательных персонажах, дети воспринимают те качества, которые помогут им в будущем стать полноценными личностями и, наоборот, отвергают те, которые помешают им в этом: умение помочь людям в беде и разделить с ними радости, преданно любить своих близких, не бояться трудностей, уметь их преодолевать, не завидовать успеху и богатству других, а самим добиваться успехов в жизни [4].
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования - «Волшебная сказка как средство развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста»....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. Словесное творчество является сложной продуктивной деятельностью детей, высшим проявлением самостоятельности в речевой деятельности, требующим определённых психологических предпосылок и возникающим под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей действительности. Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества свидетельствует о том, что словесное творчество не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора [37].
Особое место в словотворческом процессе по праву занимает сказка. Сказка - проверенный веками способ передачи народной мудрости, традиций, морали и языка младшему поколению. Она прекрасно развивает воображение, которое является основой для развития мышления ребёнка. Присущая сказке простота (сюжетная и словесная), яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы делают сказки мощным инструментом развития связной речи. Сказки с волшебным сюжетом раскрывают перед детьми меткость и выразительность родного языка.
В первой главе ВКР освещён широкий круг вопросов, связанных с развитием словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе использования волшебной сказки. Изучив психолого­педагогическую литературу по теме исследования, мы сделали вывод о том, что словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Рассмотрены особенности содержания и художественной формы волшебной сказки. Среди них: наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда; столкновение с волшебной силой; наличие волшебных персонажей, предметов; осложнённая композиция, расширенный набор изобразительно­выразительных средств; описание доминируют над диалогом; многоэпизодность (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя) и др.
Делается вывод, что сказки способствуют формированию характера ребёнка, развитию его мышления, творческой фантазии, художественного вкуса; учат ребёнка преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства, вызывают стремление быть добрым, отзывчивым, честным, трудолюбивым, храбрым. Через сказки ребёнок овладевает языком своего народа, начинает понимать его красоту, обогащает свою речь.
Вторая глава ВКР включает анализ экспериментальной работы по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе использования волшебной сказки.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами решались следующие задачи: подбор методик по выявлению исходного уровня развития словесного творчества, диагностика уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста, анализ и обобщение результатов исследования. Были подобраны следующие методики:
■методика, направленная на изучение умения придумывать сказочные монологи с использованием образных средств языка, «Сказка кукле»;
■методика, направленная на выявление умения создавать связные монологические тексты с творческим заданием, на основе пересказа сказки «Колобок» с использованием иллюстраций и сочинением нового окончания сказки;...


1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2008. - 400 с. URL: http://pedlib.rU/Books/4/0018/index.shtml7from page=344
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.
3. Алиева Т.И. Как ребёнок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 79-84.
4. Аникин В.П. Русская народная сказка: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
5. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе. // Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - №3. - С. 5-7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21125040
6. Арканов А.К. Идеи К.Д. Ушинского. - М.: Просвещение, 2002. - 312 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
8. Большева Т.В. Учимся по сказке: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. - 92 с.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.
10. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11. - С. 32-38.
11. Ворошнина Л.В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 19 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007772177
12. Ворошнина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей 7 года жизни в условиях мотивации их деятельности. - Пермь: МП РСФСР, ПГПИ, 1977. - 231 с.
13. Ворошнина Л.В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия. - Минск: БГПУ, 2007. - 217 с.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007. - 92 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь: собр. соч. в 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 361 с....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ