ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
|
Введение 3
Глава I. Современные аспекты изучения детского церебрального паралича
1.1. Речевое развитие детей с детским церебральным 6
параличом
1.2. Коррекционная работа с детьми с детским церебральным 9
параличом
Глава II. Содержание экспериментальной работы с детьми с детским церебральным параличом
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального 18
изучения
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения 21
Глава III. Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального 25
обучения
3.2. Развитие физиологического и фонационного дыхания 27
3.3. Коррекция нарушений голоса у дошкольников с детским 39
церебральным параличом
3.4. Контрольный эксперимент 48
Заключение 51
Список литературы 53
Глава I. Современные аспекты изучения детского церебрального паралича
1.1. Речевое развитие детей с детским церебральным 6
параличом
1.2. Коррекционная работа с детьми с детским церебральным 9
параличом
Глава II. Содержание экспериментальной работы с детьми с детским церебральным параличом
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального 18
изучения
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения 21
Глава III. Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального 25
обучения
3.2. Развитие физиологического и фонационного дыхания 27
3.3. Коррекция нарушений голоса у дошкольников с детским 39
церебральным параличом
3.4. Контрольный эксперимент 48
Заключение 51
Список литературы 53
За последние годы увеличилось число детей с неврологическими нарушениями, при этом детский церебральный паралич занимает одно из первых мест в числе двигательный нарушений.
В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт по коррекции нарушений высших психических функций детей с детским церебральным параличом. Изучением речевого и психического развития детей данной категории занимались Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, К.А. Семенова, А.В. Симонова, И.А. Смирнова, Л.Б. Халилова, Л.М. Шипицына, М.Б. Эйдинова и др.. Специалисты, работающие в рамках изучения развития детей с ДЦП, в своих исследованиях описали особенности речевых и психических нарушений, что позволило им выделить специфические особенности в коррекционноразвивающей работе, определить последовательность коррекционного воздействия и описать систему работы, в том числе и логопедической.
Одной из особенностей коррекционного воздействия, на которую указывают все исследователи, является необходимость учета в логопедической работе патологической рефлекторной активности всей мускулатуры. Для подбора материала, методов, методик коррекционной работы стоит опираться, как доказано многолетней практической деятельностью, не на календарный возраст, а на уровень актуального развития ребенка с детским церебральным параличом, который, как правило, не соответствует реальному возрасту детей с двигательной патологией.
Как и при коррекции всех нарушений развития, важным аспектом работы является опора на сохранные анализаторы и развитие сенсорной сферы. Сочетание индивидуальных, подгрупповых и групповых форм работы должно быть гибким, так как разные уровня нарушенной языковой функции предполагают разные формы коррекционно-логопедического воздействия
Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом будет эффективной, если она будет направлена на развитие и коррекцию всех нарушенных сторон речи, на коррекцию сенсорных, познавательных и двигательных функций, то есть работы будет эффективна, если она ведется комплексно. Также работа должна вестись в сочетании с лечебно - профилактическими мероприятиями, что является важным для комплексного воздействия.
В настоящее время продолжается разработка актуальных вопросов коррекционного воздействия при детском церебральном параличе, поиск эффективных приемов, подходов, методик.
Все это доказывает актуальность выбранной нами проблемы для выпускной коррекционной работы.
Цель работы: коррекция нарушений фонационного дыхания и голоса у дошкольников с детским церебральным параличом.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по выбранной проблеме выпускной квалификационной работы.
2. Провести экспериментальное изучение состояния голосовой функции у дошкольников с детским церебральным параличом.
3. Провести экспериментальное обучение, направленное на коррекцию нарушений фонационного дыхания и голосовой функции у дошкольников с детским церебральным параличом.
Объект выпускной квалификационной работы: состояние голосовой функции дошкольников с детским церебральным параличом.
Предмет экспериментальной работы: игры, задания и упражнения, направленные на развитие голосовой функции дошкольников с детским церебральным параличом....
В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт по коррекции нарушений высших психических функций детей с детским церебральным параличом. Изучением речевого и психического развития детей данной категории занимались Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, К.А. Семенова, А.В. Симонова, И.А. Смирнова, Л.Б. Халилова, Л.М. Шипицына, М.Б. Эйдинова и др.. Специалисты, работающие в рамках изучения развития детей с ДЦП, в своих исследованиях описали особенности речевых и психических нарушений, что позволило им выделить специфические особенности в коррекционноразвивающей работе, определить последовательность коррекционного воздействия и описать систему работы, в том числе и логопедической.
Одной из особенностей коррекционного воздействия, на которую указывают все исследователи, является необходимость учета в логопедической работе патологической рефлекторной активности всей мускулатуры. Для подбора материала, методов, методик коррекционной работы стоит опираться, как доказано многолетней практической деятельностью, не на календарный возраст, а на уровень актуального развития ребенка с детским церебральным параличом, который, как правило, не соответствует реальному возрасту детей с двигательной патологией.
Как и при коррекции всех нарушений развития, важным аспектом работы является опора на сохранные анализаторы и развитие сенсорной сферы. Сочетание индивидуальных, подгрупповых и групповых форм работы должно быть гибким, так как разные уровня нарушенной языковой функции предполагают разные формы коррекционно-логопедического воздействия
Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом будет эффективной, если она будет направлена на развитие и коррекцию всех нарушенных сторон речи, на коррекцию сенсорных, познавательных и двигательных функций, то есть работы будет эффективна, если она ведется комплексно. Также работа должна вестись в сочетании с лечебно - профилактическими мероприятиями, что является важным для комплексного воздействия.
В настоящее время продолжается разработка актуальных вопросов коррекционного воздействия при детском церебральном параличе, поиск эффективных приемов, подходов, методик.
Все это доказывает актуальность выбранной нами проблемы для выпускной коррекционной работы.
Цель работы: коррекция нарушений фонационного дыхания и голоса у дошкольников с детским церебральным параличом.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по выбранной проблеме выпускной квалификационной работы.
2. Провести экспериментальное изучение состояния голосовой функции у дошкольников с детским церебральным параличом.
3. Провести экспериментальное обучение, направленное на коррекцию нарушений фонационного дыхания и голосовой функции у дошкольников с детским церебральным параличом.
Объект выпускной квалификационной работы: состояние голосовой функции дошкольников с детским церебральным параличом.
Предмет экспериментальной работы: игры, задания и упражнения, направленные на развитие голосовой функции дошкольников с детским церебральным параличом....
Детские церебральные параличи представляют собой целую группу двигательных нарушений, сопровождающихся в разной степени нарушениями и речевого развития.
При детском церебральном параличе встречаются различные речевые нарушения, самые распространенные из них - это дизартрии и алалии.
Дизартрия - самое частое и распространенное нарушение у детей с детским церебральным параличом, проявляющееся в нарушении звукопроизносительной стороны речи. Именно это и определило объект и предмет нашего исследования: особенности и коррекция голосовой функции дошкольников с детским церебральным параличом.
Экспериментальное изучение звукопроизносительной стороны включало в себя следующие тесты и задания:
1. Состояние подвижных органов артикуляции;
2. Особенности дыхания: тип и глубина дыхания, направленность воздушной струи, длительность речевого выдоха;
3. Изучение силы и высоты голоса;
4. Изучение тембра голоса: осиплость или охриплость голоса, звучание, наличие назализации;
Все обследуемые дошкольники с детским церебральным параличом имели заключение психоневролога о нормальном психическом развитии.
Полученные нами результаты свидетельствуют о нарушениях голосовой функции и звукопроизношения у всех дошкольников с детским церебральным параличом при выполнении всех тестов и заданий, что доказало необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы.
Так как в основе хорошего, звучного голоса лежит дыхательная опора, то работу по коррекции нарушений голоса мы начали с выполнения дыхательных упражнений. В тексте выпускной квалификационной работы представлены различные упражнения на формирование речевого дыхания, также велась работа над формированием таких качеств и свойств голоса как: сила и плавность голоса, устойчивость звучания, изменение высоты голоса,
В конце экспериментального обучения был проведен контрольный эксперимент, целью которого было доказать эффективность проводимой работы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что проводимая работа, направленная на коррекцию речевого дыхания и голосовой функции, дала положительный результат. Несомненно, необходимо продолжить работу по коррекции всех сторон речи и эта работа будет продолжена в соответствии с задачами логопедической группы. Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом требует более длительных сроков и реализации в рамках комплексного подхода.
Таким образом, проведенное изучение подтвердило выдвинутую гипотезу. Цель проводимой нами работы достигнута.
При детском церебральном параличе встречаются различные речевые нарушения, самые распространенные из них - это дизартрии и алалии.
Дизартрия - самое частое и распространенное нарушение у детей с детским церебральным параличом, проявляющееся в нарушении звукопроизносительной стороны речи. Именно это и определило объект и предмет нашего исследования: особенности и коррекция голосовой функции дошкольников с детским церебральным параличом.
Экспериментальное изучение звукопроизносительной стороны включало в себя следующие тесты и задания:
1. Состояние подвижных органов артикуляции;
2. Особенности дыхания: тип и глубина дыхания, направленность воздушной струи, длительность речевого выдоха;
3. Изучение силы и высоты голоса;
4. Изучение тембра голоса: осиплость или охриплость голоса, звучание, наличие назализации;
Все обследуемые дошкольники с детским церебральным параличом имели заключение психоневролога о нормальном психическом развитии.
Полученные нами результаты свидетельствуют о нарушениях голосовой функции и звукопроизношения у всех дошкольников с детским церебральным параличом при выполнении всех тестов и заданий, что доказало необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы.
Так как в основе хорошего, звучного голоса лежит дыхательная опора, то работу по коррекции нарушений голоса мы начали с выполнения дыхательных упражнений. В тексте выпускной квалификационной работы представлены различные упражнения на формирование речевого дыхания, также велась работа над формированием таких качеств и свойств голоса как: сила и плавность голоса, устойчивость звучания, изменение высоты голоса,
В конце экспериментального обучения был проведен контрольный эксперимент, целью которого было доказать эффективность проводимой работы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что проводимая работа, направленная на коррекцию речевого дыхания и голосовой функции, дала положительный результат. Несомненно, необходимо продолжить работу по коррекции всех сторон речи и эта работа будет продолжена в соответствии с задачами логопедической группы. Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом требует более длительных сроков и реализации в рамках комплексного подхода.
Таким образом, проведенное изучение подтвердило выдвинутую гипотезу. Цель проводимой нами работы достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным
параличом
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022





