РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие готовности к профессиональному самоопределению 6
1.3. Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте .... 13
1.3. Профориентационные игры в профессиональном самоопределении подростков 23
Вывод по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Исследование уровня готовности подростков к профессиональному
самоопределению 33
2.3. Комплекс профориентационных игр по развитию готовности к
профессиональному самоопределению подростков 38
2.4. Анализ результативности применения профориентационных игр
для развития готовности к профессиональному самоопределению подростков 47
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие готовности к профессиональному самоопределению 6
1.3. Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте .... 13
1.3. Профориентационные игры в профессиональном самоопределении подростков 23
Вывод по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Исследование уровня готовности подростков к профессиональному
самоопределению 33
2.3. Комплекс профориентационных игр по развитию готовности к
профессиональному самоопределению подростков 38
2.4. Анализ результативности применения профориентационных игр
для развития готовности к профессиональному самоопределению подростков 47
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Актуальность исследования. В XXI веке проблема выбора будущей профессии вызывает повышенный интерес. Это связано с появлением новых профессий, модернизацией производства и развитием технологий, которые значительно расширяют возможности для профессионального развития. Однако, для того чтобы сделать правильный выбор в пользу той или иной профессии, необходимо иметь высокий уровень знаний, понимание своих возможностей и способностей, а также учитывать свои психологические особенности.
В отечественной психологии и педагогике накоплен обширный опыт в области изучения теории профессионального самоопределения и ее применения в подростковом и юношеском возрастах (Л.И. Божович, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Осницкий, А.А. Реан, Б.А. Федоришин, Д.И. Фельдштейн и др.), работы по изучению формирования профпригодности, проблеме профотбора и профконсультирования (В.А. Бодров, Л.А. Головей, К.М. Гуревич, Л.А. Йовайша, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.), работы по исследованию профессионального развития и профессиональной типологии личности (Е.М. Борисова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.С. Романова и др.). Некоторые зарубежные ученые также изучают профессиональное самоопределение. Их исследования пересекаются с отечественными исследованиями в этой области. (Е.С. Гинзберг, Дж. Гилфорд, Г. Холланд и др.).
В зарубежной и отечественной психологической науке успешность процесса профессионального самоопределения традиционно связывается с готовностью человека к его реализации и с содержанием мотивации, лежащей в ее основе.
Однако результаты исследований показывают, что ученики средних школ не обладают достаточной подготовкой к профессиональному самоопределению. В последнее время наблюдается увеличение числа учеников, которые не могут определиться с выбором профессии и имеют низкий уровень готовности к профессиональной ориентации. Среди подростков преобладают краткосрочные и непостоянные интересы к работе, и они не знают, как изучить свои индивидуальные характеристики в соответствии с избранной профессией.
Для успешной профориентационной работы требуются методики, которые могут эффективно решать несколько важных задач одновременно, а также обеспечивать комплексное взаимодействие между результатами диагностики, психологической коррекции и информирования участников.
По мнению Н.С. Пряжникова, наиболее эффективной формой профориентационной методики, которая может активизировать процесс самоопределения у подростков, может быть игра.
Цель исследования - изучить возможности развития готовности к профессиональному самоопределению подростков.
Объект исследования - профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования - развитие готовности к профессиональному самоопределению подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы готовности к профессиональному самоопределению в подростковом возрасте в психолого-педагогической литературы.
2. Провести анализ понятия готовности к профессиональному самоопределению.
3. Эмпирическим путем выявить уровень готовности к профессиональному самоопределению подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность психолого-педагогических условий развития готовности к профессиональному самоопределению подростков.
- Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие готовности к профессиональному самоопределению будет результативным при реализации комплекса профориентационных игр (квест-игр, активизирующих игр, психологических игр).
Методы исследования:
1) теоретические - анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы - тестирование, метод опроса;
3) методы количественной и качественной обработки данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В отечественной психологии и педагогике накоплен обширный опыт в области изучения теории профессионального самоопределения и ее применения в подростковом и юношеском возрастах (Л.И. Божович, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Осницкий, А.А. Реан, Б.А. Федоришин, Д.И. Фельдштейн и др.), работы по изучению формирования профпригодности, проблеме профотбора и профконсультирования (В.А. Бодров, Л.А. Головей, К.М. Гуревич, Л.А. Йовайша, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.), работы по исследованию профессионального развития и профессиональной типологии личности (Е.М. Борисова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.С. Романова и др.). Некоторые зарубежные ученые также изучают профессиональное самоопределение. Их исследования пересекаются с отечественными исследованиями в этой области. (Е.С. Гинзберг, Дж. Гилфорд, Г. Холланд и др.).
В зарубежной и отечественной психологической науке успешность процесса профессионального самоопределения традиционно связывается с готовностью человека к его реализации и с содержанием мотивации, лежащей в ее основе.
Однако результаты исследований показывают, что ученики средних школ не обладают достаточной подготовкой к профессиональному самоопределению. В последнее время наблюдается увеличение числа учеников, которые не могут определиться с выбором профессии и имеют низкий уровень готовности к профессиональной ориентации. Среди подростков преобладают краткосрочные и непостоянные интересы к работе, и они не знают, как изучить свои индивидуальные характеристики в соответствии с избранной профессией.
Для успешной профориентационной работы требуются методики, которые могут эффективно решать несколько важных задач одновременно, а также обеспечивать комплексное взаимодействие между результатами диагностики, психологической коррекции и информирования участников.
По мнению Н.С. Пряжникова, наиболее эффективной формой профориентационной методики, которая может активизировать процесс самоопределения у подростков, может быть игра.
Цель исследования - изучить возможности развития готовности к профессиональному самоопределению подростков.
Объект исследования - профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования - развитие готовности к профессиональному самоопределению подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы готовности к профессиональному самоопределению в подростковом возрасте в психолого-педагогической литературы.
2. Провести анализ понятия готовности к профессиональному самоопределению.
3. Эмпирическим путем выявить уровень готовности к профессиональному самоопределению подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность психолого-педагогических условий развития готовности к профессиональному самоопределению подростков.
- Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие готовности к профессиональному самоопределению будет результативным при реализации комплекса профориентационных игр (квест-игр, активизирующих игр, психологических игр).
Методы исследования:
1) теоретические - анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы - тестирование, метод опроса;
3) методы количественной и качественной обработки данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Профессиональное самоопределение - это лишь один из этапов процесса профессионального самоопределения человека в целом, который включает в себя ряд других этапов, таких как выбор профессии, получение образования, поиск работы и адаптация на рабочем месте.
Обобщая проведенный анализ понятия «профессиональное самоопределение», выделяют его основные особенности:
- профессиональное самоопределение - процесс формирования у личности осознанного отношения к профессиональной деятельности и к самому себе как ее субъекту. Этот процесс осуществляется на протяжении всей профессиональной жизни человека и включает в себя выбор профессии и сферы деятельности, адаптацию на рабочем месте, повышение квалификации, смену профессии и т.п.;
- ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии, основанный на учете своих особенностей, возможностей, требований к профессиональной деятельности, а также социально-экономических условий.;
- профессиональное самоопределение как важная характеристика социально-психологической зрелости является потребность в самореализации и самоактуализации личности.
Готовность к профессиональному самоопределению - это состояние личности, при котором она готова к осознанному выбору профессии, основываясь на своих интересах, способностях, ценностях и требованиях рынка труда. Это включает в себя понимание своих сильных и слабых сторон, а также знание различных профессий и их особенностей. Готовность к профессиональному самоопределению помогает человеку определить свои цели и задачи, а также выбрать оптимальный путь достижения успеха в профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональному самоопределению предполагает упорядоченность структур самосознания с настройкой на поиск деятельности, активной субъектностью, формированием профессионального плана и направленностью сознания на его выполнение. Это позволяет проявлять осознанность выбора и принимать решения на основе своих интересов, способностей и ценностей.
Проведенное исследование позволило получить данные о результативности использования профиориентационных игр (квест-игр, психологических игр, настольных игр).
Профориентационные игры, направленные на формирование готовности к профессиональному самоопределению были систематизированы в три блока: самопознание, информированность о профессиях, планирование профессиональной карьеры.
После проведения каждой профориентационной игры проводилась рефлексия.
Повторное исследование готовности к профессиональному самоопределению позволило выявить динамику готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Положительная динамика общего уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Положительная динамика по критериям готовности совершить профессиональный выбор информированность, автономность, принятие решение, эмоциональное отношение. Подростки владеют информацией о мире профессий в целом и об отдельных профессиях или группах профессий, соотносят со своими личностными особенностями, в умеренной степени способны осуществлять краткосрочное планирование жизненного пути, могут пропускать некоторые этапы планирования профессионального пути, воспринимает ситуацию профессионального самоопределения как требующую принятия решения, решение о профессиональном выборе характеризуется частичной автономностью и самостоятельностью, проявляют положительное отношение к ситуации выбора профессии, к различным вариантам при выборе, и построении профессионального плана.
Произошло повышение внутренней мотивации и снижение внешней мотивации подростков при выборе профессии. Доминирующей является внутренняя мотивация выбора профессии, а не внешняя мотивация.
Обобщая проведенный анализ понятия «профессиональное самоопределение», выделяют его основные особенности:
- профессиональное самоопределение - процесс формирования у личности осознанного отношения к профессиональной деятельности и к самому себе как ее субъекту. Этот процесс осуществляется на протяжении всей профессиональной жизни человека и включает в себя выбор профессии и сферы деятельности, адаптацию на рабочем месте, повышение квалификации, смену профессии и т.п.;
- ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии, основанный на учете своих особенностей, возможностей, требований к профессиональной деятельности, а также социально-экономических условий.;
- профессиональное самоопределение как важная характеристика социально-психологической зрелости является потребность в самореализации и самоактуализации личности.
Готовность к профессиональному самоопределению - это состояние личности, при котором она готова к осознанному выбору профессии, основываясь на своих интересах, способностях, ценностях и требованиях рынка труда. Это включает в себя понимание своих сильных и слабых сторон, а также знание различных профессий и их особенностей. Готовность к профессиональному самоопределению помогает человеку определить свои цели и задачи, а также выбрать оптимальный путь достижения успеха в профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональному самоопределению предполагает упорядоченность структур самосознания с настройкой на поиск деятельности, активной субъектностью, формированием профессионального плана и направленностью сознания на его выполнение. Это позволяет проявлять осознанность выбора и принимать решения на основе своих интересов, способностей и ценностей.
Проведенное исследование позволило получить данные о результативности использования профиориентационных игр (квест-игр, психологических игр, настольных игр).
Профориентационные игры, направленные на формирование готовности к профессиональному самоопределению были систематизированы в три блока: самопознание, информированность о профессиях, планирование профессиональной карьеры.
После проведения каждой профориентационной игры проводилась рефлексия.
Повторное исследование готовности к профессиональному самоопределению позволило выявить динамику готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Положительная динамика общего уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Положительная динамика по критериям готовности совершить профессиональный выбор информированность, автономность, принятие решение, эмоциональное отношение. Подростки владеют информацией о мире профессий в целом и об отдельных профессиях или группах профессий, соотносят со своими личностными особенностями, в умеренной степени способны осуществлять краткосрочное планирование жизненного пути, могут пропускать некоторые этапы планирования профессионального пути, воспринимает ситуацию профессионального самоопределения как требующую принятия решения, решение о профессиональном выборе характеризуется частичной автономностью и самостоятельностью, проявляют положительное отношение к ситуации выбора профессии, к различным вариантам при выборе, и построении профессионального плана.
Произошло повышение внутренней мотивации и снижение внешней мотивации подростков при выборе профессии. Доминирующей является внутренняя мотивация выбора профессии, а не внешняя мотивация.
Подобные работы
- Развитие готовности к профессиональному самоопределению учащихся 9 класса в условиях общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Кейс-метод в профессиональном самоопределении обучающихся средней школы
при изучении предмета технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Суверенность как личностный предиктор профессионального самоопределения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2024 - Индивидуальное сопровождение процесса профессионального самоопределения
подростков группы риска
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



