ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие готовности к профессиональному самоопределению 6
1.3. Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте .... 13
1.3. Профориентационные игры в профессиональном самоопределении подростков 23
Вывод по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Исследование уровня готовности подростков к профессиональному
самоопределению 33
2.3. Комплекс профориентационных игр по развитию готовности к
профессиональному самоопределению подростков 38
2.4. Анализ результативности применения профориентационных игр
для развития готовности к профессиональному самоопределению подростков 47
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Актуальность исследования. В XXI веке проблема выбора будущей профессии вызывает повышенный интерес. Это связано с появлением новых профессий, модернизацией производства и развитием технологий, которые значительно расширяют возможности для профессионального развития. Однако, для того чтобы сделать правильный выбор в пользу той или иной профессии, необходимо иметь высокий уровень знаний, понимание своих возможностей и способностей, а также учитывать свои психологические особенности.
В отечественной психологии и педагогике накоплен обширный опыт в области изучения теории профессионального самоопределения и ее применения в подростковом и юношеском возрастах (Л.И. Божович, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Осницкий, А.А. Реан, Б.А. Федоришин, Д.И. Фельдштейн и др.), работы по изучению формирования профпригодности, проблеме профотбора и профконсультирования (В.А. Бодров, Л.А. Головей, К.М. Гуревич, Л.А. Йовайша, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.), работы по исследованию профессионального развития и профессиональной типологии личности (Е.М. Борисова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.С. Романова и др.). Некоторые зарубежные ученые также изучают профессиональное самоопределение. Их исследования пересекаются с отечественными исследованиями в этой области. (Е.С. Гинзберг, Дж. Гилфорд, Г. Холланд и др.).
В зарубежной и отечественной психологической науке успешность процесса профессионального самоопределения традиционно связывается с готовностью человека к его реализации и с содержанием мотивации, лежащей в ее основе.
Однако результаты исследований показывают, что ученики средних школ не обладают достаточной подготовкой к профессиональному самоопределению. В последнее время наблюдается увеличение числа учеников, которые не могут определиться с выбором профессии и имеют низкий уровень готовности к профессиональной ориентации. Среди подростков преобладают краткосрочные и непостоянные интересы к работе, и они не знают, как изучить свои индивидуальные характеристики в соответствии с избранной профессией.
Для успешной профориентационной работы требуются методики, которые могут эффективно решать несколько важных задач одновременно, а также обеспечивать комплексное взаимодействие между результатами диагностики, психологической коррекции и информирования участников.
По мнению Н.С. Пряжникова, наиболее эффективной формой профориентационной методики, которая может активизировать процесс самоопределения у подростков, может быть игра.
Цель исследования - изучить возможности развития готовности к профессиональному самоопределению подростков.
Объект исследования - профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования - развитие готовности к профессиональному самоопределению подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы готовности к профессиональному самоопределению в подростковом возрасте в психолого-педагогической литературы.
2. Провести анализ понятия готовности к профессиональному самоопределению.
3. Эмпирическим путем выявить уровень готовности к профессиональному самоопределению подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность психолого-педагогических условий развития готовности к профессиональному самоопределению подростков.
- Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие готовности к профессиональному самоопределению будет результативным при реализации комплекса профориентационных игр (квест-игр, активизирующих игр, психологических игр).
Методы исследования:
1) теоретические - анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы - тестирование, метод опроса;
3) методы количественной и качественной обработки данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Профессиональное самоопределение - это лишь один из этапов процесса профессионального самоопределения человека в целом, который включает в себя ряд других этапов, таких как выбор профессии, получение образования, поиск работы и адаптация на рабочем месте.
Обобщая проведенный анализ понятия «профессиональное самоопределение», выделяют его основные особенности:
- профессиональное самоопределение - процесс формирования у личности осознанного отношения к профессиональной деятельности и к самому себе как ее субъекту. Этот процесс осуществляется на протяжении всей профессиональной жизни человека и включает в себя выбор профессии и сферы деятельности, адаптацию на рабочем месте, повышение квалификации, смену профессии и т.п.;
- ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии, основанный на учете своих особенностей, возможностей, требований к профессиональной деятельности, а также социально-экономических условий.;
- профессиональное самоопределение как важная характеристика социально-психологической зрелости является потребность в самореализации и самоактуализации личности.
Готовность к профессиональному самоопределению - это состояние личности, при котором она готова к осознанному выбору профессии, основываясь на своих интересах, способностях, ценностях и требованиях рынка труда. Это включает в себя понимание своих сильных и слабых сторон, а также знание различных профессий и их особенностей. Готовность к профессиональному самоопределению помогает человеку определить свои цели и задачи, а также выбрать оптимальный путь достижения успеха в профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональному самоопределению предполагает упорядоченность структур самосознания с настройкой на поиск деятельности, активной субъектностью, формированием профессионального плана и направленностью сознания на его выполнение. Это позволяет проявлять осознанность выбора и принимать решения на основе своих интересов, способностей и ценностей.
Проведенное исследование позволило получить данные о результативности использования профиориентационных игр (квест-игр, психологических игр, настольных игр).
Профориентационные игры, направленные на формирование готовности к профессиональному самоопределению были систематизированы в три блока: самопознание, информированность о профессиях, планирование профессиональной карьеры.
После проведения каждой профориентационной игры проводилась рефлексия.
Повторное исследование готовности к профессиональному самоопределению позволило выявить динамику готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Положительная динамика общего уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Положительная динамика по критериям готовности совершить профессиональный выбор информированность, автономность, принятие решение, эмоциональное отношение. Подростки владеют информацией о мире профессий в целом и об отдельных профессиях или группах профессий, соотносят со своими личностными особенностями, в умеренной степени способны осуществлять краткосрочное планирование жизненного пути, могут пропускать некоторые этапы планирования профессионального пути, воспринимает ситуацию профессионального самоопределения как требующую принятия решения, решение о профессиональном выборе характеризуется частичной автономностью и самостоятельностью, проявляют положительное отношение к ситуации выбора профессии, к различным вариантам при выборе, и построении профессионального плана.
Произошло повышение внутренней мотивации и снижение внешней мотивации подростков при выборе профессии. Доминирующей является внутренняя мотивация выбора профессии, а не внешняя мотивация.
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Академия, 2012. 237 с.
2. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис.... док. психол. наук. М., 1995. 56 с.
3. Васькова Е.Д., Ильина А.В. STEM-квест как новый формат профориентации старшеклассников // Исследователь/Researcher. 2020. С. 60-64.
4. Дмитриева Н.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание
подростков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 157 с.
5. Дубровина И.М. Практическая психология в лабиринтах
современного образования. М.: МПСУ, 2014. 464 с.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1986. 460 с.
7. Игумнова Е.А. Квест-технология в образовании: Учебное пособие. Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. 163 с.
8. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. М.: АООТ. 2005. 411 с.
9. Казанская В.Г. Психологические особенности кризисов подростка. М.: ИНФРА-М, 2014. 200 с.
10. Карпов А.В. Психологическое изучение процессов принятия решения в целях профессиональной ориентации // Профессиональная ориентация и обучение. 2005. № 6. С.22-33.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
12. Кон И.С. Открытие «Я». Рига: Авотс, 2012. 336 с.
13. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания
теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. №5 .
С.158-164.
14. Крягдже С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс: Мокслас, 1991. 196 с.
15. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1993 № 3. С.51-59.
16. Кузнецова И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1996. 24 с.
17. Лечкина Т.О. Технология «Квест-проект» как инновационная форма воспитания // Наука и образование. 2014. № 4. С. 45-47.
18. Лукоянова Н.Г. Игра как метод активизации профессионального самоопределения обучающихся. Мастер-класс // Педагогическая мастерская. Все для учителя! 2015. № 2 (38). С. 15-19.
19. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
20. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. М.: Юрайт, 2018. 350 с.
21. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого¬педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001. 256 с.
22. Никитина Е.В Психологическое сопровождение
профориентационной работы в школе // Электронный журнал Экстернат.РФ. 2012. URL: http://ext.spb.ru/site/1490-2012-08-23-11-15- 48.pdf(дата обращения: 24.07.2022).
23. Николаева, Э.Ф., Ковалева, М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. №1(3). С. 10-12.
24. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред. Б.А. Федоришина. Киев: Рад. школа, 1980. 143 с.
25. Политова И.В., Третьякова В.С. Игра-квест как метод профориентационной работы с младшими школьниками // Социальная педагогика. 2019. № 2. С. 23-26.
26. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под общ. ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Техническая книга. 302 с.
27. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Вако, 2005. 420 с.
28. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2010. 143 с.
29. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: Генезис, 2005. 208 с.
30. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
31. Сапожникова Т.Н. Готовность к жизненному самоопределению, как результат профильной подготовки старшеклассников. Ярославль: Канцлер, 2007. С. 242-244.
32. Семилеткина Д.А. Интерактивные методы
профориентационной работы с молодежью // Студенческий научный форум-2014: VI Международная студенческая электронная научная
конференция: Электронное издание. 2014. Режим доступа: http://
www.scienceforum.ru/2014/525/509(дата обращения: 24.07.2022).
33. Сорокина И.В. Специфика игровой формы
профориентационной работы с подростками в клубах по месту жительства // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 130¬134.
34. Таротенко О.А. Структура психологической готовности к выбору профессии в юношеском возрасте. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. 317 с.
35. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 414 с.
36. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии: Учебное пособие для учащихся 9 класса. М.: Академия. 2010. 175 с.
37. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
Международная педагогическая академия, 1995. 221 с.
38. Ювенская, Л. Ю. Формирование у старшеклассников готовности к выбору профессии текстильного профиля в условиях совместной деятельности школы со средним ПТУ и предпятиями: Автореф. дис. ... канд. пед. наук . М., 1989. 21 с.
39. Яшкова А.Н. Психологическое сопровождение профильного обучения: методическое пособие. Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2006. 112 с.