ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема 9
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования ранних
представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях 16
1.3. Игровые технологии как средство формирования представлений о
мире современных профессий у детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о мире
профессий у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по формированию представлений о мире
современных профессий у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игровых технологий 48
2.3. Определение эффективности использования игровых технологий в работе по формированию представлений о мире современных профессий у
детей старшего дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В дошкольном возрасте большое значение для полноценного развития детей приобретает приобщение к миру взрослых людей. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о мире, в том числе и без знакомства с профессиями. Знания людей закладываются с детства, а также и профессиональная направленность. Для этого работу по профориентации нужно начинать в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО).
В ДОО формирование детских представлений о мире труда и профессий зачастую осуществляется недостаточно целенаправленно, бессистемно, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, что позволяет рассматривать дошкольный возраст как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
В современном мире возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Сложнее предстает вопрос о прогнозировании педагогами востребованных профессий будущего, что, несомненно, связано со стремительным темпом научно - технического прогресса и постоянными преобразованиями социокультурного пространства.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период [5, с. 731].
В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: М.В. Крулехт [20], В.И. Логинова [22], Н.Л. Михайлова [25], Е.И. Радина [29]. К этому вопросу существуют различные подходы. Так, С.А. Козлова и Е.И. Радина [29] предлагают знакомить детей с тружениками, их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довезти груз, приготовить обед). М.В. Крулехт [20] и В.И. Логинова [22] делают упор на формирование представлений о содержании труда, продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
В контексте проблемы умственного развития дошкольников и приобретения ими системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов (путей) формирования у детей представлений о труде взрослых (В.И. Логинова [22], Н.С. Пряжников, В.И. Тютюнник [32], Д.В. Сергеева [31] и др.). Однако большинство проведённых исследований нацеливались на овладение ребёнком трудовыми операциями, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной профессиональной деятельности.
Среди широко используемых в практике знакомства детей дошкольного возраста с миром профессий можно выделить игровые технологии. Определение «игровые технологии» содержит довольно обширную категорию способов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, педагогическая игра обладает значимым показателем - отчетливо установленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в определенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [27, с. 80]. С помощью сюжетно-ролевых игр можно познакомить детей с элементами труда взрослых и донести до них особенности тех или иных профессий. Содержание дидактических игр связано с окружающей действительностью, трудом людей. Важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников является игра. Она служит неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.
К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е.А. Климовым [15] периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофёра, врача, продавца, учителя и т. д.)....
На сегодняшний день проблема ранней профориентации носит актуальность, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.
Ранняя профориентация - это новое направление в психологии и педагогике, целью которого является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии [17].
Издревле проблема выбора профессии оставалась актуальной, но в современном мире, с увеличением числа профессий, эта проблема становится особенно важной. Кроме того, некоторые профессии увеличивают свою популярность, в то время как другие теряют свою значимость.
Проблема выбора профессии усложняется быстрым темпом научнотехнического прогресса, который создает новые профессии и меняет старые. Необходимо учитывать также социально-экономические факторы, оказывающие влияние на выбор профессии.
Поэтому, чтобы сделать правильный выбор профессионального пути, необходимо учитывать не только личные интересы и способности, но и изменения в тенденциях рынка труда и новые технологии. Критический анализ собственных возможностей и актуальных требований рынка труда является залогом успешной профессиональной деятельности.
Согласно результатам проведенного констатирующего эксперимента, основной проблемой в процессе профориентации детей является их недостаточное представление о разнообразии профессий. Специфические профессии, такие как фармацевт, композитор или метеоролог, вызывают затруднения у молодых людей. Они в основном ориентируются на знакомые, известные профессии, такие как врач, учитель, строитель или пожарный.
Однако современные дети обладают способностью лучше усваивать информацию в жизненном процессе, особенно при самостоятельном получении, анализе и систематизации материала. В связи с этим, для оказания помощи в процессе профориентации детей используется эффективное средство - игровые технологии. Наиболее важным являются сюжетно-ролевые и дидактические игры. С помощью сюжетно-ролевых игр можно познакомить детей с элементами труда взрослых и донести до них особенности тех или иных профессий. Содержание дидактических игр связано с окружающей действительностью, трудом людей. Важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников является игра. Она служит неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.
Безусловно, важной задачей профориентационной работы является познакомить детей с разнообразием профессий, профессиональными действиями специалистов и их качествами, а также привлечь их внимание к наиболее выгодным и интересным специальностям. Такой подход обеспечивает более осознанный и основательный выбор будущей профессии и повышает успехи в реализации профессиональных намерений....
1. Алябьева Е.А. Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2017. - 176 с.
2. Антонова М.В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста. / М.В. Антонова, И.В. Гришняева. // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - №2. - С. 93-96. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28849218
3. Артамонова О.В. (Дыбина О.В.) Как подвести детей к понятию «Рукотворный мир». // Дошкольное воспитание. - 1997. - №7. - С. 72-75.
4. Архипова Д.Ф. Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий. // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XLVI Междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 548-552. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35336236
5. Баранова Н.А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых. / Н.А. Баранова, Т.В. Гугуман, В.Ф. Попова, О.Г. Романенко. // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 731-734. - URL: https://moluch.ru/archive/87/16681/
6. Белова Е.Е. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте. / Е.Е. Белова, Т.Г. Ханова. // Педагогический вестник. - 2020. - №16. - С. 4-6.
7. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М.: Мозаика Синтез, 2011. - 136 с.
8. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
9. Воспитание дошкольника в труде. / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
10. Габдрахманова М.Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых. / М.Р. Габдрахманова, Ф.В. Хазратова. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 61-65. - URL: https://e- koncept.ru/2015/95297.htm
11. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1987. - С. 74-83.
12. Евдокимова В.М. Проблема развития профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. // Наука и образование: Новое время. - 2017. - №3. - С. 744-747.
13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 2018. - 272 с.
14. Иванова Н.В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста. / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова. // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - №3. - С. 38-46.
15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2010. - 304 с....38