Введение 3
Глава I. Теоретические основы особенности исследования проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Психолого-педагогические основы развития словаря детей 8
1.2 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3 Понятие о «малых формах фольклора», их разновидности и требования к
отбору фольклорных произведений 16
1.4 Основные методы и приемы использования малых форм фольклора в
процессе развития словаря детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 24
Глава II. Содержание и методика развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
2.1 Методика использования малых форм фольклора в развитии словаря
детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Анализ результатов исследования динамики уровня развития словаря
детей старшего дошкольного возраста 40
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Развитие речи детей дошкольного возраста является важным периодом в познании окружающего мира, в развитии самосознания, в развитии личности ребенка.
Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, носитель памяти, информации. Это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Ведь именно овладение речью вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Речь является основным средством коммуникации и формой самовыражения ребенка. И чем богаче, правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому, для овладения родным языком через речевую деятельность и своевременное развитие словаря, важно создать комфортные и ненавязчивые условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в наше время, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер, смартфоны и телевидение. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной и лексикограмматической речью. В наши дни это становится еще актуальнее. Вот почему развитие словаря становится все более проблемным в нашем обществе.
Для развития словаря детей старшего дошкольного возраста, наполнения его яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир, мы определили для себя, что ничто так не развивает словарь детей, как малые формы фольклора.
Малые формы фольклора играют чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Они являются действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания, а также усвоение языка в его эстетической функции. В процессе ознакомления с малыми формами фольклора развивается и обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.
В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния развития словаря детей дошкольного возраста. Во многих образовательных учреждениях занижаются возможности детей в овладении родным языком, развитие словаря ограничивается только рамками диалога или пересказом хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов. Между тем, несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего изучения.
Развитием словаря детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора занимались Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко и другие. Описывая характерные особенности речи детей, они выделяют нарушения лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре развития словаря. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с проблемой несформированности лексико-грамматической стороной речи занимает важнейшее место в образовании и воспитании детей. А вопрос о методике развития становится одним из самых актуальных.
Своевременное развитие словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.
Овладение лексическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
...
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические основы развития словаря детей старшего дошкольного возраста, понятие о «малых формах фольклора и их разновидностях. Большое внимание уделили изучению особенностей и влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе дошкольной образовательной организации г. Ачинска Красноярского края по использованию малых форм фольклора в процессе развития словаря детей. С помощью проведения диагностики смогли проследить динамику изменения уровня развития словаря в процессе экспериментальной работы. На начальном этапе формирования эксперимента уровень развития словаря детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности проделанной работы по развитию словаря средствами фольклора.
На данный момент, считаем, что наше исследование недостаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако методика работы с малыми формами фольклора по развитию словаря адаптирована для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольной образовательной организации г. Ачинска Красноярского края.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что если будет организована систематическая работа и она будет осуществляться совокупностью разнообразных средств и форм, методами и приемами, то мы можем с уверенностью сказать о положительном эффекте воздействия малых форм фольклора на развитие словаря детей. Поэтому мы считаем, что малые формы фольклора являются самым доступным и понимаемым средством для развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выдвинутая нами в ходе исследования гипотеза нашла сове подтверждение. Так, повышению уровня эффективного развития словаря детей удалось добиться при грамотной организации условий педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагал взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий, путем их последовательного, поэтапного проведения; учёте возрастных особенностей детей при подборе фольклора; тесном сотрудничестве с родителями воспитанников; обогащении развивающей среды.
Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы. Проведённое исследование показало значимость и актуальность проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
По данному направлению выделены следующие перспективы работы:
• продолжить работу по развитию словаря средствами малых форм фольклора;
• продолжить насыщение предметно-развивающей среды группы для успешного развития словаря детей;
• разработать по теме цикл встреч с родителями воспитанников с привлечением специалистов ДОУ.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». М.: Академия, 2000. 400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников». М.: Академия, 1999. 159с.
3. Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор». М.: Учпедгиз, 1957. 240с.
4. Аполлонова Н.А. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М.: Просвещение, 1970. 148с.
6. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». -М.: Просвещение, 1981. 255с.
7. Генералова Н. «Русские народные потешки в жизни малышей» // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.
8. Давыдова О.И., Федоренко В.И. «Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса» //Психологопедагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. Барнаул: БГПУ, 2001. С.128-133.
9. Даль В.И. «Пословицы и поговорки. Напутное». // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С.185-193.
10. «Детская психология» /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Мн.: Университетское, 1988. 399с.
11. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб.: Акцидент, 1996. 205с.
12. Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм» // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
13. «Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект» /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство, 2001. 368с.
14. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст)». М.: Педагогика, 1972. 143с.
15. Клименко Г. «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа)» // Дошк. воспитание. -1983.-№5.- С.34-35.
... всего 19 источников