Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативной компетентности у подростков с помощью социально-психологического тренинга

Работа №149665

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме развития организационно-коммуникативных умений подростков с помощью
социально-психологического тренинга 6
1.1. Понятие коммуникативной компетентности 6
1.2. Специфика развития коммуникативной компетентности в подростковом
возрасте 11
1.3. Роль социально-психологического тренинга в развитии
коммуникативной компетентности подростков 14
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. Развитие коммуникативной компетентности у подростков с помощью социально-психологического тренинга 19
2.1. Описание процедуры и методов исследования 19
2.2. Описание формирующего эксперимента по развитию коммуникативной
компетентности подростков с помощью социально-психологического тренинга 23
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики до и после реализации программы по формированию коммуникативной компетентности у детей
подросткового возраста 26
Выводы 42
Заключение 45
Список используемых источников 47
Приложение 51

Наш современный мир невозможно представить без общения. Оно играет главную роль в жизни каждого человека. Общение это важное условие для развития личности. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека. Именно поэтому грамотность в общении необходима и важна.
Общение является важной составляющей нашей жизни. Человек, как активный субъект коммуникации, должен уметь общаться с различными людьми. Чтобы общение было эффективным, человек должен быть компетентен в нем.
Для эффективного взаимодействия в сфере межличностных отношений необходимо владение коммуникативными навыками, не только вербальными, но и невербальными (поза, мимика, жесты, телодвижения) средствами общения, уметь разрешать конфликты, понимать и принимать других людей, создавать условия для самовыражения и т.д.
По мнению Л.А. Петровской, компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче, предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной, и близкой [35].
В своих работах Л.А. Петровская отождествляет понятия «компетентность в общении» и «коммуникативная компетентность», которая представляет собой форму адекватного обмена информацией [36].
Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. В качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте выделяют интимно-личностное общение со сверстниками. Это является важным фактором психического развития в данном возрастном периоде.
Общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности.
Развитие одного из важных качеств, которое закладывается в подростковом возрасте - коммуникативная компетентность. Именно от того как подростки умеют строить отношения с родителями, друзьями, учителями и другими людьми, будет зависеть их эффективность в общении и удовлетворенность жизнью.
Многие психологи (Г.М. Бреслав, Л.В. Выготский, Г.С. Никифоров, А.В. Петровский и др.) считают, что общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. Если уровень коммуникативной компетентности низкий, то отношения с друзьями, родителями, педагогами и другими людьми, не складываются благополучно и влияет на эмоциональное состояние подростка.
Цель: изучение показателей коммуникативной компетентности, таких как уровень социального интеллекта, коммуникативная толерантность, уровень сформированности основных коммуникативных умений, развитие коммуникативной компетентности с помощью социально-психологического тренинга для использования полученных результатов в практической деятельности педагога-психолога по вопросам, касающимся коммуникативной сферы подростков.
Объект: коммуникативная компетентность подростков.
Предмет: развитие коммуникативной компетентности у подростков с помощью социально-психологического тренинга.
Гипотеза: социально-психологический тренинг, содержащий приёмы групповой дискуссии, ситуационные и ролевые игры, приемы социальной перцепции, является эффективным для развития коммуникативной компетентности у подростков.
В соответствии с гипотезой, целью и задачами были выбраны следующие методы исследования: анализ психологической литературы, наблюдение, опрос, формирующий эксперимент.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе изучения проблемы коммуникации детей подросткового возраста и развития у них коммуникативной компетентности с помощью социально-психологического тренинга, были рассмотрены вопросы, связанные с возрастными особенностями и спецификой развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте. Так же рассмотрена роль социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной компетентности подростков.
На основании данных первичной диагностики были выделены испытуемые со средним и высоким уровнем развития коммуникативной компетентности, а также испытуемые, имеющие трудности в развитии коммуникативной компетентности.
На основании полученных результатов был проведен социально­психологический тренинг, содержащий такие приемы, как групповая дискуссия, ситуационные и ролевые игры, приемы по развитию социальной перцепции.
После реализации коррекционной программы была проведена повторная диагностика показателей коммуникативной компетентности у подростков, таких как, уровень социального интеллекта, коммуникативная толерантность, уровень сформированности основных коммуникативных умений.
В результате математико-статистической обработки результатов первичной и вторичной диагностики с помощью t-критерия Стьюдента были сделаны следующие выводы:
1. существуют значимые различия по показателям социального интеллекта (1змп=12,6 при p<0,01) в результате реализации социально­психологического тренинга. Так, увеличилось количество подростков, которые обладают открытостью, тактичностью, доброжелательностью, а также не испытывают трудностей в понимании и прогнозировании поведения людей;
2. повысился уровень коммуникативной толерантности у подростков (1Эми 4,6 при p<0,01), следовательно, уменьшилось количество испытуемых, которые судят о других людях, руководствуясь своими принципами и установками, и «застревают» в обидах от поступков других людей, тем самым усложняя отношения с ними; также выросло количество испытуемых, которые с пониманием относятся к различным проявлением индивидуальности людей, а также позволяют себе быть собой, а другим - другими (1эмп =4,8 при p<0,01);
3. достоверные различия получены по зависимому типу реагирования (1Эмп =3,7 при p<0,01), это свидетельствует о том, что уменьшилось количество подростков, которые зависимы от взглядов и оценок других людей в ситуации общения, а также чувствуют неуверенность в себе. Значимых различий по компетентному и агрессивному способу общения не выявлено.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что социально­психологический тренинг, содержащий приёмы групповой дискуссии, ситуационные и ролевые игры, приемы социальной перцепции, является эффективным для развития коммуникативной компетентности у подростков, подтвердилась.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога по вопросам, касающимся коммуникативной сферы подростков.


1. Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Абакирова. -Новосибирск, 2000. - 25 с.
2. Агеева З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности / З.А. Агеева. - Иваново: Вестник Ивановского государственного ун-та, 2012. -С. 49-53.
3. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: «Златоуст», 2000. - 472 с.
4. Алексеев H.A. Понятие личностно-ориентированного обучения / Н.А. Алексеев // Завуч. - 1999. - №3. - С.113 - 126.
5. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей: дисс. канд. пед. наук / Е.М.Алифанова. - Волгоград, 2010. - 302 с.
6. Алмазова О.В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие / О.В.Алмазова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец.образования. - 2013. - 227с.
7. Андреев А.В. Знания или компетенции? / А.Андреев // Высшее образование в России.-2005.-№ 2. - 15с.
8. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Г.М. Андреева. - Москва: МГУ, 2015. -302 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.
10. Арбузова Е.Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатрова.- СПб: Речь, 2008.- 183-185с.
11. Ариес, Ф. Возрасты жизни / Ф.Ариес // Философия и методология истории. - М.: Просвещение, 2007. - 35с.
12. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2011. - 152с.
13. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов // Век толерантности. - М.: 2001. - №. 1. - 8-18 с.
14. Безлюева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безлюева, Г.М. Шеламова. - Москва: Вербум, 2003. -168 с.
15. Березников А.А. Специфика обратной связи в групповой работе с подростками / А.А.Березников // Журнал практического психолога.- 2000. - № 8. - 105-111с....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ