Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме развития организационно-коммуникативных умений подростков с помощью
социально-психологического тренинга 6
1.1. Понятие коммуникативной компетентности 6
1.2. Специфика развития коммуникативной компетентности в подростковом
возрасте 11
1.3. Роль социально-психологического тренинга в развитии
коммуникативной компетентности подростков 14
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. Развитие коммуникативной компетентности у подростков с помощью социально-психологического тренинга 19
2.1. Описание процедуры и методов исследования 19
2.2. Описание формирующего эксперимента по развитию коммуникативной
компетентности подростков с помощью социально-психологического тренинга 23
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики до и после реализации программы по формированию коммуникативной компетентности у детей
подросткового возраста 26
Выводы 42
Заключение 45
Список используемых источников 47
Приложение 51
Наш современный мир невозможно представить без общения. Оно играет главную роль в жизни каждого человека. Общение это важное условие для развития личности. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека. Именно поэтому грамотность в общении необходима и важна.
Общение является важной составляющей нашей жизни. Человек, как активный субъект коммуникации, должен уметь общаться с различными людьми. Чтобы общение было эффективным, человек должен быть компетентен в нем.
Для эффективного взаимодействия в сфере межличностных отношений необходимо владение коммуникативными навыками, не только вербальными, но и невербальными (поза, мимика, жесты, телодвижения) средствами общения, уметь разрешать конфликты, понимать и принимать других людей, создавать условия для самовыражения и т.д.
По мнению Л.А. Петровской, компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче, предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной, и близкой [35].
В своих работах Л.А. Петровская отождествляет понятия «компетентность в общении» и «коммуникативная компетентность», которая представляет собой форму адекватного обмена информацией [36].
Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. В качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте выделяют интимно-личностное общение со сверстниками. Это является важным фактором психического развития в данном возрастном периоде.
Общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности.
Развитие одного из важных качеств, которое закладывается в подростковом возрасте - коммуникативная компетентность. Именно от того как подростки умеют строить отношения с родителями, друзьями, учителями и другими людьми, будет зависеть их эффективность в общении и удовлетворенность жизнью.
Многие психологи (Г.М. Бреслав, Л.В. Выготский, Г.С. Никифоров, А.В. Петровский и др.) считают, что общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. Если уровень коммуникативной компетентности низкий, то отношения с друзьями, родителями, педагогами и другими людьми, не складываются благополучно и влияет на эмоциональное состояние подростка.
Цель: изучение показателей коммуникативной компетентности, таких как уровень социального интеллекта, коммуникативная толерантность, уровень сформированности основных коммуникативных умений, развитие коммуникативной компетентности с помощью социально-психологического тренинга для использования полученных результатов в практической деятельности педагога-психолога по вопросам, касающимся коммуникативной сферы подростков.
Объект: коммуникативная компетентность подростков.
Предмет: развитие коммуникативной компетентности у подростков с помощью социально-психологического тренинга.
Гипотеза: социально-психологический тренинг, содержащий приёмы групповой дискуссии, ситуационные и ролевые игры, приемы социальной перцепции, является эффективным для развития коммуникативной компетентности у подростков.
В соответствии с гипотезой, целью и задачами были выбраны следующие методы исследования: анализ психологической литературы, наблюдение, опрос, формирующий эксперимент.....
В ходе изучения проблемы коммуникации детей подросткового возраста и развития у них коммуникативной компетентности с помощью социально-психологического тренинга, были рассмотрены вопросы, связанные с возрастными особенностями и спецификой развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте. Так же рассмотрена роль социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной компетентности подростков.
На основании данных первичной диагностики были выделены испытуемые со средним и высоким уровнем развития коммуникативной компетентности, а также испытуемые, имеющие трудности в развитии коммуникативной компетентности.
На основании полученных результатов был проведен социальнопсихологический тренинг, содержащий такие приемы, как групповая дискуссия, ситуационные и ролевые игры, приемы по развитию социальной перцепции.
После реализации коррекционной программы была проведена повторная диагностика показателей коммуникативной компетентности у подростков, таких как, уровень социального интеллекта, коммуникативная толерантность, уровень сформированности основных коммуникативных умений.
В результате математико-статистической обработки результатов первичной и вторичной диагностики с помощью t-критерия Стьюдента были сделаны следующие выводы:
1. существуют значимые различия по показателям социального интеллекта (1змп=12,6 при p<0,01) в результате реализации социальнопсихологического тренинга. Так, увеличилось количество подростков, которые обладают открытостью, тактичностью, доброжелательностью, а также не испытывают трудностей в понимании и прогнозировании поведения людей;
2. повысился уровень коммуникативной толерантности у подростков (1Эми 4,6 при p<0,01), следовательно, уменьшилось количество испытуемых, которые судят о других людях, руководствуясь своими принципами и установками, и «застревают» в обидах от поступков других людей, тем самым усложняя отношения с ними; также выросло количество испытуемых, которые с пониманием относятся к различным проявлением индивидуальности людей, а также позволяют себе быть собой, а другим - другими (1эмп =4,8 при p<0,01);
3. достоверные различия получены по зависимому типу реагирования (1Эмп =3,7 при p<0,01), это свидетельствует о том, что уменьшилось количество подростков, которые зависимы от взглядов и оценок других людей в ситуации общения, а также чувствуют неуверенность в себе. Значимых различий по компетентному и агрессивному способу общения не выявлено.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что социальнопсихологический тренинг, содержащий приёмы групповой дискуссии, ситуационные и ролевые игры, приемы социальной перцепции, является эффективным для развития коммуникативной компетентности у подростков, подтвердилась.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога по вопросам, касающимся коммуникативной сферы подростков.