Комплекс упражнений фитнес-аэробики для развития двигательных способностей старшеклассниц на занятиях по физической культуре во внеучебной деятельности
Введение 3
1. Теоретические аспекты использования занятий фитнес-аэробикой для развития физических качеств старших школьниц 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности обучающихся 14-16 лет 6
1.2 Сущность фитнес-аэробики и ее влияние на развитие физических
качеств старшеклассниц 14-16 лет 11
1.3 Методологическая основа развития двигательных качеств средствами фитнес - аэробики 14
2. Организация исследования 22
2.1 Организация эксперимента по развитию физических качеств старшеклассниц 14-16 лет на занятиях фитнес - аэробики 22
2.2 Средства и методы развития физических качеств старшеклассниц 14-16
лет на занятиях фитнес-аэробики 25
3. Экспериментальная работа 30
3.1 Разработка программы фитнес-аэробики для старших школьниц 14-16
лет 30
3.2 Педагогические условия повышения мотивации к занятиям физической культуры у обучающихся 14-16 лет 38
3.3 Результаты эксперимента 455
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение
Актуальность проблемы исследования развития физических качеств у старшеклассниц возникла давно. Старшеклассницы могут реализовать свои физические способности либо путем саморазвития и самовоспитания, либо получив соответствующее образование в школе. Однако, в реальной практике они крайне редко осознают необходимость физического развития: овладение приемами рефлексивного поведения происходит стихийно и, как следствие, медленно и малоэффективно.
Необходимость повышения заинтересованности к занятиям физической культурой и спортом может быть решена за счет внедрения современных технологий. Исключительную значимость сегодня приобретает физкультурно-оздоровительная работа во внеучебное время. Она содействует повышению двигательной активности, помогает вовлекать молодежь в регулярные секционные занятия физической культурой и спортом и , тем самым формирует привычку систематически заниматься физическими упражнениями. Немаловажное значение при этом приобретает формирование потребности в физкультурной деятельности.
Цель выпускной работы - разработка комплекса упражнений фитнес- аэробики для развития физических качеств старшеклассниц и проверка эффективности его применения на занятиях по физической культуре во внеучебной деятельности.
Задачи, решение которых необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Определить уровень двигательных способностей старшеклассниц 14-16 лет.
3. Разработать комплекс упражнений развития двигательных способностей старшеклассниц 14-16 лет с применением фитнес - аэробики.
4. Апробировать разработанный комплекс упражнений, проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре со старшеклассницами во внеучебной деятельности.
Предмет исследования: комплекс упражнений фитнес-аэробики для развития двигательных способностей старшеклассниц на занятиях по физической культуре во внеучебной деятельности.
Методы исследования:
1. Педагогическое наблюдение. Применяется с целью изучения эффективности применяемых методов и средств в учебно-тренировочном процессе.
2. Контрольные испытания .Их применение позволит определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств.
3. Экспертное оценивание. Так как фитнес-аэробика не имеет количественного выражения, будет использован метод экспертных оценок.
4. Педагогический эксперимент. Это специально организуемое исследование, которое необходимо для выяснения эффективности применяемых методов, средств, форм, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
Выпускная работа состоит из введения, в котором раскрываются цель и задачи исследования и обосновывается актуальность темы исследования, двух глав теоретической и практической, заключения и списка литературы.
В теоретической главе проводится обзор теоретической и методологической литературы по теме исследования, исследуются физиологические показатели развития старшеклассниц и методологическая основа развития физических способностей.
В практической части описан эксперимент по организации занятий по фитнес-аэробике, проводившихся на базе МОУ Лицей №1 города Ачинска Красноярского края, разработана программа тренировки и представлены результаты.
Исходя из анализа изученной научно-методической литературы и анализа полученных данных в ходе эксперимента, можно сделать следующие выводы:
1. Систематические занятия фитнесс-аэробикой способствуют развитию общей выносливости. Об этом свидетельствует улучшение следующих показателей в экспериментальных группах.
2. Используя в педагогическом эксперименте математико-статистические методы, были получены следующие данные:
- в тесте №1 определяющем уровень развития координационных способностей показатели эксперимента в КГ выше, так как старшеклассницы занимались волейболом уже в течение 2х лет (р<0,005). После эксперимента результаты ЭГ увеличились на 21%, а в КГ на 0,4% (р>0,05). Различия между средним арифметическими двух групп стали незначительными;
- в тесте №2 определяющем уровень развития силовых качеств показатели до
эксперимента в ЭГ были меньше, чем в КГ на 0,05 (р>0,05), после эксперимента результаты в ЭГ увеличились на 68%, в КГ на 9% (р<0,05);
- в тесте №3 определяющем уровень развития гибкости показатели до эксперимента в ЭГ немного лучше, чем в КГ, т.к. у многих гибкость развита на генетическом уровне (р<0,05). После эксперимента результат в ЭГ значительно увеличился на 420%, а в КГ на 27% (р<0,05);
- в тесте №4 определяющем уровень развития двигательной памяти показатели до эксперимента между ЭГ и КГ существенно не отличались (р>0,05), после эксперимента результаты увеличились в ЭГ на 62%, в КГ на 20% (р<0,05).
3.Организация занятий физической культурой с элементами фитнес- аэробики для старшеклассниц закладывает важнейшие физические способности и эстетические качества, так как: пластичность, гибкость, координацию движений, а также влияет на развитие умственных способностей учащихся, укрепляет мышечный корсет, повышает работоспособность организма.
Таким образом, цель работы достигнута, все задачи выполнены. Был разработан комплекс упражнений фитнес-аэробики для старшеклассниц и подтверждена эффективность его применения на занятиях по физической культуре во внеучебной деятельности.
1. Ветрова, И. В. Новые физкультурно-спортивные виды: шейпинг, аэробика [Текст] : учебное пособие / И. В. Ветрова, Н. В. Люлина. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. - 274, с.
2. Лагутина М. В. Факторы физической работоспособности спортсменок на этапах многолетней подготовки в фитнес-аэробике [Текст] / М. В. Лагутина, Е. П. Горбанева, И. Н. Солопов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 4. - С. 76-80
3. Пономарев Ю. В. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе [Текст] / Г. Н. Пономарев, Е. Г. Сайкина, Н. В. Лосева // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 8. - С. 55-60.
4. Прилуцкая С. Эстетика в деятельности [Текст] : фитнес для старшеклассниц : [сценарий урока физкультуры] / С. Прилуцкая // Спорт в школе - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 25-28.
5. Родимова, В. Фитнес в школе [Текст] / Валерия Родимова, К. В. Шиловских // Наша молодежь. - 2017. - № 18. - С. 8.
6. Савченков, Ю. И.Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. - Москва : Владос, 2018. - 143 с.
7. Сайкина Е. Г. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса [Текст] / Е. Г. Сайкина, Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 8. - С. 6-10.
8. Стасевич, К. Физическая активность и мозг [Текст] / Кирилл Стасевич // Наука и жизнь. - 2017. - № 9. - С. 38-40.
9. Третьякова, Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры [Текст] : / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш. - Москва : Спорт, 2016. - 279 с.
10. Трухачев В. И. Влияние различных направлений фитнес- аэробики на физическое и функциональное состояние студенток[Текст] / В. И. Трухачев, М. В. Осыченко, В. С. Скрипкин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 55-58.
11. Фонарева Е. А. Социально-педагогические аспекты фитнес- аэробики [Текст] / Е. А. Фонарева // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 9. - С. 89-92.