ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ
1.1. Понятие и характеристика познавательных компетенций старших
дошкольников 7
1.2. Использование образовательных квестов в работе с детьми
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Влияние образовательных квестов на формирование
познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ В
ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности познавательных компетентностей
у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Система работы по использованию образовательных квестов в
формировании познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Определение эффективности использования образовательных квестов в работе по формированию познавательных компетентностей у старших дошкольников 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
В настоящее время перед дошкольными образовательными организациями государством поставлена достаточно важная задача: подготовить молодое поколение, владеющее универсальными компетентностями.
Необходимость формирования универсальных компетентностей у дошкольников определяется ФГОС ДО. Они формируются в ходе всего образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, познавательной, трудовой и др.). Формирование познавательной компетентности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования дальнейших жизненных компетенций.
Познавательная компетентность дошкольника - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе обучения, представляющее собой системное проявление более широких, углубленных знаний и представлений, умений оперировать этими знаниями и представлениями (рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать и пр.), желания расширять интересующую познавательную область [8].
Д.Б. Эльконин отмечает, что компетентность формируется и проявляется только в процессе деятельности, а ее качество определяется мерой включения ребенка в деятельность [35].
Проблема заключается в том, что современных детей становится все сложнее заинтересовать образовательным процессом, поскольку все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки и т. п. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны технических средств, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одним из таких инновационных средств является образовательный квест.
Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
В ходе реализации квест-игры в образовательном процессе ДОО можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности дошкольника.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - процесс формирования познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - образовательный квест как средство формирования познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определить эффективность использования образовательных квестов в работе по формированию познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования образовательных квестов в работе по формированию познавательных компетентностей у старших дошкольников;
2) охарактеризовать особенности познавательных компетентностей старших дошкольников и возможность использования в их формировании образовательных квестов;
3) подобрать методику и изучить уровень сформированное™
познавательных компетентностей у старших дошкольников;....
Проведенное исследование было посвящено поиску направлений и приемов работы, способствующих повышению уровня сформированности познавательных компетентностей у старших дошкольников.
Формирование познавательных компетентностей является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, а также для его социализации в современном мире и возможности осуществлять дальнейшую учебную деятельность.
Под познавательной компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе обучения и представляющее собой системное проявление более широких, углубленных знаний и представлений, умение оперировать ими и желание расширять интересующую познавательную область.
В качестве основного средства формирования познавательных компетентностей у старших дошкольников нами были выбраны образовательные квесты.
Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт. Правильное включение образовательных квестов в педагогический процесс, помогает организовать работу по формированию познавательных компетентностей старших дошкольников и сделать ее более эффективной [26].
С целью определения эффективности использования образовательных квестов в работе над развитием познавательных компетентностей у старших дошкольников нами был проведен педагогический эксперимент, включающий в себя 3 этапа. Исследование проводилось на базе филиала №2 «Морозко» МБДОУ д/с №71 г. Пензы. В нем принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 20 человек, которые были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).
В ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что большинство дошкольников ЭГ и КГ обладают низким и среднем уровнем сформированности познавательных компетентностей.
В ходе формирующего этапа эксперимента нами была разработана и реализована с детьми ЭГ серия образовательных квестов, направленных на развитие основных компонентов познавательных компетентностей: познавательного интереса, мотивации, любознательности, самостоятельности и креативности.
Сравнив показатели итоговой диагностики детей ЭГ и КГ, мы пришли к выводу, что проведенная работа дала положительный результат: высокий уровень развития познавательной активности был отмечен у 40 % детей ЭГ, что на 20% выше, чем в КГ; средний уровень был отмечен у 50% и 40% детей экспериментальной и контрольной группы соответственно; низкий уровень был отмечен всего у одного ребенка ЭГ, что на 30% ниже, чем у детей в контрольной группе. Высокий уровень развития познавательной самостоятельности был выявлен у 30% дошкольников экспериментальной группы, что на 20% выше, чем у детей контрольной группы; средний уровень по данному компоненту был отмечен у 50% и 40% детей ЭГ и КГ соответственно; низкий уровень был выявлен у 20% дошкольников ЭГ, что на 30% ниже, чем у детей в КГ. Результаты диагностики познавательной мотивации показали, что высокий уровень развития данного компонента у детей ЭГ на 20% выше, чем в КГ; средний уровень был отмечен у 50% и 40% в ЭГ и КГ соответственно; низкий уровень развития познавательной мотивации у детей ЭГ ниже, чем у детей КГ на 30% и составил всего 20%. Результаты диагностики любознательности детей, показали, что высокий уровень был отмечен у 40% детей ЭГ, что на 30% больше, чем у детей КГ; средний уровень был отмечен у 50% и 60% детей из ЭГ и КГ соответственно; низкий уровень выявлен лишь у одного ребенка из ЭГ (10%), тогда как в контрольной группе выявлено у 30% детей. Высокий уровень креативности был отмечен у 30% детей экспериментальной группы, что на 20% больше, чем у детей контрольной группы; средний уровень был отмечен у 50% детей ЭГ и КГ соответственно; низкий уровень был отмечен у 20% детей ЭГ, что на 20% меньше, чем у детей КГ.
Таким образом, ссылаясь на результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, можно утверждать, что образовательный квест является эффективным средством формирования познавательных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности: учебное пособие. - Рязань: Издательство РГПУ, 1994. - 120 с.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2011. - 60 с.
4. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8 - С. 36-45.
5. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С. 124-132.
6. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12 - С. 28-33.
7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ювета», 2001. - 280 с.
8. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - 224 с.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 523 с.
10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. - М., 2008. -
475 с.
11. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 41-43.
12. Волошена Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста психологические науки. // Приволжский научный вестник. - 2014. - №9. - С. 93-97.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 276 с.
14. Гавришова Е. Квест - игровая форма комплексного решения образовательных задач. // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - С. 79-84.
15. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с...35