ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ
ПРОЦЕССЕ 12
1.1 История становления института участия прокурора в цивилистическом
процессе 12
1.2 Основания и правовая природа участия прокурора в арбитражном
процессе 18
1.3 Проблемы определения правового статуса прокурора в
современном арбитражном судопроизводстве 22
2 ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ
ПРОЦЕССЕ 32
2.1 Принципы участия прокурора в арбитражном процессе 32
2.2 Проблема юридической заинтересованности прокурора
в арбитражном процессе 37
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УЧАСТИЯ
ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 44
3.1 Проблемы защиты прокурором публичных интересов в арбитражном
процессе 44
3.2 Анализ прокурорской практики защиты публичных интересов в
арбитражном суде 55
3.3 Новые направления участия прокурора в правосудии по экономическим
спорам в условиях модернизации российской экономики 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 95
Актуальность темы исследования. Глубокие и коренные по своей сути политические и социально-экономические преобразования начала XXI века обусловили серьезное изменение роли и значения многих сфер деятельности российского государства. В связи с этим меняются цели и задачи органов государственной власти, в том числе, суда и прокуратуры. Институт участия прокурора в арбитражном процессе традиционно рассматривается как форма государственного влияния на соблюдение законности, предупреждение и устранение правонарушений в экономической сфере.
Реализуя определенные в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» приоритетные цели единства и укрепления законности, прокуратура самостоятельно, а также во взаимодействии с судом осуществляет важную правозащитную функцию.
Как показывают статистические данные, по результатам осуществления надзора в сфере экономики, органами прокуратуры РФ в 2015 году направлено 87216 исков, заявлений в суд, из них удовлетворено 79753; в 2016 году-75984 заявления, из них 69494 заявления удовлетворено1, что свидетельствует о высокой эффективности участия прокурора в арбитражном процессе.
Между тем курс государства после принятия АПК 2002 года вплоть до недавнего времени был направлен на ограничение полномочий прокурора в рамках экономического оборота, в том числе, и по защите публичных интересов.
В современных условиях прокуратура оказалась фактически единственным органом, способным реально противодействовать нарушениям закона, исходящим от органов власти и хозяйствующих субъектов, восстановить нарушенные права заявителей.
Прокуратура Российской Федерации призвана охранять и защищать гарантированные Конституцией РФ права, свободы и законные интересы гражданина, общества и государства, и в современных условиях судебноправовой реформы правозащитная деятельность прокуратуры занимает особое место в процессе реализации конституционных норм. Оптимальность достижения целей прокуратуры, решения задач конкретного надзорного или иного другого направления деятельности, их всесторонность и полноту, и как результат, эффективность деятельности органов прокуратуры должна быть обеспечена надлежащей организацией деятельности по реализации функций органов прокуратуры Российской Федерации.
При таких обстоятельствах теоретические и прикладные проблемы организации обеспечения участия прокурора в арбитражном судопроизводстве приобретают особую актуальность и значимость, а реализация исследуемого направления становится в последние годы одним из приоритетных направлений правозащитной деятельности органов российской прокуратуры.
Актуальность темы исследования объясняется ее недостаточной научной разработанностью и настоятельной потребностью выработать в современных условиях новые представления об организации правозащитной деятельности по обеспечению участия прокурора в арбитражном судопроизводстве на всех уровнях системы органов прокуратуры Российской Федерации. Выбор темы исследования обусловлен также недостаточной научной разработкой таких ключевых моментов института участия прокурора в арбитражном процессе, как принципы, правоспособность, компетенция, характер юридического интереса. Данные обстоятельства является очевидным свидетельством актуальности и своевременности исследования проблем участия прокурора в арбитражном процессе.
Степень научной разработанности проблемы. В условиях судебноправовой реформы проблемы организации обеспечения участия прокурора в современном арбитражном судопроизводстве в научной литературе представлены не в полной мере. В последние годы проводились исследования, посвященные формам участия прокурора в арбитражном процессе, участия прокурора в отдельных инстанциях судов общей юрисдикции (А.А.Сергиенко «Участие прокурора в рассмотрении граждански дел судами общей юрисдикции», М.В. Гадиятова «Участие прокурора при рассмотрении гражданских дел судами»), участию по отдельным категориям гражданских дел, по которым законодателем предусмотрено обязательное участие прокурора (Е.Н.Мозымова «Деятельность прокурора по защите жилищных прав граждан в гражданском судопроизводстве», Е.М. Артамонова «Защита прокурором прав и законных интересов неопределенного круга лиц в гражданском судопроизводстве»). Вместе с тем общие вопросы организации, эффективных форм деятельности органов прокуратуры по обеспечению участия в арбитражном судопроизводстве не рассматривались....
На сегодняшний день научная дискуссия сводится в основном к вопросу об основаниях и пределах участия прокурора в арбитражном процессе. И в последнее время в научных и политических кругах в основном высказываются мнения о необходимости расширения перечня оснований для участия прокурора в арбитражном процессе. Сегодня даже бывшие противники участия прокурора в арбитражном процессе изменили свою точку зрения и указывают на необоснованное сужение оснований участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Проблемы, связанные с участием прокурора в арбитражном процессе, обусловлены несовершенством, как законодательства, так и правоприменительной практики.
Учитывая, что участие прокурора в арбитражном процессе носит ярко выраженный публичный характер, предполагается, что полномочия прокурора в судах общей юрисдикции и арбитражных судах должны в принципиальных положениях совпадать. Между тем сравнительный анализ норм Арбитражного процессуального кодекса свидетельствует об отсутствии необходимой корреляции в этом вопросе.
Статьей 52 АПК РФ полномочия прокурора на обращение в суд и вступление в процесс определены одной и той же предельно ограниченной категорией споров: оспаривание правовых актов (нормативных и ненормативных) и признание недействительными сделок.
В последнем случае прокурор ограничен ещё и субъектным составом участников сделки и вправе оспорить в суде или вступить в процесс лишь в случае, если стороной сделки являются органы государственной власти, местного самоуправления, государственные, муниципальные предприятия, учреждения, а также юридические лица, имеющие государственную или муниципальную долю участия.
В то же время ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен неограниченным правом предъявления любого иска в интересах Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ фактически лишил прокурора права на обращение в суд с исками в защиту публичных интересов. В этом смысле даже у государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов больше полномочий, чем у прокурора, так как в ч. 2 ст. 53 АПК РФ прямо указано, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с исками или заявлениями в защиту публичных интересов. Следует отметить, что даже те основания для обращения прокурора в арбитражный суд, которые закреплены в ст. 52 АПК РФ, нуждаются в доработке.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Принципы участия прокурора в арбитражном процессе - это исходные начала и руководящие положения, которые прямо или косвенно закреплены в V нормах законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах, о прокуратуре в Российской Федерации, иных федеральных законах, а также нормах международного права и определяют выбор форм и средств участия прокурора в арбитражном процессе, детерминируя тем самым выполнение правозащитной функции прокуратуры и задач судопроизводства в арбитражных судах. Автор предлагает выделить следующие принципы участия прокурора: принцип законности; принцип публичности; принцип защиты государственных интересов; принцип исключительности; принцип специального назначения;
2. Доказывается, что предпосылкой права на обращение в арбитражный суд прокурора является юридический интерес, как объективная категория, аккумулирующая в себе наличие предусмотренного законом права на обращение в арбитражный суд и юридического факта нарушения
(оспаривания) прав и законных интересов неопределенного круга лиц, либо иных публичных интересов;...
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.4398.
2 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.1997. №1. Ст.1.
3 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.1994. №13. Ст.1447.
4 Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2014. №6. Ст.550.
5 Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.2011. №7. Ст.898.
6 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.1995. №18. Ст.1589.
7 Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г., в ред. Протокола № 11, от 13.05.2004)) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2, ст. 163.
8 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №30. Ст.3012.
9 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №46. Ст. 4532.
10 Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ; Часть вторая - от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья - от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая - от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 N 9, Ст. 773 (часть первая); 1996. N 34, Ст. 4025 (часть вторая); 2004. N 49. Ст. 4855 (часть третья); 2008. N 27. Ст. 3122 (часть четвертая).
11 Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №2. Ст.223.
12 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации.1992. №47. Ст.4472.
13 Письмо ВАС РФ N С1-7/уп-1270, Генпрокуратуры РФ N 8-2б-03 от
20.11.2003 «Об организации работы по реализации полномочий прокуроров в арбитражном процессе».
14 Информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 22.08.2002 N 38-1502 "О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Постановление Европейского суда по правам человека от 15 января 2009 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2009. №...55