Введение 3
Глава 1. Аббревиация в системе современного словообразования
1.1. Общая характеристика аббревиации как способа словообразования 7
1.2. Структурные типы аббревиатур 11
1.3. Функции аббревиатур 18
Глава 2. Функционирование аббревиатур в рекламном тексте
2.1. Общая характеристика рекламных текстов, содержащих
аббревиатуры 24
2.2. Структурные типы аббревиатур в рекламном тексте 28
2.3. Особенности употребления иноязычных аббревиатур в рекламе 33
Заключение 44
Библиографические источники 48
Приложение А 51
Приложение Б 53
Изучение новых слов играет важную роль для исследования многих проблем в области словообразования, стилистики, лексикографии. Одной из таких проблем является процесс функционирования аббревиатур в конце XX - начале XXI вв. Данная проблема весьма актуальна, т.к. в последнее десятилетие наблюдается активизация сокращенных слов в речи.
Проблему аббревиации в русском языке разрабатывали многие лингвисты. Фундаментальными работами в этой сфере являются исследования Д.И. Алексеева («Аббревиатуры как новый тип слов», М., 1966; «Сокращенные слова русского языка», Саратов, 1979),
Е.А. Земской («Активные процессы современного словопроизводства», М., 1996), В.Г. Костомарова («Языковой вкус эпохи», СПб., 1999). Данная проблема продолжает интересовать ученых в настоящее время. В связи с этим назовем авторов современных работ,
посвященных аббревиации: Е.А. Бирюкова, Е.И. Боев, И.В. Борнякова, М.И. Тибилова и другие. Исследования этих ученых проводятся с различных позиций: собственно лингвистических, лингвостилистических, социальных, психологических, культурологических.
Как отмечают ученые, основная задача аббревиатур - это экономия устной речи и письменного текста. При произношении и написании аббревиатура в несколько раз короче соответствующего ей словосочетания. Однако преимущества такой экономии хороши только тогда, когда аббревиатуры понятны собеседникам.
Появление новых реалий в современной жизни приводит к возникновению значительного количества неизвестных ранее сложносокращенных слов различного типа. Большая часть аббревиатур прочно входит в русский язык.
В современном русском языке начинает занимать доминирующие позиции и другая причина функционирования аббревиатур - стремление к необычности, лексическим инновациям. В последнее десятилетие возросла и экспрессивность ряда сокращений. Е.А. Земская так охарактеризовала современный период развития языка: «Ослабление внешней цензуры и автоцензуры способствует раскрепощению языка, отказу от стандартных, навязываемых советской идеологией форм выражения, или к их осмеянию, травестированию. Язык приобретает черты раскованности, живет полнокровной жизнью» [10, с. 68].
Интерес к специфике аббревиатурного процесса в русском языке обусловлен тем, что аббревиация оказывается одним из способов словопроизводства, который наиболее ярко проявляет себя в современном словотворчестве.
Объектом нашего исследования является способ аббревиации в современном русском языке, предметом - аббревиатуры как новые номинативные единицы в современной русской рекламе.
Актуальность работы определяется необходимостью выявить
специфику употребления сокращений в рекламных текстах, описать структурные типы, определить место и функции аббревиатур в современной рекламе.
Научная новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью функционально-стилистического аспекта аббревиации в рекламе.
В выпускной квалификационной работе выявлены и подробно описаны особенности использования аббревиатур в современной рекламе, определены тематические группы сокращений, их структурные типы, способы их введения в рекламный текст.
Основная цель исследования состоит в выявлении структурносемантического и тематического своеобразия, а также особенностей функционирования аббревиатур в современном рекламном тексте.
Достижение поставленной
следующих основных задач:
1. Выявить тематические группы аббревиатур, характерные для рекламного текста....
Возросший интерес к специфике аббревиатурного процесса в русском языке связан с тем, что аббревиация оказывается одним из способов словопроизводства, который наиболее ярко проявляет себя в современном словотворчестве.
Аббревиация представляет собой сложное, многогранное явление. Прежде всего, это способ создания номинаций для понятий и реалий, обозначаемых описательно с помощью атрибутивных словосочетаний.
Аббревиатуры выполняют номинативную функцию и, следовательно, остаются словами, лексемами. Появление в языке аббревиатуры обычно ведет к некоторому ограничению функционирования полного наименования, иногда до полного вытеснения его.
По своему замыслу аббревиатуры не предназначены для передачи всей информации, содержащейся в развернутом описательном наименовании. Аббревиатура предусматривает обязательное обобщение указанной информации и ее сжатие. В связи с этим аббревиатуры выполняют функцию экономии речевых средств.
В аббревиатуре наблюдаются отступления от содержания (и от структуры) описательного наименования. Отступления проявляются в следующем: 1) в пренебрежении к смыслу отдельных звеньев описательной конструкции, в пропуске этих звеньев при аббревиации, 2) в выработке и использовании специальных аббревиатурных морфем с обобщающим (интегрированным) значением, 3) в использовании усеченных морфем и целых корней обобщенной семантики.
Следовательно, при восприятии аббревиатуры слушающий невольно идет не от полного названия к ней, а наоборот, от наличных компонентов сокращения к полному словосочетанию.
Взаимоотношение аббревиатур с полными наименованиями нельзя сводить только к одной синонимичности. В одних случаях это действительно синонимы, в других между ними может возникнуть метонимическая связь, в 45
третьих - лишь генетическая связь, поскольку полное наименование, от которого образовалась аббревиатура, уже практически не употребляется.
Современные исследователи процесса аббревиации отмечают увеличение количества аббревиатур в языке и частое их употребление в различных функциональных стилях: публицистическом, научном,
официально-деловом, художественном и разговорном.
В настоящем исследовании предпринята попытка выявить основные тенденции использования русских и иноязычных сокращений в современной рекламе, описать особенности структуры современных сокращений, используемых в рекламе, выявить тематические группы аббревиатур в рекламном тексте.
По мнению многих исследователей, рекламный текст представляет собой современный текст, восприимчивый к различного рода языковым инновациям. Результаты исследования показали, что в рекламе сокращенные слова употребляются в различных частях рекламного текста: в заголовке, в подзаголовке, в основной части текста, в слогане, в логотипе компании, а также в комментариях.
В современной рекламе представлены все основные структурные типы аббревиатур (инициальные, слоговые и смешанные).
В результате анализа материала нами были выделены следующие тематические группы аббревиатур, употребляемые в рекламных текстах: 1) названия банков, 2) названия городских учреждений, 3) названия государственных учреждений, министерств, агентств, 4) названия форм организации компаний, 5) названия телекоммуникационных компаний, 6) названия стран, 7) названия различных материалов, 8) названия агрегатов, комплектующих автомобиля, 9) названия документов, 10) экономические термины.
Тематика аббревиатур отличается разнообразием. Количество выделенных тематических групп не является окончательным. Материал настоящего исследования показывает, что большую часть составляют аббревиатуры разных типов, служащие для обозначения организаций, учреждений, министерств и представляющие собой как собственные, так и нарицательные имена существительные.
Использование аббревиатур в рекламных текстах обусловлено тенденциями к компрессии, экспрессии и стандарту, характеризующими современную рекламу.
В современной русской рекламе используются иноязычные аббревиатуры, большая часть которых не освоена в русском языке. Как правило, иноязычные сокращения употребляются в рекламе техники и в рекламе автомобилей, что связано с использованием высоких технологий при производстве товаров. Указание на последние новейшие разработки в автомобилестроении с помощью иноязычных аббревиатур не только служит информативной функции рекламы, но и оказывает эффективное воздействие на потребителя, делающего свой выбор в пользу современных технологий.
На материале рекламы автомобилей выявлены способы введения в текст иноязычных сокращений: 1) в предложении сначала вводится полное словосочетание на русском языке, за ним в скобках (или без скобок) приводится иноязычная аббревиатура; 2) в предложении называется иноязычная аббревиатура, рядом в скобках дается полное словосочетание на русском языке; 3) иноязычная аббревиатура дополняется через дефис русским словом или словосочетанием, помогающим в семантизации иноязычного сокращения; 4) в предложении употребляется полное словосочетание на английском языке, рядом в скобках (или без скобок) приводится иноязычная аббревиатура.
Наблюдения над материалом показывают, что процесс пополнения языка аббревиатурными наименованиями протекает интенсивнее процесса отмирания старых названий. Широкому распространению и активному использованию аббревиации как способа словообразования способствуют языковые, социальные, культурно-исторические и коммуникативные факторы социального взаимодействия людей....
1. Алексеев, Д.И. Аббревиатуры как новый тип слов // Развитие словообразования современного русского языка. - М.: Наука, 1966. - 211 с.
2. Алексеев Д.И. Сокращённые слова в русском языке. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. - 328 с.
3. Бирюкова Е.А. Функционирование аббревиатур в современной речи [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1068443/ (дата обращения: 15.08.2014)
4. Бове К., Аренс У. Современная реклама. - М., 1995. - 783с.
5. Боев, Е. И. Реклама как социокультурное явление в системе социальной
коммуникации: диссертация ... кандидата социологических наук /
Е.И. Боев - Курск, 2005. - 139 с.
6. Борисов В.В. Аббревиация и акронимия / Под ред. А.Д. Швейцера. - М., 1972. - 319 с.
7. Борнякова И. В. Специфика языка рекламных сообщений и их перевода в рамках межкультурной коммуникации (на материале немецкой и русской журнальной рекламы): диссертация ... кандидата филологических наук. - Москва, 2007. - 181 с.
8. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. Пособие. - М.: Логос, 2001. - 304 с.
9. Ерёменко А.А. Грамматические особенности рекламных текстов: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05. - Москва, 2000. - 207 с.
10. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца 20 столетия. - М.: Наука, 1996. - 473 с.
11. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М.: Высшая школа, 1992. - 220 с.
12. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с.
13. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - С-Пб.: Златоуст, 1999. - 246 с.
14. Липатов А.Т. Синтонимия и аббревиация / А.Т.Липатов // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. - Т. 1. - С.162-165.
15. Мещерякова Н.В. О языке социальной рекламы: основные положения // Ученые записки РГСУ. - 2009. - №3. - С. 184-189....30