Введение 3-7
Глава 1. Теоретические основы исследования 8
1.1. Понятие, функции и классификация праздников 8-18
1.2. Методика организации и проведения праздника 18-28
Глава 2. Роль праздника, как средства воспитания и социализации в культурно-досуговой сфере 29
2.1. Праздник, как средство воспитания детей 29-34
2.2. Роль праздника в процессе социализации ребенка 34-39
Глава 3. Совершенствование системы организации и проведения праздников в Российской Федерации 40
3.1. Методическая разработка на основе результатов исследования.
«Дорожная карта» педагога-организатора 40-49
3.2. Оценка результатов исследования на примере проведения
праздника 49-54
Заключение 55-57
Список использованных источников и литературы 58-63
Актуальность темы исследования состоит в том, что досуг является неотъемлемой частью нашей жизни, а для детей это одна из важнейших сфер жизнедеятельности. Так как дети представляют собой особую социальную группу, которая сильнее подвержена влиянию со стороны, то правильно организованный досуг должен оказывать благоприятное влияние на становление и развитие их личности. Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.
Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема организации свободного времени детей, умения содержательно и интересно проводить их досуг.
Объектом выпускной квалификационной работы является
организация детских праздников в Российской Федерации.
Предмет выпускной квалификационной работы - методика организации детских праздников, роль праздника, как средства воспитания и социализации в культурно-досуговой сфере.
Степень изученности проблемы. К сожалению, данная тема недостаточно проработана в работах российских и зарубежных авторов. Феномен самого детского праздника, относительно молод по сравнению с праздником в целом, поэтому многие положения данной исследовательской работы были написаны, исходя из работ, который рассматривают понятие «праздник» в широком его смысле.
Например, А.В. Бенифанд в своих работах изучал саму сущность праздника, через его многовековую историю, а также пытался сопоставить праздники прошлого с современностью.1 Большой вклад в изучение праздников внесла И.В. Гужова, ее работы позволили расширить
функциональную базу данной исследовательской темы.2 3 И, говоря о теоретической базе исследования, нельзя не упомянуть М.А. Слюсаренко, который изучил различные классификации праздников и создал ее более 3 полную и расширенную версию.
Повторюсь, что тема «организация детских праздников» имеет недостаточную степень изученности, но все же существует ряд работ, которые посвящены изучению феномена детского праздника. Например, Г.П. Черному принадлежит ряд методических разработок, которые направлены непосредственно на технологию организации детских праздников.4 Так как праздник - это творческий процесс, то в исследовании применялась работа О.А. Красильниковой, которая рассматривала процесс воспитания и обучения детей, через творчество.5 Неоценимый вклад в изучение данной темы внесли такие выдающиеся авторы, как Вишняк А.И. и В.И. Тарасенко, которые в своих работах рассматривают культуру молодежного и детского досуга.6
Работа с детьми требует расширенных знаний в области детской психологии, поэтому для изучения данной стороны вопроса были выбраны работы следующих авторов - М.Ю. Седова выпустила ряд статей, в которых рассматривала роль праздника в коррекции личности ребенка.7 Также здесь следует отметить работы таких авторов, как Титов Б.А. и его статьи по теме «Социализация детей и подростков в сфере досуга»,8 работы Даниловой Е.Е., которая сконцентрировала внимание на проблемах детей младшего школьного возраста9, также ценной стала работа Р. Заззо о психологическом развитии ребенка и окружающей его среды.....
Многие ошибочно полагают, что детские праздники – это лишь
праздное проведение времени, и что в момент данного процесса дети не
получают никой пользы, за исключением положительных эмоций. Данным
исследованием, хотелось доказать обратное, а также показать, какими
разнообразными функциями обладают детские праздники и какова их роль в
процессе формирования личности ребенка.
Цель написания данной работы заключалась в изучении методики
организации детских праздников и разработке рекомендаций, направленных
на организацию детского праздника, который будет положительно влиять на
развитие всех сторон личности ребенка.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
1. Определить задачи и функции праздника
2. Дать классификацию детских праздников
3. Проанализировать методику организации и проведения детского
праздника
4. Выявить роль праздника, как средства воспитания и социализации в
культурно-досуговой сфере
5. Создать методическую разработку на основе проведенного
исследования и оценить эффективность ее применения
При написании данной работы возникли проблемы с поиском
источников, а также был выделен ряд недочетов, связанных с теоретической
основой исследования, так как данная тема не изучена в той степени,
которую заслуживает.
Множество исследований российских авторов затрагивают праздник в
целом, в то время как работы, посвященные именно детским праздникам,
имеют узкий круг направленности и не раскрывают даже само данное
понятие. В связи с этим, на основе, проведенного исследования, была
сделана попытка его формулировки. Детский праздник – это сложная
56
система, которая включает в себя множество элементов, требует четко
продуманного плана и с помощью элементов игры, позволяет ребенку легко
включиться в процесс воспитания и познания себя и окружающего мира в
целом. Также, правильно организованный праздник, позволяет детям
расширять свой кругозор, развивать таланты и открывать в себе новые,
неизведанные грани. Ну и конечно же детские праздники призваны дарить
детям эмоции и неподдельную детскую радость, которая так важна для
формирования гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка.
Подробно рассмотрев классификацию детских праздников, которая
представлена во многих работах на данную тему, был сделан вывод об ее
устаревании, так как последние попытки были сделаны в прошлом XX веке.
В связи с этим в первой главе работы, была сделана попытка дополнения уже
имеющейся устоявшей классификации новыми видами праздника, такими
как: спортивный, интеллектуальный, смешанный и аниматорский.
Одним из самых изученных аспектов исследования, оказались вопросы,
связанные с процессом социализации и воспитания во время подготовки и
проведения праздника. Множество авторов рассматривали данный вопрос и
пришли к выводу о том, что детский праздник – это уникальная среда для
развития всех сфер личности ребенка, а также это отличная возможность для
выстраивания отношений с малознакомыми людьми через совместную
деятельность, что в будущем позволит ребенку приобрести опыт общения с
самыми разными типами личностей.
Также одной из задач данного исследования было составление
«дорожной карты» по подготовке и проведению детского праздника. Данная
разработка была проверена и опробована на примере проведения праздника в
одной из школ нашего города. Стоит отметить, что разработанная «дорожная
карта» значительно облегчила процесс подготовки праздника, а также
предстала, как обобщающий элемент всего изученного материала
проведенного исследования.
57
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что
применение результатов исследования в практическую деятельность
позволит значительно облегчить подготовку праздника для педагоговорганизаторов, а также адаптировать детские праздники к современным
условиям проведения.
Андреенкова, Н.В. Проблема социализации личности / Н.В.
Андреенкова // Социальные исследования. – М.: Наука. – 2001. – № 3. – С.36-
37.
2. Витвицкая, М.Э. Детские праздники / М.Э. Витвицкая. – М.: ГаммаПресс 2000, 1999. – 221 с.
3. Волощенко, Г.Г. Досуг: проблематика и гипотеза его развития в
социально-культурном проектировании / Г.Г. Волощенко // Ориентиры
культурной политики. – 2002. – Вып. 10.
4. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как
педагогическая проблема: монография / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Спец. лит.,
1997. – 189 с.
5. Гужова, И.В. Праздник как феномен культуры в контексте
целостного подхода: автореферат дис. … кандидата философских наук:
09.00.13 / Гужова Ирина Викторовна. – Томск, 2006. – 22 с.
6. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития
культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А. Демченко //
Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК
РФ, 2013. – 234 с.
7. Жигульский, К. Праздник и культура: Праздники старые и новые.
Размышления социолога. [Пер. с польского] / К. Жигульский; [Вступ. ст.
А.И. Арнольдова]. – М.: Прогресс, 1985. – 336 с.
8. Заззо, Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды / Р.
Заззо // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 15-17.
9. Зыкова, К.С. Из опыта проведения праздников «День семьи», «День
матери» / К.С. Зыкова // Гуманитарные исследования и их роль в развитии
педагогического образования. – Томск, 2004. – № 1. – С. 10-12.
59
10. Исаенко, В. Как подготовить праздник для детей / В. Исаенко //
Воспитание школьников. – 2004. – №8. – С. 24-30.
11. Клюско, Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности /
Е.М. Клюско. – М.: НИИ культуры, 1987. – 27 с.
12. Красильникова, О.А. Обучать и воспитывать творчеством / О.А.
Красильникова // Медико-биологические и коррекционно-педагогические
проблемы детского творчества: тезисы докладов и сообщений VII
международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и
творчество» 19-21 апреля 2000 года / под общ. ред. К.В. Султанова. – СПб.:
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра
Великого», 2000. – С. 56-59.
13. Лаптева, Л.С. Социально-эстетическая природа и функции
массовых праздневств: диссертация … кандидата философских наук:
09.00.04 / Лаптева Лидия Сергеевна. – М.: 1976. – 177 с.
14. Лебедева, О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии
детей / О.А. Лебедева // Реабилитация. Образование. Развитие. – СПб.: 2008.
– №3. – С. 7-9.
15. Лебедева, О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии
детей / О.А. Лебедева // Реабилитация. Образование. Развитие. – СПб.: 2008.
– № 5. – С. 20-25....55