Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе

Работа №149638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2024
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 24 ребенка младшего школьного возраста, в том числе 11 девочек и 13 мальчиков.

Введение 3
1. Теоретические основы психологической и социокультурной адаптации детей иностранных граждан в образовательной среде России 7
1.1 Общая характеристика проблем психологической и социокультурной адаптации мигрантов 7
1.2. Особенности несовершеннолетних детей иностранных граждан, проявляющиеся в процессе психологической и социокультурной адаптации 18
1.3 Адаптация детей мигрантов в образовательной среде: проблемы и возможности начальной школы 27
2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению условий психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы 47
2.1 Опытно-экспериментальная работа по психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе 47
2.2 Организация формирующего этапа эксперимента по психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе 64
2.3 Контрольный этап исследования 69
Заключение 77
Список использованной литературы 82

Актуальность исследования социально-психологической адаптации мигрантов основана на важности изучения этого явления в контексте современного мирового общества. Миграция стала одним из крупных глобальных вызовов, в частности из-за увеличения числа вынужденных перемещений в результате вооруженных конфликтов, естественных катастроф, экономической и политической нестабильности
Россия как страна, которая сталкивается со сложными вызовами в результате сложившейся политической ситуации, имеет значительное количество мигрантов, которые нуждаются в социально-психологической адаптации. Учитывая влияние миграции на различные аспекты жизни, такие как физическое и психическое здоровье, социальное взаимодействие, экономическую стабильность и качество жизни, изучение процессов адаптации мигрантов является актуальным научным направлением.
Проблема миграции является одной из актуальных социальных проблем во многих странах мира, включая РФ. Мигранты – это люди, которые были вынуждены покинуть свое родное место жительства из-за вооруженного конфликта, войны, насилия, преследования или природной катастрофы и т.д.
Адаптация мигрантов к новым условиям жизни уже давно является предметом исследований разных научных дисциплин, в частности в социальной психологии. Изучение процессов социально-психологической адаптации мигрантов имеет важное научное, практическое и социальное значение, поскольку позволяет понимать механизмы и факторы, влияющие на их успешную адаптацию в новых условиях.
Разработчики социогенетических теорий рассматривают социальную среду как ключевой фактор в формировании личности. Бихевиористы, такие как А. Бандура, Дж. Уотсон и Р. Хенки, а также сторонники культурно-исторической концепции развития, включая Л.С. Выготского, утверждают, что все в поведении человека - ценности, установки и эмоциональные реакции - определяются воздействием внешней среды. Культурно-историческая теория, в свою очередь, утверждает, что все психические функции и формы поведения формируются благодаря освоению внешних средств культурного поведения и мышления.
Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов к условиям общеобразовательной среды зависит от эмоционального (школьная тревожность, эмоциональное благополучие), когнитивного (уровень мышления), мотивационно-личностного (рефлексия, внутренняя мотивация обучения, социальный статус и социальная компетентность) ресурсов личности. Однако проблема адаптации детей из семей мигрантов остается недостаточно изученной. В частности, не выясненными остаются противоречия между: имеющимися разработками относительно адаптации мигрантов на новых территориях и недостаточной учтенностью возрастных особенностей мигрантов, особенно детей; существующими практическими разработками относительно социально-психологической адаптации детей-мигрантов и недостаточной учтенностью влияния среды на личность ребенка-мигранта. Актуальное состояние научной разработки и социальная значимость проблемы обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования: психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: психологическая адаптация детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе.
Цель работы состоит в раскрытии особенностей психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация комплексной программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста будет успешной при учете результатов исследования особенностей психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе.
Согласно цели сформированы следующие задачи:
1. Изучить понятие адаптации с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
2. Выявить особенности социально-психологического сопровождения детей-мигрантов подросткового возраста в условиях школы;
3. Рассмотреть методы и технологии социально-психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе;
4. Провести эмпирическое исследование психологической адаптации детей мигрантов подросткового возраста в современной школе;
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования психологической адаптации детей мигрантов подросткового возраста в современной школе;
6. Провести апробацию комплексной программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста.
Методологическую базу исследования составили положения относительно принципов генетического (С. Д. Максименко, М. В. Папуча), культурно-исторического подходов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. М. Леонтьев); толкование социализации и социально-психологической адаптации личности (О. И. Власова, Н. Е. Завацкая, О. А. Чиханцова); психологии миграции (Г. В. Солдатова, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов, В. П. Гриценко, Н. М. Лебедева, Л. А. Шайгерова, Е. И. Шлягина, A. Ферхнем, С. Бочнер); проблемы адаптации мигрантов к новой социокультурной среде (С. К. Бондырева, Г. В. Безюлева, И. В. Ващенко, И. В. Данилюк, А. Б. Коваленко, Н. М. Лебедева, В. И. Левкович, В. Н. Павленко); периодизация психического развития личности (Д. Б. Эльконин); проблема психологической идентичности детей-мигрантов (М. М. Слюсаревский, Г. В. Солдатова, Т. Г. Стефаненко); проблемы адаптации детей-мигрантов в образовательной среде (О. Е. Блинова, Ю. М. Жданович, И. М. Трубавина).
Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования:
 теоретические – анализ, синтез, обобщение, систематизация, интерпретация, классификация, типологизация, моделирование и т.д. – для уяснения феноменологии явления психологической адаптации детей-мигрантов;
 эмпирические – наблюдения, а также методики психодиагностики:
1. Опросник аккультурации для детей и подростков.
2. Социометрический тест.
3. Рисуночная диагностика субъективного благополучия ребенка-мигранта.
Эмпирическая база исследования: выборку исследования составили дети младшего школьного возраста в количестве 24 человек (11 девушек, 13 мальчиков): 12 человек контрольная группа и 12 человек экспериментальная группа.
Практическая значимость результатов работы состоит в возможности их использования в дальнейшей разработке и внедрении программ психологической адаптации детей-мигрантов, преодолении кризисных психологических проблем, улучшении отношения к детям-мигрантам принимающего населения (местных жителей).
Материалы работы могут быть использованы в деятельности практических психологов, социальных педагогов, учителей, руководителей в системе образования, а также при организации специальных программ для работников образования, социальных и психологических служб, работающих с мигрантами.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе обобщены теоретические и эмпирические результаты исследования психологической адаптации детей-мигрантов, что позволяет сделать следующие выводы:
1. В современной психологии существуют основные подходы к толкованию социально-психологической адаптации: бихевиоральный, психоаналитический, гуманистический, интеракционистский, субъектно-деятельностный. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной среды является процессом построения интеракционной системы (среда – лицо – группа), которая продуцирует адаптивное пространство, результатом которого является взаимодействие субъектов образовательной среды с помощью специальной системы воздействий, результатом которой являются направленные изменения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах личности ребенка-мигранта.
2. Дети-мигранты демонстрируют повышенный уровень раздражения, физической и вербальной агрессии, косвенной враждебности, негативизма и, что особенно примечательно, пограничную предрасположенность между умеренным и высоким уровнем оскорбительного поведения и подозрительности. Кроме того, наблюдается заметная тенденция к низкому уровню чувства вины. Такая подчеркнутая враждебность и агрессивность указывают на преобладающее чувство собственного достоинства, резко контрастирующее с другими, и склонность воспринимать окружающих как потенциальных источников обмана, провокации и угрозы. Уровень тревожности, охватывающий как личностные, так и ситуативные аспекты, в целом умеренный. Интересно, что личностная тревожность значительно выше ситуативной, что указывает на внутреннюю тревогу, которая превосходит непосредственные внешние опасения.
3. Большинство детей-мигрантов имеют адекватную самооценку, то есть могут объективно оценить себя и собственное поведение. В то же время на втором месте по процентной нагрузке среди детей-мигрантов находится завышенная самооценка по невротическому типу. Это свидетельствует о склонности к идеализации собственной личности и поиске причин собственных неудач у окружающих. Наименее выражена заниженная самооценка, которая проявляется в плохой оценке собственной личности, нерешительности, в склонности оценивать себя хуже других. В то же время завышенная самооценка отсутствует.
4. Активную позицию в школьном классе занимает большинство детей-мигрантов, они определяются одноклассниками как желательные, второй по выраженности пассивная позиция – игнорированные и меньше всего детей-мигрантов находятся в изолированной позиции.
5. Анализ социально-психологической адаптации среди детей-мигрантов выявил заметные различия в зависимости от пола. Так, у мальчиков-мигрантов заметно выше уровень различных показателей агрессии, включающих физическую, вербальную и косвенную формы, а также повышенное проявление подозрительности, оскорбленности, враждебности и агрессивности. Кроме того, у мальчиков-мигрантов более выражены тенденции к отвержению других и эскапизму, характеризующиеся уходом от проблем. Напротив, девочки-мигрантки демонстрируют сравнительно более высокие уровни адаптивности и самопринятия, что позволяет предположить тонкую взаимосвязь между гендерной и социально-психологической динамикой адаптации в популяции мигрантов.
6. Дети-мигранты младшего школьного возраста сложнее переживают ситуацию адаптации к новой среде. В частности, дети-мигранты раннего младшего школьного возраста обладают более высокой агрессивностью, вербальной агрессией, ситуативной и личной тревожностью, ниже чувства вины по сравнению с детьми младшего школьного возраста; по сравнению с подростками – более высокая ситуативная тревожность и раздражение. При этом дети-мигранты подросткового возраста имеют более высокие показатели физической и вербальной агрессии по сравнению с детьми младшего школьного возраста.
7. Успешность социально-психологической адаптации к новой среде связана со следующими условиями: адекватной самооценкой, умеренным уровнем тревожности (личностной и ситуативной), отсутствием враждебного отношения и подозрительности к окружающим, особенностями взаимодействия с ближайшим социальным окружением, где одно из основных мест принадлежит родителям. В частности, повышение кооперации, принятие ребенка, оценки его как полноценного субъекта собственной жизнедеятельности, «взрослой» личностной позиции, снижением недоверия к его действиям, поступкам и желаниям и снижением чрезмерной опеки и контроля над ребенком.
8. Полученные результаты выявлены на этапах теоретического анализа литературных источников, опыта, накопленного учеными, проведение и дальнейший анализ констатирующего эксперимента изучения социально-психологической адаптации детей-мигрантов были использованы для разработки тренинговой программы, направленной на повышение уровня адаптации детей в условиях образовательной среды. Разработанная комплексная программа тренинга является действенным и эффективным методом формовочного воздействия, содержащим формы активности (мини-лекции, мозговой штурм, двигательные упражнения, задачи и упражнения с элементами арт-терапии, сказкотерапии и др.), направленные на осознание, корректировку и формирование новых эффективных навыков социально-психологического взаимодействия с окружающими, улучшение группового климата и личностного состояния детей-мигрантов и т.д.
В результате реализации программы у детей-мигрантов в экспериментальной группе произошли значительные улучшения по различным параметрам.
Эмоциональные реакции детей свидетельствуют о положительном сдвиге в их чувствах в различных ситуациях. До эксперимента у детей были смешанные эмоциональные реакции, но после вмешательства заметно увеличилось количество позитивных чувств в нескольких областях, например, во время дней рождения, социальных взаимодействий и академических достижений. Это улучшение говорит о том, что программа эффективно повысила эмоциональное благополучие детей в различных контекстах.
До эксперимента наблюдалось сочетание стратегий интеграции, ассимиляции, сепарации и маргинализации. После эксперимента заметно увеличилось число детей, использующих стратегию интеграции, с шести до девяти, и полностью исчезла стратегия маргинализации. Этот сдвиг указывает на то, что программа успешно поощряла детей сохранять свою первоначальную культурную идентичность, одновременно принимая новую культуру, что привело к более гармоничным результатам аккультурации.
Социометрическая матрица иллюстрирует социальную динамику в экспериментальной группе после завершения программы. Данные показывают, что все дети получили положительные оценки, при этом отрицательных оценок не зафиксировано. Это свидетельствует о значительном повышении уровня социального принятия и включенности детей-мигрантов в среду сверстников. Очевидно, что программа способствовала формированию более инклюзивной и благоприятной социальной среды, в которой все дети чувствовали себя ценными и интегрированными в группу сверстников.
Программа оказала глубокое положительное влияние на детей-мигрантов в экспериментальной группе. Она улучшила их эмоциональное состояние, способствовала развитию более адаптивных стратегий аккультурации, а также способствовала их социальному принятию и интеграции среди сверстников. Эти результаты подчеркивают эффективность программы в создании инклюзивной, поддерживающей среды для всех детей.
В результате внедрения программы у детей-мигрантов наблюдается снижение показателей физической, вербальной, косвенной агрессии, негативизма, раздражения, подозрительности, оскорбления, чувства вины, враждебности и агрессивности, снизился уровень ситуативной и личностной тревожности, повысился уровень самооценки. Повысились показатели адаптации, самопринятия и эмоционального комфорта.



1. Ананьина, Д. А. Адаптация детей-мигрантов в условиях инокультурной среды: социально-философский анализ / Д. А. Ананьина, А. В. Терентьева, Д. Цзян // Гуманитарный вектор. – 2022. – Т. 17, № 2. – С. 122-130.
2. Баринов, Р. Г. Опыт адаптации детей-мигрантов в лингвокультурном пространстве на территории Сибирского Федерального округа / Р. Г. Баринов, М. В. Дорохова // Культура. Наука. Образование. – 2019. – № 1(50). – С. 107-114.
3. Белоусова С. А., Ботезат А. В., Гатауллин Р. Ф., Родионова Е. А., Черных К. Д. Обзор современных практик психологической поддержки инкорпорации детей иноэтничных мигрантов с большой культурной дистанцией в российское принимающее сообщество // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2021. – №2-3 (14-15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sovremennyh-praktik-psihologicheskoy-podderzhki-inkorporatsii-detey-inoetnichnyh-migrantov-s-bolshoy-kulturnoy-distantsiey-v (дата обращения: 22.05.2024).
4. Волкова, А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов как мера профилактики девиантного поведения / А. Ю. Волкова, Е. И. Мычко // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодежи : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
5. Гайдаренко, С. М. Социально-психологическая адаптация детей мигрантов в общеобразовательной школе / С. М. Гайдаренко // Пензенский психологический вестник. – 2022. – № 1(18). – С. 65-73.
6. Грищенко, Н. В. Психологическое сопровождение процесса формирования этнокультурной идентичности подростков в среде современной общеобразовательной школы / Н. В. Грищенко // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Ереван, 08–09 апреля 2022 года. – Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2022. – С. 207-216.
7. Долгова, В. И. Проблемы адаптации детей мигрантов / В. И. Долгова, Р. Г. Дергачева. – Москва : Перо, 2021. – 201 с.
8. Дударева, П. М. О принципах сопровождения адаптации детей мигрантов в начальной школе / П. М. Дударева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 февраля 2020 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 38-41.
9. Евенко, С. Л. Социально-психологическая адаптация предпринимателей как научная и практическая проблема психологии / С. Л. Евенко, А. В. Твердовская // Человеческий капитал. – 2019. – № 6-2(126). – С. 221-227.
10. Иванова, И. В. Социально-психологическая адаптация детей мигрантови беженцев / И. В. Иванова, В. А. Макарова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – 156 с.
11. Имомбердиева, Н. М. Психологические условия адаптации личности в инокультурной среде / Н. М. Имомбердиева, Д. Эрназарова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2020. – № 4(52). – С. 8-15.
12. Кацеро, А. А. Психолого-педагогическая поддержка детей, прибывших из ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областей и Украины: учет возрастно-психологических особенностей переживания трудных жизненных ситуаций / А. А. Кацеро // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 06 апреля 2023 года / Науч. редактор С.Г. Лещенко. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 319-322.
13. Константинов, В. В. Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире (по материалам v международной научно-практической конференции) / В. В. Константинов // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 4. – С. 115-120.
14. Корнеева, А. Ю. Роль культурных центров в социокультурной адаптации детей-мигрантов / А. Ю. Корнеева // Вестник гуманитарного образования. – 2019. – № 4(16). – С. 101-107.
15. Костина, В. В. Психологическая адаптация как междисциплинарный предмет исследования / В. В. Костина // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2020. – № 4(20). – С. 9.
16. Кубышкин, Г. В. Лучшие практики адаптации детей-мигрантов: мировой опыт / Г. В. Кубышкин, Н. С. Жуков // Школа Науки. – 2021. – № 6(43). – С. 63-64.
17. Кузьмин, М. А. Психология адаптации к будущему / М. А. Кузьмин // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 22–23 апреля 2021 года. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им.Г.В.Плеханова», 2021. – С. 1019-1022.
18. Куликова, Т. И. Вынужденный переезд и смена школы как «осложненная социализация» детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев с территорий ДНР и ЛНР / Т. И. Куликова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 06 апреля 2023 года / Науч. редактор С.Г. Лещенко. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 322-324..
19. Лагунов, А. Ю. Исследование процесса обучения детей-мигрантов русскому языку в условиях театральной студии / А. Ю. Лагунов, Е. Ф. Лещинская // Вопросы педагогики. – 2019. – № 6-2. – С. 69-77.
20. Литвинова, А. В. К вопросу о психологических особенностях адаптации в образовательной среде младших школьников из семей мигрантов / А. В. Литвинова, П. Н. Хабибулина // Аллея науки. – 2020. – № 2(41). – С. 76-79.
21. Маева, Л. В. Сопровождение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, как средство предупреждения социальной дезадаптации / Л. В. Маева // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности и профессиональной подготовки кадров в России : Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции, Орел, 01 февраля – 30 2020 года / Под общей редакцией Г.Е. Котьковой. – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2020. – С. 161-164.
22. Мещерякова, И. Н. Особенности психологической адаптации студентов-первокусников / И. Н. Мещерякова, Е. Г. Демец // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-4. – С. 276-279.
23. Митько, М. В. Общие понятия и особенности психологической адаптации / М. В. Митько // Ростовский научный вестник. – 2021. – № 2. – С. 55-58.
24. Мишина, Е. В. Теоретические аспекты исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения социализации и адаптации подростков-мигрантов / Е. В. Мишина // Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире : материалы Международной научно-практической конференции, Челябинск, 21–22 апреля 2021 года. – Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. – С. 136-141.
25. Мкртчян, В. С. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в образовательной среде / В. С. Мкртчян // МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ РОССИИ : сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 07 июня 2021 года. Том Часть 1. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 184-187.
26. Мутаев У.К. Проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в российское общество // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-i-integratsii-detey-migrantov-v-rossiyskoe-obschestvo (дата обращения: 22.05.2024).
27. Немов, Р. С. Психология : учебник для бакалавров / Р. С. Немов. —. М. : Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2014. — 639 с.
28. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в рязанской и калужской областях: проблемы интеграции в российское общество // Вестник ЧГУ. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-iz-semey-migrantov-v-ryazanskoy-i-kaluzhskoy-oblastyah-problemy-integratsii-v-rossiyskoe-obschestvo (дата обращения: 22.05.2024).
29. Омельченко, Е. А. Дети мигрантов в школах Европы и США: из практики реализации адаптационных программ / Е. А. Омельченко // Человеческий капитал. – 2018. – № 8(116). – С. 21-31.
30. Панарина, С. Н. Понятие и сущность психологической адаптации в современной науке / С. Н. Панарина // Международный научный студенческий журнал. – 2020. – № 10. – С. 325-328.
31. Петрович, О. В. Роль и значение социально-психологической адаптации иностранных студентов в новой социокультурной среде / О. В. Петрович // Будущее науки -2021 : Сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции. В 6-ти томах, Курск, 21–22 апреля 2021 года / Отв. редактор А.А. Горохов. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 257-260.
32. Путулян, Н. С. Адаптация детей мигрантов в российской школе: опыт применения метода экспертных оценок в диагностике адаптации / Н. С. Путулян, В. Г. Закирова // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3(146). – С. 165-172..
33. Рогова, Е. Е. Понятие "адаптация" в зарубежной и отечественной психологии / Е. Е. Рогова // Научный альманах. – 2018. – № 12-2(50). – С. 205-207.
34. Родермель, Т. А. Адаптация детей мигрантов в условиях образовательной среды / Т. А. Родермель, Н. И. Хохлова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2021. – Т. 10, № 2-1. – С. 207-214.
35. Сидорова, А. А. Психология адаптации человека : учебное пособие / А. А. Сидорова. – Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. – 112 с.
36. Симаева, И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности / И. Н. Симаева. – Калининград : Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2019. – 266 с.
37. Соколова, Ю. А. Генезис понятия "адаптация" / Ю. А. Соколова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2014. – № 3. – С. 93-99
38. Соловьева, Г. А. Оценка эффективности программы психологической поддержки "Твоя жизнь на новом месте" И.Я. Лейбман, У.В. Чернышевoй, О.М. Фейгельман / Г. А. Соловьева // Актуальные проблемы исследования массового сознания : Материалы 7-й Международной научно-практической конференции, Пенза, 24–25 марта 2023 года / Отв. ред. В.В. Константинов. – Москва: Издательство "Перо", 2023. – С. 325-331.
39. Старовойтова, Л. И. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей-мигрантов в российских школах / Л. И. Старовойтова, Н. В. Дирксен // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 1(27). – С. 99-110.
40. Тамкова, Е. А. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы / Е. А. Тамкова, Н. Ф. Дианова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 5-3(56). – С. 142-145.
41. Тесленко, В. И. Проблемы обучения детей-мигрантов в современной российской школе / В. И. Тесленко, Н. М. Тржебятовская // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). – 2018. – № 4(46). – С. 6-14..
42. Устенко, А. П. Социально-педагогические технологии адаптации детей-мигрантов в школе / А. П. Устенко // МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2023 : сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 18 апреля 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 56-64..
43. Ценюга С.Н., Волчкова А.В., Ценюга И.Н. Реализация организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы // Известия ВГПУ. 2017. №9 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-organizatsionno-pedagogicheskih-usloviy-sotsiokulturnoy-adaptatsii-detey-migrantov-v-polikulturnoy-srede-osnovnoy (дата обращения: 22.05.2024).
44. Ценюга С.Н., Волчкова А.В., Ценюга И.Н. Реализация организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы // Известия ВГПУ. 2017. №9 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-organizatsionno-pedagogicheskih-usloviy-sotsiokulturnoy-adaptatsii-detey-migrantov-v-polikulturnoy-srede-osnovnoy (дата обращения: 22.05.2024).
45. Ценюга С.Н., Волчкова А.В., Ценюга И.Н. Реализация организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы // Известия ВГПУ. 2017. №9 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-organizatsionno-pedagogicheskih-usloviy-sotsiokulturnoy-adaptatsii-detey-migrantov-v-polikulturnoy-srede-osnovnoy (дата обращения: 22.05.2024).
46. Чеджемов, Г. А. Проблема социальной адаптации / Г. А. Чеджемов, Ю. В. Богданова // Юность и знания - гарантия успеха -2020 : сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научной конференции: в 3 томах, Курск, 17–18 сентября 2020 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 423-426.
47. Чеканова, А. В. Психолого-педагогическая помощь подросткам-мигрантам в адаптации в русскоязычной школе / А. В. Чеканова // Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России : Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции, Курск, 16–17 декабря 2021 года / Отв. редактор С.В. Сарычев. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2021. – С. 139-141.
48. Швецова, А. Д. Факторы социальной адаптации детей мигрантов в иноэтнической образовательной среде / А. Д. Швецова // Сахалинское образование XXI век. – 2020. – № 1. – С. 48-51.
49. Шеманчук, Г. А. Адаптация детей-мигрантов через внеклассную работу / Г. А. Шеманчук // Научный альманах. – 2020. – № 2-1(64). – С. 154-156.
50. Юрченко, Е. Н. Теоретико-исторические аспекты проблемы изучения социальной адаптации личности / Е. Н. Юрченко // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : Научные статьи XIII Международной научно-практической конференции, Рязань, 13–15 октября 2022 года / Под общей редакцией Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, Н.А. Фоминой. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2022. – С. 285-289.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ