Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 24 ребенка младшего школьного возраста, в том числе 11 девочек и 13 мальчиков.
Введение 3
1. Теоретические основы психологической и социокультурной адаптации детей иностранных граждан в образовательной среде России 7
1.1 Общая характеристика проблем психологической и социокультурной адаптации мигрантов 7
1.2. Особенности несовершеннолетних детей иностранных граждан, проявляющиеся в процессе психологической и социокультурной адаптации 18
1.3 Адаптация детей мигрантов в образовательной среде: проблемы и возможности начальной школы 27
2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению условий психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы 47
2.1 Опытно-экспериментальная работа по психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе 47
2.2 Организация формирующего этапа эксперимента по психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе 64
2.3 Контрольный этап исследования 69
Заключение 77
Список использованной литературы 82
Выборка: 24 ребенка младшего школьного возраста, в том числе 11 девочек и 13 мальчиков.
Введение 3
1. Теоретические основы психологической и социокультурной адаптации детей иностранных граждан в образовательной среде России 7
1.1 Общая характеристика проблем психологической и социокультурной адаптации мигрантов 7
1.2. Особенности несовершеннолетних детей иностранных граждан, проявляющиеся в процессе психологической и социокультурной адаптации 18
1.3 Адаптация детей мигрантов в образовательной среде: проблемы и возможности начальной школы 27
2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению условий психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы 47
2.1 Опытно-экспериментальная работа по психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе 47
2.2 Организация формирующего этапа эксперимента по психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе 64
2.3 Контрольный этап исследования 69
Заключение 77
Список использованной литературы 82
Актуальность исследования социально-психологической адаптации мигрантов основана на важности изучения этого явления в контексте современного мирового общества. Миграция стала одним из крупных глобальных вызовов, в частности из-за увеличения числа вынужденных перемещений в результате вооруженных конфликтов, естественных катастроф, экономической и политической нестабильности
Россия как страна, которая сталкивается со сложными вызовами в результате сложившейся политической ситуации, имеет значительное количество мигрантов, которые нуждаются в социально-психологической адаптации. Учитывая влияние миграции на различные аспекты жизни, такие как физическое и психическое здоровье, социальное взаимодействие, экономическую стабильность и качество жизни, изучение процессов адаптации мигрантов является актуальным научным направлением.
Проблема миграции является одной из актуальных социальных проблем во многих странах мира, включая РФ. Мигранты – это люди, которые были вынуждены покинуть свое родное место жительства из-за вооруженного конфликта, войны, насилия, преследования или природной катастрофы и т.д.
Адаптация мигрантов к новым условиям жизни уже давно является предметом исследований разных научных дисциплин, в частности в социальной психологии. Изучение процессов социально-психологической адаптации мигрантов имеет важное научное, практическое и социальное значение, поскольку позволяет понимать механизмы и факторы, влияющие на их успешную адаптацию в новых условиях.
Разработчики социогенетических теорий рассматривают социальную среду как ключевой фактор в формировании личности. Бихевиористы, такие как А. Бандура, Дж. Уотсон и Р. Хенки, а также сторонники культурно-исторической концепции развития, включая Л.С. Выготского, утверждают, что все в поведении человека - ценности, установки и эмоциональные реакции - определяются воздействием внешней среды. Культурно-историческая теория, в свою очередь, утверждает, что все психические функции и формы поведения формируются благодаря освоению внешних средств культурного поведения и мышления.
Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов к условиям общеобразовательной среды зависит от эмоционального (школьная тревожность, эмоциональное благополучие), когнитивного (уровень мышления), мотивационно-личностного (рефлексия, внутренняя мотивация обучения, социальный статус и социальная компетентность) ресурсов личности. Однако проблема адаптации детей из семей мигрантов остается недостаточно изученной. В частности, не выясненными остаются противоречия между: имеющимися разработками относительно адаптации мигрантов на новых территориях и недостаточной учтенностью возрастных особенностей мигрантов, особенно детей; существующими практическими разработками относительно социально-психологической адаптации детей-мигрантов и недостаточной учтенностью влияния среды на личность ребенка-мигранта. Актуальное состояние научной разработки и социальная значимость проблемы обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования: психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: психологическая адаптация детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе.
Цель работы состоит в раскрытии особенностей психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация комплексной программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста будет успешной при учете результатов исследования особенностей психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе.
Согласно цели сформированы следующие задачи:
1. Изучить понятие адаптации с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
2. Выявить особенности социально-психологического сопровождения детей-мигрантов подросткового возраста в условиях школы;
3. Рассмотреть методы и технологии социально-психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе;
4. Провести эмпирическое исследование психологической адаптации детей мигрантов подросткового возраста в современной школе;
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования психологической адаптации детей мигрантов подросткового возраста в современной школе;
6. Провести апробацию комплексной программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста.
Методологическую базу исследования составили положения относительно принципов генетического (С. Д. Максименко, М. В. Папуча), культурно-исторического подходов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. М. Леонтьев); толкование социализации и социально-психологической адаптации личности (О. И. Власова, Н. Е. Завацкая, О. А. Чиханцова); психологии миграции (Г. В. Солдатова, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов, В. П. Гриценко, Н. М. Лебедева, Л. А. Шайгерова, Е. И. Шлягина, A. Ферхнем, С. Бочнер); проблемы адаптации мигрантов к новой социокультурной среде (С. К. Бондырева, Г. В. Безюлева, И. В. Ващенко, И. В. Данилюк, А. Б. Коваленко, Н. М. Лебедева, В. И. Левкович, В. Н. Павленко); периодизация психического развития личности (Д. Б. Эльконин); проблема психологической идентичности детей-мигрантов (М. М. Слюсаревский, Г. В. Солдатова, Т. Г. Стефаненко); проблемы адаптации детей-мигрантов в образовательной среде (О. Е. Блинова, Ю. М. Жданович, И. М. Трубавина).
Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования:
теоретические – анализ, синтез, обобщение, систематизация, интерпретация, классификация, типологизация, моделирование и т.д. – для уяснения феноменологии явления психологической адаптации детей-мигрантов;
эмпирические – наблюдения, а также методики психодиагностики:
1. Опросник аккультурации для детей и подростков.
2. Социометрический тест.
3. Рисуночная диагностика субъективного благополучия ребенка-мигранта.
Эмпирическая база исследования: выборку исследования составили дети младшего школьного возраста в количестве 24 человек (11 девушек, 13 мальчиков): 12 человек контрольная группа и 12 человек экспериментальная группа.
Практическая значимость результатов работы состоит в возможности их использования в дальнейшей разработке и внедрении программ психологической адаптации детей-мигрантов, преодолении кризисных психологических проблем, улучшении отношения к детям-мигрантам принимающего населения (местных жителей).
Материалы работы могут быть использованы в деятельности практических психологов, социальных педагогов, учителей, руководителей в системе образования, а также при организации специальных программ для работников образования, социальных и психологических служб, работающих с мигрантами.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка литературы.
Россия как страна, которая сталкивается со сложными вызовами в результате сложившейся политической ситуации, имеет значительное количество мигрантов, которые нуждаются в социально-психологической адаптации. Учитывая влияние миграции на различные аспекты жизни, такие как физическое и психическое здоровье, социальное взаимодействие, экономическую стабильность и качество жизни, изучение процессов адаптации мигрантов является актуальным научным направлением.
Проблема миграции является одной из актуальных социальных проблем во многих странах мира, включая РФ. Мигранты – это люди, которые были вынуждены покинуть свое родное место жительства из-за вооруженного конфликта, войны, насилия, преследования или природной катастрофы и т.д.
Адаптация мигрантов к новым условиям жизни уже давно является предметом исследований разных научных дисциплин, в частности в социальной психологии. Изучение процессов социально-психологической адаптации мигрантов имеет важное научное, практическое и социальное значение, поскольку позволяет понимать механизмы и факторы, влияющие на их успешную адаптацию в новых условиях.
Разработчики социогенетических теорий рассматривают социальную среду как ключевой фактор в формировании личности. Бихевиористы, такие как А. Бандура, Дж. Уотсон и Р. Хенки, а также сторонники культурно-исторической концепции развития, включая Л.С. Выготского, утверждают, что все в поведении человека - ценности, установки и эмоциональные реакции - определяются воздействием внешней среды. Культурно-историческая теория, в свою очередь, утверждает, что все психические функции и формы поведения формируются благодаря освоению внешних средств культурного поведения и мышления.
Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов к условиям общеобразовательной среды зависит от эмоционального (школьная тревожность, эмоциональное благополучие), когнитивного (уровень мышления), мотивационно-личностного (рефлексия, внутренняя мотивация обучения, социальный статус и социальная компетентность) ресурсов личности. Однако проблема адаптации детей из семей мигрантов остается недостаточно изученной. В частности, не выясненными остаются противоречия между: имеющимися разработками относительно адаптации мигрантов на новых территориях и недостаточной учтенностью возрастных особенностей мигрантов, особенно детей; существующими практическими разработками относительно социально-психологической адаптации детей-мигрантов и недостаточной учтенностью влияния среды на личность ребенка-мигранта. Актуальное состояние научной разработки и социальная значимость проблемы обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования: психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: психологическая адаптация детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе.
Цель работы состоит в раскрытии особенностей психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация комплексной программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста будет успешной при учете результатов исследования особенностей психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе.
Согласно цели сформированы следующие задачи:
1. Изучить понятие адаптации с точки зрения отечественной и зарубежной психологии;
2. Выявить особенности социально-психологического сопровождения детей-мигрантов подросткового возраста в условиях школы;
3. Рассмотреть методы и технологии социально-психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе;
4. Провести эмпирическое исследование психологической адаптации детей мигрантов подросткового возраста в современной школе;
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования психологической адаптации детей мигрантов подросткового возраста в современной школе;
6. Провести апробацию комплексной программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста.
Методологическую базу исследования составили положения относительно принципов генетического (С. Д. Максименко, М. В. Папуча), культурно-исторического подходов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. М. Леонтьев); толкование социализации и социально-психологической адаптации личности (О. И. Власова, Н. Е. Завацкая, О. А. Чиханцова); психологии миграции (Г. В. Солдатова, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов, В. П. Гриценко, Н. М. Лебедева, Л. А. Шайгерова, Е. И. Шлягина, A. Ферхнем, С. Бочнер); проблемы адаптации мигрантов к новой социокультурной среде (С. К. Бондырева, Г. В. Безюлева, И. В. Ващенко, И. В. Данилюк, А. Б. Коваленко, Н. М. Лебедева, В. И. Левкович, В. Н. Павленко); периодизация психического развития личности (Д. Б. Эльконин); проблема психологической идентичности детей-мигрантов (М. М. Слюсаревский, Г. В. Солдатова, Т. Г. Стефаненко); проблемы адаптации детей-мигрантов в образовательной среде (О. Е. Блинова, Ю. М. Жданович, И. М. Трубавина).
Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования:
теоретические – анализ, синтез, обобщение, систематизация, интерпретация, классификация, типологизация, моделирование и т.д. – для уяснения феноменологии явления психологической адаптации детей-мигрантов;
эмпирические – наблюдения, а также методики психодиагностики:
1. Опросник аккультурации для детей и подростков.
2. Социометрический тест.
3. Рисуночная диагностика субъективного благополучия ребенка-мигранта.
Эмпирическая база исследования: выборку исследования составили дети младшего школьного возраста в количестве 24 человек (11 девушек, 13 мальчиков): 12 человек контрольная группа и 12 человек экспериментальная группа.
Практическая значимость результатов работы состоит в возможности их использования в дальнейшей разработке и внедрении программ психологической адаптации детей-мигрантов, преодолении кризисных психологических проблем, улучшении отношения к детям-мигрантам принимающего населения (местных жителей).
Материалы работы могут быть использованы в деятельности практических психологов, социальных педагогов, учителей, руководителей в системе образования, а также при организации специальных программ для работников образования, социальных и психологических служб, работающих с мигрантами.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка литературы.
В работе обобщены теоретические и эмпирические результаты исследования психологической адаптации детей-мигрантов, что позволяет сделать следующие выводы:
1. В современной психологии существуют основные подходы к толкованию социально-психологической адаптации: бихевиоральный, психоаналитический, гуманистический, интеракционистский, субъектно-деятельностный. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной среды является процессом построения интеракционной системы (среда – лицо – группа), которая продуцирует адаптивное пространство, результатом которого является взаимодействие субъектов образовательной среды с помощью специальной системы воздействий, результатом которой являются направленные изменения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах личности ребенка-мигранта.
2. Дети-мигранты демонстрируют повышенный уровень раздражения, физической и вербальной агрессии, косвенной враждебности, негативизма и, что особенно примечательно, пограничную предрасположенность между умеренным и высоким уровнем оскорбительного поведения и подозрительности. Кроме того, наблюдается заметная тенденция к низкому уровню чувства вины. Такая подчеркнутая враждебность и агрессивность указывают на преобладающее чувство собственного достоинства, резко контрастирующее с другими, и склонность воспринимать окружающих как потенциальных источников обмана, провокации и угрозы. Уровень тревожности, охватывающий как личностные, так и ситуативные аспекты, в целом умеренный. Интересно, что личностная тревожность значительно выше ситуативной, что указывает на внутреннюю тревогу, которая превосходит непосредственные внешние опасения.
3. Большинство детей-мигрантов имеют адекватную самооценку, то есть могут объективно оценить себя и собственное поведение. В то же время на втором месте по процентной нагрузке среди детей-мигрантов находится завышенная самооценка по невротическому типу. Это свидетельствует о склонности к идеализации собственной личности и поиске причин собственных неудач у окружающих. Наименее выражена заниженная самооценка, которая проявляется в плохой оценке собственной личности, нерешительности, в склонности оценивать себя хуже других. В то же время завышенная самооценка отсутствует.
4. Активную позицию в школьном классе занимает большинство детей-мигрантов, они определяются одноклассниками как желательные, второй по выраженности пассивная позиция – игнорированные и меньше всего детей-мигрантов находятся в изолированной позиции.
5. Анализ социально-психологической адаптации среди детей-мигрантов выявил заметные различия в зависимости от пола. Так, у мальчиков-мигрантов заметно выше уровень различных показателей агрессии, включающих физическую, вербальную и косвенную формы, а также повышенное проявление подозрительности, оскорбленности, враждебности и агрессивности. Кроме того, у мальчиков-мигрантов более выражены тенденции к отвержению других и эскапизму, характеризующиеся уходом от проблем. Напротив, девочки-мигрантки демонстрируют сравнительно более высокие уровни адаптивности и самопринятия, что позволяет предположить тонкую взаимосвязь между гендерной и социально-психологической динамикой адаптации в популяции мигрантов.
6. Дети-мигранты младшего школьного возраста сложнее переживают ситуацию адаптации к новой среде. В частности, дети-мигранты раннего младшего школьного возраста обладают более высокой агрессивностью, вербальной агрессией, ситуативной и личной тревожностью, ниже чувства вины по сравнению с детьми младшего школьного возраста; по сравнению с подростками – более высокая ситуативная тревожность и раздражение. При этом дети-мигранты подросткового возраста имеют более высокие показатели физической и вербальной агрессии по сравнению с детьми младшего школьного возраста.
7. Успешность социально-психологической адаптации к новой среде связана со следующими условиями: адекватной самооценкой, умеренным уровнем тревожности (личностной и ситуативной), отсутствием враждебного отношения и подозрительности к окружающим, особенностями взаимодействия с ближайшим социальным окружением, где одно из основных мест принадлежит родителям. В частности, повышение кооперации, принятие ребенка, оценки его как полноценного субъекта собственной жизнедеятельности, «взрослой» личностной позиции, снижением недоверия к его действиям, поступкам и желаниям и снижением чрезмерной опеки и контроля над ребенком.
8. Полученные результаты выявлены на этапах теоретического анализа литературных источников, опыта, накопленного учеными, проведение и дальнейший анализ констатирующего эксперимента изучения социально-психологической адаптации детей-мигрантов были использованы для разработки тренинговой программы, направленной на повышение уровня адаптации детей в условиях образовательной среды. Разработанная комплексная программа тренинга является действенным и эффективным методом формовочного воздействия, содержащим формы активности (мини-лекции, мозговой штурм, двигательные упражнения, задачи и упражнения с элементами арт-терапии, сказкотерапии и др.), направленные на осознание, корректировку и формирование новых эффективных навыков социально-психологического взаимодействия с окружающими, улучшение группового климата и личностного состояния детей-мигрантов и т.д.
В результате реализации программы у детей-мигрантов в экспериментальной группе произошли значительные улучшения по различным параметрам.
Эмоциональные реакции детей свидетельствуют о положительном сдвиге в их чувствах в различных ситуациях. До эксперимента у детей были смешанные эмоциональные реакции, но после вмешательства заметно увеличилось количество позитивных чувств в нескольких областях, например, во время дней рождения, социальных взаимодействий и академических достижений. Это улучшение говорит о том, что программа эффективно повысила эмоциональное благополучие детей в различных контекстах.
До эксперимента наблюдалось сочетание стратегий интеграции, ассимиляции, сепарации и маргинализации. После эксперимента заметно увеличилось число детей, использующих стратегию интеграции, с шести до девяти, и полностью исчезла стратегия маргинализации. Этот сдвиг указывает на то, что программа успешно поощряла детей сохранять свою первоначальную культурную идентичность, одновременно принимая новую культуру, что привело к более гармоничным результатам аккультурации.
Социометрическая матрица иллюстрирует социальную динамику в экспериментальной группе после завершения программы. Данные показывают, что все дети получили положительные оценки, при этом отрицательных оценок не зафиксировано. Это свидетельствует о значительном повышении уровня социального принятия и включенности детей-мигрантов в среду сверстников. Очевидно, что программа способствовала формированию более инклюзивной и благоприятной социальной среды, в которой все дети чувствовали себя ценными и интегрированными в группу сверстников.
Программа оказала глубокое положительное влияние на детей-мигрантов в экспериментальной группе. Она улучшила их эмоциональное состояние, способствовала развитию более адаптивных стратегий аккультурации, а также способствовала их социальному принятию и интеграции среди сверстников. Эти результаты подчеркивают эффективность программы в создании инклюзивной, поддерживающей среды для всех детей.
В результате внедрения программы у детей-мигрантов наблюдается снижение показателей физической, вербальной, косвенной агрессии, негативизма, раздражения, подозрительности, оскорбления, чувства вины, враждебности и агрессивности, снизился уровень ситуативной и личностной тревожности, повысился уровень самооценки. Повысились показатели адаптации, самопринятия и эмоционального комфорта.
1. В современной психологии существуют основные подходы к толкованию социально-психологической адаптации: бихевиоральный, психоаналитический, гуманистический, интеракционистский, субъектно-деятельностный. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной среды является процессом построения интеракционной системы (среда – лицо – группа), которая продуцирует адаптивное пространство, результатом которого является взаимодействие субъектов образовательной среды с помощью специальной системы воздействий, результатом которой являются направленные изменения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах личности ребенка-мигранта.
2. Дети-мигранты демонстрируют повышенный уровень раздражения, физической и вербальной агрессии, косвенной враждебности, негативизма и, что особенно примечательно, пограничную предрасположенность между умеренным и высоким уровнем оскорбительного поведения и подозрительности. Кроме того, наблюдается заметная тенденция к низкому уровню чувства вины. Такая подчеркнутая враждебность и агрессивность указывают на преобладающее чувство собственного достоинства, резко контрастирующее с другими, и склонность воспринимать окружающих как потенциальных источников обмана, провокации и угрозы. Уровень тревожности, охватывающий как личностные, так и ситуативные аспекты, в целом умеренный. Интересно, что личностная тревожность значительно выше ситуативной, что указывает на внутреннюю тревогу, которая превосходит непосредственные внешние опасения.
3. Большинство детей-мигрантов имеют адекватную самооценку, то есть могут объективно оценить себя и собственное поведение. В то же время на втором месте по процентной нагрузке среди детей-мигрантов находится завышенная самооценка по невротическому типу. Это свидетельствует о склонности к идеализации собственной личности и поиске причин собственных неудач у окружающих. Наименее выражена заниженная самооценка, которая проявляется в плохой оценке собственной личности, нерешительности, в склонности оценивать себя хуже других. В то же время завышенная самооценка отсутствует.
4. Активную позицию в школьном классе занимает большинство детей-мигрантов, они определяются одноклассниками как желательные, второй по выраженности пассивная позиция – игнорированные и меньше всего детей-мигрантов находятся в изолированной позиции.
5. Анализ социально-психологической адаптации среди детей-мигрантов выявил заметные различия в зависимости от пола. Так, у мальчиков-мигрантов заметно выше уровень различных показателей агрессии, включающих физическую, вербальную и косвенную формы, а также повышенное проявление подозрительности, оскорбленности, враждебности и агрессивности. Кроме того, у мальчиков-мигрантов более выражены тенденции к отвержению других и эскапизму, характеризующиеся уходом от проблем. Напротив, девочки-мигрантки демонстрируют сравнительно более высокие уровни адаптивности и самопринятия, что позволяет предположить тонкую взаимосвязь между гендерной и социально-психологической динамикой адаптации в популяции мигрантов.
6. Дети-мигранты младшего школьного возраста сложнее переживают ситуацию адаптации к новой среде. В частности, дети-мигранты раннего младшего школьного возраста обладают более высокой агрессивностью, вербальной агрессией, ситуативной и личной тревожностью, ниже чувства вины по сравнению с детьми младшего школьного возраста; по сравнению с подростками – более высокая ситуативная тревожность и раздражение. При этом дети-мигранты подросткового возраста имеют более высокие показатели физической и вербальной агрессии по сравнению с детьми младшего школьного возраста.
7. Успешность социально-психологической адаптации к новой среде связана со следующими условиями: адекватной самооценкой, умеренным уровнем тревожности (личностной и ситуативной), отсутствием враждебного отношения и подозрительности к окружающим, особенностями взаимодействия с ближайшим социальным окружением, где одно из основных мест принадлежит родителям. В частности, повышение кооперации, принятие ребенка, оценки его как полноценного субъекта собственной жизнедеятельности, «взрослой» личностной позиции, снижением недоверия к его действиям, поступкам и желаниям и снижением чрезмерной опеки и контроля над ребенком.
8. Полученные результаты выявлены на этапах теоретического анализа литературных источников, опыта, накопленного учеными, проведение и дальнейший анализ констатирующего эксперимента изучения социально-психологической адаптации детей-мигрантов были использованы для разработки тренинговой программы, направленной на повышение уровня адаптации детей в условиях образовательной среды. Разработанная комплексная программа тренинга является действенным и эффективным методом формовочного воздействия, содержащим формы активности (мини-лекции, мозговой штурм, двигательные упражнения, задачи и упражнения с элементами арт-терапии, сказкотерапии и др.), направленные на осознание, корректировку и формирование новых эффективных навыков социально-психологического взаимодействия с окружающими, улучшение группового климата и личностного состояния детей-мигрантов и т.д.
В результате реализации программы у детей-мигрантов в экспериментальной группе произошли значительные улучшения по различным параметрам.
Эмоциональные реакции детей свидетельствуют о положительном сдвиге в их чувствах в различных ситуациях. До эксперимента у детей были смешанные эмоциональные реакции, но после вмешательства заметно увеличилось количество позитивных чувств в нескольких областях, например, во время дней рождения, социальных взаимодействий и академических достижений. Это улучшение говорит о том, что программа эффективно повысила эмоциональное благополучие детей в различных контекстах.
До эксперимента наблюдалось сочетание стратегий интеграции, ассимиляции, сепарации и маргинализации. После эксперимента заметно увеличилось число детей, использующих стратегию интеграции, с шести до девяти, и полностью исчезла стратегия маргинализации. Этот сдвиг указывает на то, что программа успешно поощряла детей сохранять свою первоначальную культурную идентичность, одновременно принимая новую культуру, что привело к более гармоничным результатам аккультурации.
Социометрическая матрица иллюстрирует социальную динамику в экспериментальной группе после завершения программы. Данные показывают, что все дети получили положительные оценки, при этом отрицательных оценок не зафиксировано. Это свидетельствует о значительном повышении уровня социального принятия и включенности детей-мигрантов в среду сверстников. Очевидно, что программа способствовала формированию более инклюзивной и благоприятной социальной среды, в которой все дети чувствовали себя ценными и интегрированными в группу сверстников.
Программа оказала глубокое положительное влияние на детей-мигрантов в экспериментальной группе. Она улучшила их эмоциональное состояние, способствовала развитию более адаптивных стратегий аккультурации, а также способствовала их социальному принятию и интеграции среди сверстников. Эти результаты подчеркивают эффективность программы в создании инклюзивной, поддерживающей среды для всех детей.
В результате внедрения программы у детей-мигрантов наблюдается снижение показателей физической, вербальной, косвенной агрессии, негативизма, раздражения, подозрительности, оскорбления, чувства вины, враждебности и агрессивности, снизился уровень ситуативной и личностной тревожности, повысился уровень самооценки. Повысились показатели адаптации, самопринятия и эмоционального комфорта.
Подобные работы
- Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия социокультурной адаптации детей
мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В СМЕШАННОМ ПО
НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Особенности интеллектуальной деятельности и уровень тревожности у подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019



