Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование методики расчета индекса инновационного развития для регионов Российской Федерации

Работа №149635

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание Глава 1 Инновационное развитие Российской Федерации 8
1.1 Понятие «инновация». Виды инноваций 8
1.2 Законодательная база инновационной политики Российской Федерации 16
1.3 Становление российской инновационной системы 20
1.3.1 Развитие национальной инновационной системы Российской Федерации ... 20
1.3.2 Современное состояние и проблемы инновационного развития Российской
Федерации 22
1.3.3 Вызовы инновационного развития 26
Глава 2 Критический обзор современных методик оценки инновационного развития регионов 34
2.1 Зарубежный опыт оценки инновационного развития регионов 34
2.1.1 Методика оценки инновационного развития регионов ЕС (Regional
Innovation Scoreboard, RIS) 34
2.1.2 Методика оценки инновационного развития регионов США (Portfolio
Innovation Index, PII) 36
2.2 Отечественная практика оценки инновационного развития регионов
Российской федерации 39
2.2.1 Методика Л.М. Гохберга. НИУ ВШЭ 39
2.2.2 Методика Независимого института социальной политики 40
2.2.3 Методика Центра стратегических разработок «Северо-Запад» 41
2.2.4 Методика А. Гусева 42
2.2.5 Методика Михеевой и Семеновой 43
2.2.6 Методика ассоциации инновационных регионов России 44
2.2.7 Методика рейтингового агентства «Эксперт Ра» 45
Глава 3 Особенности формирования рейтинга регионального инновационного развития 48
3.1 Первый блок факторов - «Потенциал региона в создании инноваций» 52
3.2 Второй блок факторов - «Потенциал региона в коммерциализации инноваций» 59
3.3 Третий блок факторов - «Результативность инновационной политики» 61
3.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию индекса регионального
инновационного развития 64
Заключение 66
Приложение 69
Список использованных источников 70

В условиях глобализации и международной конкуренции инновационный вариант развития российской экономики является фактически безальтернатив­ным. Актуальность инновационного развития регионов продиктована как внут­ренними проблемами (необходимостью обеспечения экономически сбаланси­рованного развития территории страны), так и внешними вызовами. При выбо­ре путей экономической политики, направленной на стимулирование иннова­ционного развития страны, крайне актуальным является проведение монито­ринга инновационного развития территорий страны для определения их потен­циала в области создания или заимствования новых технологий. Часть регионов России может воспроизводить на своей территории модель роста, основанную на создании прорывных технологий, другая часть регионов может специализи­роваться на заимствовании существующих зарубежных технологий. Это будет способствовать диверсификации инновационного развития страны, что позво­лит снизить риски реализации различных направлений инновационной полити­ки.
В свете перечисленных выше особенностей в последние 15-20 лет боль­шое внимание уделялось разработке методик, направленных на оценку иннова­ционного развития регионов. Теоретические и практические вопросы оценки инновационного развития субъектов представлены в трудах зарубежных и оте­чественных исследователей: Й. Шумпетера, Л.М. Гохберга, А. Б. Гусева, А. В. Сорокиной, Н. Михеевой, Р. Семеновой, S Duta. Так же этим вопросом занима­ются такие организации, как Организация Объединенных Наций, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Управление экономиче­ского развития Торгового департамента США, Бизнес школа INSEAD, Инсти­тут статистических исследований и экономики знаний Национального исследо­вательского университета «Высшая школа экономики» и др.
Несмотря на значительное количество исследований в области оценки инновационного развития субъектов, не выработана единая система рейтенги- рования, свод показателей, база и методика их расчета.
Разнообразие точек зрений по вопросу построения методик оценки инно­вационного развития региона, а так же контрастные позиции одного и того же региона в различных рейтингах послужили основанием для выбора темы на­стоящей работы, обусловили ее цель и задачи.
Цели и задачи исследования. На основании изученных методик оценки ин­новационного развития регионов РФ необходимо совершенствовать комплекс­ную методику с учетом недостатков изученных ранее подходов к расчету ин­декса.
Задачи диссертационного исследования:
• рассмотреть этапы развития термина «инновации»;
• уточнить терминологический аппарат инновационной теории;
• систематизировать правовые акты в области инноваций;
• оценить современное состояние инновационного развития РФ в целом и ее регионов в частности;
• сформулировать основные проблемные точки инновационного развития РФ и дать рекомендации для их устранения
• проанализировать зарубежные и отечественные методики (подбор пока­зателей и варианты расчетов) оценки инновационного развития регионов;
• скорректировать наиболее приемлемую методику для российских реалий;
• представить предложения по дальнейшему совершенствованию индекса.
Объектом исследования является инновационная деятельность регионов Российской Федерации.
Предметом исследования являются существующие методики расчета ин­декса инновационного развития.
Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы Государственной статистики, Евростата, министерств экономики и образования, данные российских и зарубежных информационных агентств, электронная библиотека Elibrary....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проведенного в работе исследования можно сделать основные выводы:
1. Среди существующих подходов к формированию понятия «инновация» нам представляется наиболее научно-обоснованным объектный подход. В его рамках с учетом недостатков в формулировках проанализированных понятий было сформулировано авторское понятие: «Инновация» - оригинальное реше­ние (техническое, организационное, управленческое, маркетинговое), обла­дающее новизной и получившее воплощение в доступных потребителям про­дуктах, услугах или технологиях, которые наилучшим образом удовлетворяют (а в некоторых случаях и формируют) новые общественные или производст­венные потребности, удовлетворяют их по-новому или существенно более пол­ным образом.
2. Систематизированы правовые акты инновационной политики на террито­рии РФ и выявлены острая проблема в этой области, заключенная в низком ка­честве принятых документов и отсутствии единого механизма правового регу­лирования инновационной деятельности.
3. Мы рассмотрели поэтапное становление российской инновационной сис­темы и охарактеризовали ее современное состояние. Международные рейтинги демонстрируют низкие позиции РФ на мировой арене по уровню инноваций. Основные причины данного положения - сырьевая, догоняющая модель эконо­мики, и как следствие, преобладание материальных активов (85%) в структуре национального богатства.
4. Выявлены проблемные точки - вызовы, препятствующие развитию инно­ваций на территории РФ:
• низкая доля государственных (1,11% от ВВП) и внебюджетных (1,46 % расхо­дов от ВВП) расходов на инновационное развитие;
• ничтожно малая доля (9%) инновационных компаний;
• плачевное состояние научно-исследовательского сектора.
Предложены ответные меры - мероприятия инновационной политики, способные переломить ход инновационной политики государства. Сформули­рованы два возможных типа инновационного развития на основе прорывных или имитационных инновациях. Выделены плюсы и минусы каждого из путей.
5. Проведен критический обзор методик расчета индекса инновационного развития регионов. Рассмотрена структура индекса и методика расчета для двух зарубежных и семи отечественных подходов. Выявлены слабые стороны иссле­дований, пренебрежение которыми приводит к искаженным результатам.
6. Оценка инновационного развития региона, является сложным, многоас­пектным процессом и нуждается в глубоком изучении. Определение состава оценочных показателей является важной проблемой методического обеспече­ния оценки инновационного развития региона. Объективность оценки может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позво­ляющих в комплексе охарактеризовать инновационное развитие субъекта по различным признакам. Исходя из проведенного анализа методик оценки инно­вационного развития регионов, в качестве базиса предлагаем использовать ме­тодику Европейского союза Regional Innovation Scoreboard, RIS, однако при учете Российской специфики учитываем накопленный позитивный опыт отече­ственных исследователей.
В ходе написания дипломной работы нам удалось подтвердить актуаль­ность выбранной темы. Мы убедились в том, что во многом инновационное развитие регионов продиктовано как внутренними проблемами, так и внешни­ми вызовами. Внедрение рейтинговой системы инновационных регионов, под­крепленной финансовыми стимулами, создаст условия для повышения актив­ности проведения инновационной политики в регионах.
В ходе исследования пришли к выводу, что поддержка инновационно­активных регионов со стороны государства способствует повышению неравно­мерности инновационного развития внутри страны. Россия ежегодно теряет 2­3% ВВП из-за диспропорций в уровне развития регионов. Но здесь есть и свои плюсы - создание здоровой конкуренции. Именно конкуренция мотивирует ор­ганы власти, отстающих в инновационном развитии регионов, бороться за дос­туп к дополнительному финансированию.
Считаем, что поставленные цели и задачи были достигнуты. Нам удалось провести анализ и выявить ряд острых проблем, но и предложить новые пока­затели в составе индекса инновационного развития регионов РФ. Работа была апробирована и основные положения были опубликованы в различных научных сборниках, входящих в базу РИНЦ.


1. Гражданский кодекс РФ - часть четвертая. Раздел VII. Права на ре­зультаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. №51-ФЗ от 30 ноября 1994 года
2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г № 127-ФЗ "О науке и госу­дарственной научно-технической политике".
3. Закон Пензенской области «О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года» от 4 сентября 2007 года N 1367-ЗПО
4. Закон Пензенской области «Об инновационной деятельности в Пен­зенской области» от 25 октября 2010 года N 1972-ЗПО
5. Постановление ГД ФС РФ от 16 июня 1999 № 4125-II ГД "О проекте Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инно­вационной политике".
6. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 "О Кон­цепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы"
7. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424. "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы. Фе­деральная целевая программа.
8. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 года, № 2227-р. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
9. Приказ Росстата от 25.09.2015 N 442 "Об утверждении формы феде­рального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновацион­ной деятельности организации"
10. Информация Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2016 года «Прогноз социально-экономического развития российской федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
11. Руководство ОСЛО. Рекомендации по сбору и анализу данных по ин­новациям. 3-е изд.; Перевод с английского - М., 2010. - 107 с.
12. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017.
13. Индикаторы инновационной деятельности: 2017. Статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский [и др.]. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 328 с.
14. Инновационная деятельность в Российской Федерации: информаци­онно-статистический материал / Е.В. Березина, Ф.Ф. Глисин, Н.А. Плужнова [и др.]. - М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2015. - 58 с.
15. Данные федерального статистического наблюдения по форме №2-МП инновация «Сведения о технических инновациях малого предприятия». Наука, технологии, инновации. Институт статистических исследований и экономики зна­ний НИУ ВШЭ, 2016/ URL: www.issek.hse.ru....73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ