Содержание Глава 1 Инновационное развитие Российской Федерации 8
1.1 Понятие «инновация». Виды инноваций 8
1.2 Законодательная база инновационной политики Российской Федерации 16
1.3 Становление российской инновационной системы 20
1.3.1 Развитие национальной инновационной системы Российской Федерации ... 20
1.3.2 Современное состояние и проблемы инновационного развития Российской
Федерации 22
1.3.3 Вызовы инновационного развития 26
Глава 2 Критический обзор современных методик оценки инновационного развития регионов 34
2.1 Зарубежный опыт оценки инновационного развития регионов 34
2.1.1 Методика оценки инновационного развития регионов ЕС (Regional
Innovation Scoreboard, RIS) 34
2.1.2 Методика оценки инновационного развития регионов США (Portfolio
Innovation Index, PII) 36
2.2 Отечественная практика оценки инновационного развития регионов
Российской федерации 39
2.2.1 Методика Л.М. Гохберга. НИУ ВШЭ 39
2.2.2 Методика Независимого института социальной политики 40
2.2.3 Методика Центра стратегических разработок «Северо-Запад» 41
2.2.4 Методика А. Гусева 42
2.2.5 Методика Михеевой и Семеновой 43
2.2.6 Методика ассоциации инновационных регионов России 44
2.2.7 Методика рейтингового агентства «Эксперт Ра» 45
Глава 3 Особенности формирования рейтинга регионального инновационного развития 48
3.1 Первый блок факторов - «Потенциал региона в создании инноваций» 52
3.2 Второй блок факторов - «Потенциал региона в коммерциализации инноваций» 59
3.3 Третий блок факторов - «Результативность инновационной политики» 61
3.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию индекса регионального
инновационного развития 64
Заключение 66
Приложение 69
Список использованных источников 70
В условиях глобализации и международной конкуренции инновационный вариант развития российской экономики является фактически безальтернативным. Актуальность инновационного развития регионов продиктована как внутренними проблемами (необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны), так и внешними вызовами. При выборе путей экономической политики, направленной на стимулирование инновационного развития страны, крайне актуальным является проведение мониторинга инновационного развития территорий страны для определения их потенциала в области создания или заимствования новых технологий. Часть регионов России может воспроизводить на своей территории модель роста, основанную на создании прорывных технологий, другая часть регионов может специализироваться на заимствовании существующих зарубежных технологий. Это будет способствовать диверсификации инновационного развития страны, что позволит снизить риски реализации различных направлений инновационной политики.
В свете перечисленных выше особенностей в последние 15-20 лет большое внимание уделялось разработке методик, направленных на оценку инновационного развития регионов. Теоретические и практические вопросы оценки инновационного развития субъектов представлены в трудах зарубежных и отечественных исследователей: Й. Шумпетера, Л.М. Гохберга, А. Б. Гусева, А. В. Сорокиной, Н. Михеевой, Р. Семеновой, S Duta. Так же этим вопросом занимаются такие организации, как Организация Объединенных Наций, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Управление экономического развития Торгового департамента США, Бизнес школа INSEAD, Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и др.
Несмотря на значительное количество исследований в области оценки инновационного развития субъектов, не выработана единая система рейтенги- рования, свод показателей, база и методика их расчета.
Разнообразие точек зрений по вопросу построения методик оценки инновационного развития региона, а так же контрастные позиции одного и того же региона в различных рейтингах послужили основанием для выбора темы настоящей работы, обусловили ее цель и задачи.
Цели и задачи исследования. На основании изученных методик оценки инновационного развития регионов РФ необходимо совершенствовать комплексную методику с учетом недостатков изученных ранее подходов к расчету индекса.
Задачи диссертационного исследования:
• рассмотреть этапы развития термина «инновации»;
• уточнить терминологический аппарат инновационной теории;
• систематизировать правовые акты в области инноваций;
• оценить современное состояние инновационного развития РФ в целом и ее регионов в частности;
• сформулировать основные проблемные точки инновационного развития РФ и дать рекомендации для их устранения
• проанализировать зарубежные и отечественные методики (подбор показателей и варианты расчетов) оценки инновационного развития регионов;
• скорректировать наиболее приемлемую методику для российских реалий;
• представить предложения по дальнейшему совершенствованию индекса.
Объектом исследования является инновационная деятельность регионов Российской Федерации.
Предметом исследования являются существующие методики расчета индекса инновационного развития.
Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы Государственной статистики, Евростата, министерств экономики и образования, данные российских и зарубежных информационных агентств, электронная библиотека Elibrary....
На основе проведенного в работе исследования можно сделать основные выводы:
1. Среди существующих подходов к формированию понятия «инновация» нам представляется наиболее научно-обоснованным объектный подход. В его рамках с учетом недостатков в формулировках проанализированных понятий было сформулировано авторское понятие: «Инновация» - оригинальное решение (техническое, организационное, управленческое, маркетинговое), обладающее новизной и получившее воплощение в доступных потребителям продуктах, услугах или технологиях, которые наилучшим образом удовлетворяют (а в некоторых случаях и формируют) новые общественные или производственные потребности, удовлетворяют их по-новому или существенно более полным образом.
2. Систематизированы правовые акты инновационной политики на территории РФ и выявлены острая проблема в этой области, заключенная в низком качестве принятых документов и отсутствии единого механизма правового регулирования инновационной деятельности.
3. Мы рассмотрели поэтапное становление российской инновационной системы и охарактеризовали ее современное состояние. Международные рейтинги демонстрируют низкие позиции РФ на мировой арене по уровню инноваций. Основные причины данного положения - сырьевая, догоняющая модель экономики, и как следствие, преобладание материальных активов (85%) в структуре национального богатства.
4. Выявлены проблемные точки - вызовы, препятствующие развитию инноваций на территории РФ:
• низкая доля государственных (1,11% от ВВП) и внебюджетных (1,46 % расходов от ВВП) расходов на инновационное развитие;
• ничтожно малая доля (9%) инновационных компаний;
• плачевное состояние научно-исследовательского сектора.
Предложены ответные меры - мероприятия инновационной политики, способные переломить ход инновационной политики государства. Сформулированы два возможных типа инновационного развития на основе прорывных или имитационных инновациях. Выделены плюсы и минусы каждого из путей.
5. Проведен критический обзор методик расчета индекса инновационного развития регионов. Рассмотрена структура индекса и методика расчета для двух зарубежных и семи отечественных подходов. Выявлены слабые стороны исследований, пренебрежение которыми приводит к искаженным результатам.
6. Оценка инновационного развития региона, является сложным, многоаспектным процессом и нуждается в глубоком изучении. Определение состава оценочных показателей является важной проблемой методического обеспечения оценки инновационного развития региона. Объективность оценки может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позволяющих в комплексе охарактеризовать инновационное развитие субъекта по различным признакам. Исходя из проведенного анализа методик оценки инновационного развития регионов, в качестве базиса предлагаем использовать методику Европейского союза Regional Innovation Scoreboard, RIS, однако при учете Российской специфики учитываем накопленный позитивный опыт отечественных исследователей.
В ходе написания дипломной работы нам удалось подтвердить актуальность выбранной темы. Мы убедились в том, что во многом инновационное развитие регионов продиктовано как внутренними проблемами, так и внешними вызовами. Внедрение рейтинговой системы инновационных регионов, подкрепленной финансовыми стимулами, создаст условия для повышения активности проведения инновационной политики в регионах.
В ходе исследования пришли к выводу, что поддержка инновационноактивных регионов со стороны государства способствует повышению неравномерности инновационного развития внутри страны. Россия ежегодно теряет 23% ВВП из-за диспропорций в уровне развития регионов. Но здесь есть и свои плюсы - создание здоровой конкуренции. Именно конкуренция мотивирует органы власти, отстающих в инновационном развитии регионов, бороться за доступ к дополнительному финансированию.
Считаем, что поставленные цели и задачи были достигнуты. Нам удалось провести анализ и выявить ряд острых проблем, но и предложить новые показатели в составе индекса инновационного развития регионов РФ. Работа была апробирована и основные положения были опубликованы в различных научных сборниках, входящих в базу РИНЦ.
1. Гражданский кодекс РФ - часть четвертая. Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. №51-ФЗ от 30 ноября 1994 года
2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
3. Закон Пензенской области «О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года» от 4 сентября 2007 года N 1367-ЗПО
4. Закон Пензенской области «Об инновационной деятельности в Пензенской области» от 25 октября 2010 года N 1972-ЗПО
5. Постановление ГД ФС РФ от 16 июня 1999 № 4125-II ГД "О проекте Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике".
6. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы"
7. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424. "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы. Федеральная целевая программа.
8. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 года, № 2227-р. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
9. Приказ Росстата от 25.09.2015 N 442 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации"
10. Информация Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2016 года «Прогноз социально-экономического развития российской федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
11. Руководство ОСЛО. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд.; Перевод с английского - М., 2010. - 107 с.
12. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017.
13. Индикаторы инновационной деятельности: 2017. Статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский [и др.]. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 328 с.
14. Инновационная деятельность в Российской Федерации: информационно-статистический материал / Е.В. Березина, Ф.Ф. Глисин, Н.А. Плужнова [и др.]. - М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2015. - 58 с.
15. Данные федерального статистического наблюдения по форме №2-МП инновация «Сведения о технических инновациях малого предприятия». Наука, технологии, инновации. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2016/ URL: www.issek.hse.ru....73