ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие связной речи в норме 6
1.2. Характеристика связной речи у детей с ОНР 12
1.3. Продуктивная деятельность как средство развития связной речи у
дошкольников с речевым недоразвитием речи 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Методика констатирующего исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 30
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
3.1. Организация и содержание формирующего эксперимента 36
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
К числу важнейших задач логопедической и коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), как отмечал В.П. Глухов, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Учащиеся способны давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, лишь при условии владения развитой связной речью. Достаточно высокий уровень развития связной речи школьника является важным условием для написания изложений и сочинений, предусмотренных программой.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
Проблемой формирования связной речи у детей занимались А.М. Бородич, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и другие.
В работах исследователей подчеркивалось, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие, формирование связной речи приобретает особое значение из - за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной и конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
В связи с этим можно утверждать, что проблема формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной.
Объект исследования: связная речь у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование связной речи у детей дошкольного возраста c речевой патологией посредством продуктивных видов деятельности.
Цель исследования: разработать серию логопедических занятий по развитию связной речи с использованием продуктивных видов деятельности.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методику для диагностики связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием и определить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) разработать серию логопедических занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
4) провести контрольный эксперимент с целью определения эффективности разработанных логопедических занятий;
5) провести анализ полученных результатов и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста с речевой патологией становится эффективнее, если на занятии использовать элементы лепки, рисования, аппликации.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
• изучение и анализ научно-методической литературы;
• констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент;
• анализ продуктов деятельности детей;
• специально организованная логопедическая работа;
• сравнение и анализ результатов.
Исследование проводилось на базе подготовительной логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №149 города Пензы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Проведенное исследование наглядно показало, что проблема формирование связной речи является одной из самых своевременных в логопедии.
Вопросы развития и формирования связной речи изучались в разных аспектах А.М. Бородич, В.П. Глуховым, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинским, Е.А. Флериной, и другими. В работах исследователей подчеркивается, что обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Именно связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
На сегодняшний день в связи с увеличением количества детей, страдающих речевым недоразвитием, большое внимание уделяется разнообразию методов и приемов коррекционного обучения.
Целью исследования было изучение особенностей связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием и определение основных направлений коррекционной работы.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены особенности, которые проявляются в содержательных и смысловых ошибках, при пересказе, и в самостоятельно составленных рассказах. Детям часто требуется помощь взрослого; отмечаются частые пропуски структурных компонентов, как в ходе пересказа, так и при рассказывании. В процессе пересказа дети сталкивались с рядом сложностей, но затруднялись в обсуждении со взрослым возникшей проблемы. Также присутствовали трудности при пояснении своих ответов и при построении развернутого ответа на вопрос. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами была разработана серия логопедических занятий, направленных на развитие связной речи посредством продуктивных видов деятельности.
Работа проводилась по трем направлениям: мы знакомили детей с новыми словами, учили понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи, усваивать грамматические средства языка, составлять рассказы. Дети знакомились с названиями предметов, действий, которые они производили с предметами, различали и употребляли слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.
При использовании в работе продуктивной деятельности, детьми задействуются одновременно и зрительный анализатор, и слуховой, и тактильные ощущения, что благотворно влияет на развитие речи, способствуя активизации значимых областей мозга. Для лучшего усвоения новых слов, а также их быстрого и прочного запоминания нами использовался прием, заключающийся в том, что детям предлагалось действовать с предметами, при этом называть действия и их признаки.
Важно отметить, что действия детей, оречевленные в продуктивной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
Для развития речи детей на занятиях применялись различные приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д.
Формирование способности сравнивать на занятиях предметы помогало, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь.
Подводя итог занятия, оценивались результаты детской деятельности. Оценку получал каждый ребенок, с учетом правильности выполнения задания.
Особую роль для развития связной речи детей играют занятия с картинами.
На занятиях все, что рисовалось детьми, облачалось ими в слово. Это помогало нам использовать рисунки в процессе развития речи. В практической работе нами использовалось также составление рассказов по рисункам детей. Этот вид работы воспитывает у детей творческое воображение, умение придать своему рисунку определенный сюжет, отразить свой замысел в рисунке и, наконец, дать последовательный рассказ, понятный для слушателей.
Таким образом, мы отмечаем, насколько многогранным оказывается влияние продуктивной деятельности организуемой взрослым, будь-то лепка, аппликация или конструирование на развития связной речи.
У ребенка, находящегося в условиях, когда создан положительный настрой и сформирована мотивация общения, а также присутствуют новые впечатления, связная речь развивается. Именно это мы постарались воплотить в нашей работе, чтобы повысить ее эффективность.
Занятия с включением продуктивных видов деятельности оказывают значительное влияние на развитие общения и связной речи ребенка. Это связано с тем, что в основе создаваемого изображения лежат впечатления, полученные из окружающей жизни непосредственно через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств.
Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты позволили нам сделать вывод об эффективности развития связной речи в процессе коррекционной работы с использованием продуктивных видов деятельности, у детей с речевым недоразвитием.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение.
Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 400 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.:
Просвещение, 1982. - 352 с.
3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: Просвещение, 2002 г. - 144 с.
4. Жукова, Н.С., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
5. Капацкая, О.А. Диагностика уровней усвоения программы детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс]. -
http://sundekor.ru/referat/bystro/diagnostika-urovnei-usvoeniia-programmy- detei-doshkolnogo-vozrasta/
6. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М.: «Сов. Россия», 1973. - 122 с.
7. Корицкая, Е.Г., Шимкович, Т.А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М.: Просвещение, 2002. - С. 181-199.
8. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Электронный ресурс]. - http://www.studfiles.ru/preview/1846530/
9. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Электронный ресурс]. - http://www. studfiles.ru/preview/1741508/.
10. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27-71.
11. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 1998. - 680 с.
12. Логопедическая работа с дошкольниками. Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
13. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. - М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 96 с.
14. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1997 г. - 96 с.
15. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. / А.И. Максаков. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с....30