Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные направления деятельности социальных служб по оказанию социальной помощи монородительским семьям

Работа №149633

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы48
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с монородительским семьями 7
1.1. Монородительская семья: общая характеристика, виды 7
1.2 Основные проблемы монородительских семей 14
Глава 2. Практические аспекты деятельности социальных служб по оказанию социальной помощи монородительским семьям 20
2.1 Опыт социальной помощи монородительским семьям в центрах
социального обслуживания населения 20
2.2 Практика применения технологий социальной помощи (на примере МБУ
«Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Первомайского района города Пензы) 29
2.3 Практические рекомендации по совершенствованию социальной помощи
монородительским семьям 37
Заключение 39
Список литературы 42
Приложения 47

Семья всегда представляла собой сложное социальное явление. Семья - это объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, которые связаны общим бытом и взаимной ответственностью. Она играет важную роль в развитии общества, а также является обязательным компонентом любого социума и выполняет различные социальные функции [10, с. 25].
Поддержание благополучия семьи и детства принадлежит к числу основных направлений развития социальной политики современных государств. Категория благополучия объединяет как материальные, так и интеллектуально-эмоциональные ресурсы семьи для обеспечения достойного уровня и качества жизни. Благополучная семья является базовым элементом эффективного функционирования и воспроизводства социума. Однако существуют семьи, которым для нормального существования требуется помощь со стороны общества.
На сегодняшний день значительная часть семей, в которых есть дети, является монородительской. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в такой семье. Монородительская семья — это семья, состоящая из одного взрослого (мать или отец) и детей [17].
Традиционно благополучной считается полная семья. При этом существует немалое количество семей, в которых отсутствует один из родителей, но ее жизнедеятельность не характеризуется наличием дисфункций. Исходя из этого, нужно понимать, что клиентами социальной работы являются монородительские семьи не в целом, а те, которые не способны реализовать функции семьи, возложенные на нее обществом в конкретный момент времени или систематически. Это означает, что изменение в структуре семьи само по себе не является фактором неблагополучия, поскольку может оказывать негативное воздействие на ее функциональный потенциал тогда, когда присутствует комплекс прочих 3
негативных факторов. В обозначенном случае семья становится неспособной выполнять одну из ключевых функций - воспитания и социализации. Даже самые передовые технологии работы с детьми в дошкольных и школьных учреждениях не способны дать то многообразие эмоциональных переживаний, поведенческого опыта, которые дает благополучная семья. Отсюда возникает необходимость всесторонней поддержки монородительских семей с целью минимизации действия факторов неблагополучия на ее функциональный потенциал.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальные проблемы монородительских семей с каждым годом увеличиваются т.к. возрастает число внебрачных рождений, увеличивается количество разводов, которые затем не компенсируются повторными вступлениями в брак, показатели смертности среди мужчин детородного и трудоспособного возраста также находятся на высоком уровне.
Деятельность социальных служб по оказанию помощи монородительским семьям должна быть ориентирована не только на решение проблем неполной семьи, но и на их профилактику и своевременную диагностику, а также на восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно-значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
Проблема исследования заключается в том, что социальная работа как профессиональная практическая деятельность затрагивает разнообразные категории семей, в то же время большая часть методов и технологий ориентирована на полный тип семьи, адаптация которых под нужды монородительской представляется малоэффективной. Отсутствие четкого объективного представления о монородительстве затрудняет теоретические разработки в этом направлении. Отсутствие систематизированного опыта оказания помощи препятствует формированию практических моделей помощи монородительской семье в рамках социальной работы....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям, к семейным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно­нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
В первой главе работы были даны общие характеристики монородительской семьи, были выяснены причины возникновения и формирования трудностей монородительской семьи и чем она отличается от полной. Изучены особенности проблем монородительских семей, как особой категории, нуждающейся в социальной защите, их психосоциальные характеристики, влияющие на внутрисемейные взаимоотношения.
Сделаны выводы, что монородительскаяе семья в общественном сознании, государственных документах, в научной литературе часто характеризуется безусловным неблагополучием. Преобладание таких стереотипов делает затруднительным утверждение и реализацию конкретного подхода к монородительству, который позволил бы справедливо разграничить семьи на нуждающиеся в учете и помощи со стороны государства и те, которые справляются собственными ресурсами и силами.
Во второй главе представлено исследование применения технологий социальной работы с неполными семьями на примере ГБУ социального обслуживания Калининградской области «Центр социальной помощи семье и детям », «Центр социальной помощи семье и детям города Арзамаса» и МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям Первомайского района» г. Пензы. Описаны цели и основные направления деятельности Центров, изучены отделения, которые проводят работу с неполными семьями и описаны применяемые технологии.
В данной главе проанализирована деятельность отделений, оказывающих помощь монородительским семьям; наиболее распространенные технологии работы с такими семьями; исследована их практическая реализация; определены сильные и слабые стороны осуществляемой работы.
На основе проведенного исследования пришли к выводу, что в процессе оказания помощи монородительской семье работа осуществляется зачастую только на основании обращения самих клиентов с целью решения жилищно-бытовых и экономических проблем, но при этом в ходе работы специалистом не выявляется наличие каких-либо других потребностей, характерных именно для данных семей. Получается, что практическую социальную работу с монородительской семьей характеризует слабый механизм диагностики, что приводит к ситуации, при которой специалисты работают над разрешением проблем, а не их предотвращением. Отсутствие единых норм и стандартов социальной работы с монородительскими семьями делает по большей степени ситуативной, что само по себе является преградой для накопления и осмысления эффективного опыта, который мог бы качественно преобразовывать профессиональную деятельность специалистов.
Можно сказать, что использование технологий социальной помощи с неполными семьями является эффективным. При этом в учреждениях, имеющих комплексный характер, есть свои достоинства и недостатки в применении технологий (охват широкого круга лиц, нуждающихся в социальной защите, сочетается зачастую с не всегда глубинным решением возникающих у них проблем). Это касается не только изученного в ходе исследования Центра, данный факт подтверждает и ознакомление с опытом организации и осуществления социальной помощи неполным семьям в других социальных учреждениях.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась, т.к. в ходе оказания помощи монородительским семье специальная диагностика не проводилась.
Для корректировки выявленных недостатков в работе были предложены рекомендации - разработка планов работы на год не только по основной направленности мероприятий но и с учетом особенностей тех, на кого будут ориентированы данные мероприятия, тщательное продумывание целевой категории заранее; адаптирование технологий социальной помощи к психологическим проблемам монородительских семей, привлечении большего количества квалифицированных специалистов-психологов, которые бы могли компетентно разрешать проблемы данной категории семей, в рамках применяемой технологии; применение технологий помощи неполной семье в воспитании детей, нацеленных на психолого­педагогическое просвещение семей, коррекцию семейного воспитания, организацию досуга семей, а так же направления, реализуемые в рамках данных технологий.


1. Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 05.04.2003 N 44-ФЗ
2. Закон Пензенской обл. от 26.11.2014 N 2645-ЗПО "О социальном обслуживании граждан в Пензенской области"
3. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56831-2015 "Социальное обслуживание населения. Услуги по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.10.2015 N 2164- ст)
4. Астахова Ю.Г. Социология семьи. / Ю.Г. Астахова. Липецк: Издательство ЛГТУ, 2012. 64 с.
5. Басов Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
6. Боровицкая, Ю.В. Семьеведение: современные технологии социальной работы с семьей / Ю.В. Боровицкая, Е.Н. Васильева, М.В. Постнова. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2011. - 110 с.
7. Бондарская Г. А. Изменение демографического поведения российских семей за 100 лет // Мир России. - М., 1999. - Т.8, N 4. С. 58-70.
8. Безрукова О. Н. Одинокие матери: проблемы жизни в мегаполисе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2007. № 4. C. 72-82
9. Блохина М. В. Проблемы внебрачной рождаемости // Социология. 2006. №3/4. С. 133-134.
10. Булкин, Ю.А. Институт семьи в социологическом исследовании проблем стратификации современного общества: автореферат дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Ю.А. Булкин. - Краснодар, 2015. - 31 с.
11. Варызгнна А.А. Превентивные стратегии избегания бедности, избираемые семьями с несовершеннолетними детьми / А.А. Варызгина. Нижний Новгород: Знания, 2015. 123 с.
12. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: авторереф. дне. доктор юрид. наук / М., 2012. 32 с.
13. Гуслова М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.
14. Данилова С. С. Социологический анализ проблем одиноких матерей в малом городе (На примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. 2009. № 1. С. 49-57
15. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми / А.С. Дудкин. - Пенза: ПГПУ, 2011. - 39 с....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ