Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Литературное 1ворчество как средство речевою развития детей старшего дошкольного возраста

Работа №149632

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Исследования речи дошкольников в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Развитие речи дошкольников в условиях ДОО 12
1.3. Литературное творчество как средство речевого развития старших
дошкольников 20
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного
возраста 29
2.2. Организация работы по использованию приемов литературного
творчества в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ эффективности использования приемов литературного
творчества в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Актуальность нашей работы определяется ролью, которую играет развитие речи в становлении психического развития любого человека. Развитие речи напрямую связано со становлением сложных форм психической деятельности человека - мышления, воображения, творчества. Развитие речи влияет на развитие чувственной и эмоциональной сферы ребенка, а также является необходимым средством обучения и воспитания.
Возрастной период от рождения до трех лет в развитии ребенка наиболее благоприятен для усвоения речи. В этом возрасте ребенок на бессознательном уровне усваивает речь любого языка, на котором говорят окружающие его люди. Усвоение речи происходит легко, без усилий. Если окружение ребенка говорит на двух или более языках, ребенок усваивает все эти языки также легко, может говорить на всех языках, не смешивая их и без акцента. Способы усвоения языка ребенком изучались и продолжают изучаться многими зарубежными и отечественными исследователями. Приверженцы бихевиористской теории ищут механизмы усвоения языка в упражнениях, сторонники биологической теории во главе с Н. Хомским утверждают, что мозг ребенка изначально запрограммирован на усвоение грамматических конструкций. Сторонники теории обучения считают, что дети «непроизвольно» извлекают общие правила из речи, которую они слышат ежедневно. Ж. Пиаже считает, что речь, как и сновидения, являются средством выражения мысли ребенка, что речь формируется позже мышления, а антропологи Б. Уорф и Э. Сапир приводят убедительные доказательства, что язык зачастую предопределяет наше мышление и поведение [37]. Представленные модели не охватывают всех феноменов языковой реальности, они лишь уточняют научную проблему, задают новые направления научных поисков, тем самым повышая ее актуальность.
В старшем дошкольном возрасте формируется понимание сложных языковых структур, увеличивается словарный запас ребенка. Появляется возможность четко структурировать ход собственных мыслей и высказываний. На данном этапе важно заложить грамотную основу понимания речи для дальнейшего эффективного развития во всех сферах. Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте недостатки речи легче всего поддаются коррекции, как в плане произношения. Так и в грамматическом построении фраз.
Развитие речи, а именно словарный запас, виды речи, этапы возникновения изучали такие педагоги и психологи, как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л Рубинштейн, Ф.А. Сохин, А.Н. Гвоздев и другие.
Современные программы воспитания детей раннего возраста в детских дошкольных организациях уделяют большое внимание развитию речи. В качестве примеров можно привести программу «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, программу «Кроха» под ред. Г.Г. Григорьевой. В детских садах предусмотрены ставки логопедов, которые занимаются коррекцией речи и общим развитием. Создание условий, способствующих возникновению потребности детей в употреблении и развитии речи, зависит от воспитателей детского сада.
Все вышесказанное делает тему нашего исследования актуальной.
Объект исследования: речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: динамика развития речи старших
дошкольников в процессе литературного творчества.
Цель исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе литературного творчества.
Задачи исследования:
1) составить обзор литературы по теме исследования;
2) провести исходную диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходно свою тему мы задумывали как исследование по речевому развитию детей. Однако в процессе работы оказалось довольно сложно оставаться в границах только речевого развития, так как речь как высшая психическая функция человека неотделима от связанных с ней сложных форм интеллектуальной деятельности - мышления и воображения. К тому же ключевое понятие темы «литературное творчество» направляло нас от речи как формы изложения к содержанию изложения как замыслу.
Насколько возможно творчество у детей дошкольного возраста? Если опираться на мысль Л.С. Выготского, что под творчеством нужно понимать любой отход от образца, реализацию собственного замысла, то это вполне возможно у дошкольников. Литературное творчество - это направление творчества детей в область литературы - сочинение новых текстов (словотворчество, сочинение стихов, загадок, историй и т. д.). Это тоже вполне по силам дошкольникам. Психологи убедительно доказали, что сензитивный период в развитии речи ребенка приходится на первые три года жизни. Многочисленные убедительные примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» [39]. О чувствительности детей к речи говорят К.Д. Ушинский [36], А.Н. Гвоздев [10], В.С. Мухина [22] и другие авторы. Таким образом, обучение детей приемам литературного творчества - вполне соответствующая, доступная дошкольному возрасту задача. Она не будет искусственно форсировать детское развитие, а наоборот, будет способствовать амплификации детского развития.
Для исследования мы подобрали игры и упражнения, которые можно объединить в два направления: словесные игры (расширяющие словарь ребенка), и упражнения творческие (сочинительство). В процессе апробации мы убедились, что творческие задания вполне доступны детям, если вызывают у них интерес. При индивидуальной работе все дети справляются с творческими заданиями. При фронтальной работе с группой в целом активность проявляют далеко не все дети. В выигрыше дети бойкие, смелые, импульсивные. Скромные, застенчивые дети, как правило, проявляются мало, но это не значит, что они остаются в стороне. Им нужно индивидуальное внимание взрослого, часто подбадривание и одобрение.
В группе выделились дети, которым понравилось придумывать. Их единицы, но все же они были. Они сочиняли сами, показывали нам. Вот примеры загадок, которые сочинили дети без нашего участия.
Зимой и летом не одним цветом (Заяц).
- - -
Уши, лапы, шерсть вокруг,
Человеку лучший друг (Собака).
К сожалению, занятий было мало, поэтому мы не могли рассчитывать на заметную положительную динамику. Ее и не было. Поэтому выводы, сделанные нами в итоге работы, могут иметь только характер предположений. Однако проверка нашего замысла, выраженного в апробации комплекса творческих заданий для детей, оказалась успешной.
Практическую значимость нашего исследования мы видим в возможности применения разработанных нами и аналогичных заданий в образовательной деятельности педагогов детского сада. Любой неравнодушный к литературному творчеству воспитатель может без особого труда повторить наши и придумать свои задания и упражнения для детей. Главное здесь, по нашему мнению, - собственная увлеченность педагога, которая позволить привлечь внимание детей и увлечь их сочинительством и творчеством в целом. Большое значение может иметь привлечение родителей к литературному творчеству ребенка, но это уже сверхзадача.
Большинство работ по литературному образованию дошкольников направлено на воспитание ребенка как читателя. А наша работа воспитывает его как писателя. Мы видим в этом определенную смелость, на которую нас вдохновили детский писатель К.И. Чуковский и детский психолог Л.А. Венгер. Конечно, мы не ставим глобальную задачу воспитания писателей, тем более что для этого необходимы специальные способности. Однако направленность на творчество, креативность, созидательность в образовательном процессе дошкольников легко вписывается в общее русло умственного воспитания детей, учитывающего инициативность, предприимчивость, склонность к экспериментированию как основные тенденции развития детей старшего дошкольного возраста.
Хотелось бы надеяться, что опыт творчества, собственные успехи в сочинительстве, публичные выступления в группе сверстников окажутся небесполезными для развития личности детей. Они повысят самооценку детей, помогут робким и застенчивым детям преодолеть неуверенность в себе, направят внимание детей на таких же творческих сверстников.


1. Абелева И.Ю. Речь о речи: коммуникативная система человека. - М.: Логос, 2004. - 208 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
3. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. / А.Л. Венгер. - М.: Дрофа, 2010. - 125 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Национальное образование, 2019. - 368 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
6. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Перспектива, 2020. - 125 с.
8. Гальперин Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте. // Психология как объективная наука. - М.: 1998. - 192 с.
9. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом «Университет», 2010. - 400 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 1996. - 374 с.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.:
Академический Проект, 2000. — 184 с.
13. Детская психология. Учебное пособие. / Под ред. Я.Л.
Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Университетское, 1988. - 399 с.
14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие
для воспитателей детского сада. / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.:
Просвещение, 1985. - 144 с.
15. Дьяченко О.М. Развитие речи дошкольника. / П.И. Невская. - М.: Просвещение, 1990. - 197 с...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ